Что такое эмоциональный интеллект, как его развивать и зачем он ребенку
Большинство родителей хотят воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь, умеют справляться с тяжелыми ситуациями, имеют друзей, заключают удачные браки.
Одной любви для этого мало. Психологи утверждают, что секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты.
Обратите внимание на эмоции!
Исследования показывают, что успех во всех сферах жизни определяется умением осознавать свои чувства и способностью справляться с ними. Это качество называют эмоциональным интеллектом.
Удивительно, но, воспитывая детей, мы часто игнорирует мир эмоций. Мы уделяем внимание проступкам и игнорируем чувства, которые как раз и служат причиной плохого поведения.
Хорошее воспитание включает в себя развитие эмоционального интеллекта. Это означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сопереживать, успокаивать их и направлять.
У детей, которые получают бóльшую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, развивается способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы окружающих, сочувствовать другим людям и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.
Какой вы родитель?
Большинство родителей относятся к одной из двух категорий: тех, кто учит детей управлять своими чувствами, и тех, кто этого не делает.
Родителей, которые учат управлять эмоциями, психолог Джон Готтман называет «эмоциональными воспитателями». Подобно спортивным тренерам, они учат своих детей умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.
Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, есть три типа:
1. Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
2. Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
3. Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.
Как это выглядит на практике
Чтобы вы поняли, насколько по-разному реагируют на чувства своих детей эмоциональные воспитатели и три вышеописанных типа, давайте представим Марину, чей малыш не хочет идти в детский сад, в каждой из этих ролей.
Трехлетнего Ваню совершенно не волнует, что менее чем через час мама должна присутствовать на важной встрече. Он говорит, что хочет остаться дома и играть. Когда Марина объясняет ему, что это невозможно, ребенок падает на пол. Он расстроен, сердится и начинает плакать.
Если бы Марина была родителем отвергающего типа, то могла бы сказать Ване, что нежелание идти в детский сад является глупым; что нет никаких причин грустить из-за того, что он уходит из дома. Затем она могла бы попытаться отвлечь его от грустных мыслей, возможно, подкупив печеньем или рассказом об интересных мероприятиях, которые запланированы воспитателем.
Если она принадлежала бы к неодобряющему типу, то могла бы отругать Ваню за отказ сотрудничать, сказать, что устала от его своевольного поведения, и пригрозить отшлепать.
Будучи приверженцем невмешательства, она могла бы принять расстройство и гнев Вани, посочувствовать ему, сказать, что для него естественно желание остаться дома, но не знала бы, что делать дальше. Не имея возможности оставить его дома и не желая ругать, шлепать или подкупать, возможно, в конце концов, она пошла бы на сделку: я поиграю с тобой десять минут, а после этого мы выйдем из дома без слез. И это могло бы тянуться до завтрашнего утра.
А как поступила бы Марина, будь она эмоциональным воспитателем? Она бы начала с сопереживания, дав Ване понять, что понимает его печаль, а затем пошла дальше и показала, как он может справиться с неприятными эмоциями. Возможно, их разговор звучал бы приблизительно так:
Марина: Надевай куртку, Ваня. Пора идти. Ваня: Нет! Я не хочу идти в детский сад. Марина: Не хочешь идти? Почему? Ваня: Потому что я хочу остаться здесь, с тобой. Марина: Хочешь остаться? Ваня: Да, я хочу остаться дома. Марина: Кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой забрались в кресло и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание. Ваня (начиная плакать): Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти. Марина: Иди сюда. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным? Ваня (кивает): Да. Марина: И тебе грустно? Ваня: Да. Марина: Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать? Ваня: Есть блины и смотреть мультики? Марина: Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще? Ваня: А мы сможем взять мой грузовик в парк? Марина: Наверное, да. Ваня: И мы сможем взять с собой Юру? Марина: Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо? Ваня: Хорошо.
Марина признала печаль сына, помогла ему назвать эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь Ваню от его чувств. Она не ругала его за печаль, как сделала бы неодобряющая мать.
Она потратила несколько дополнительных минут, чтобы справиться с чувствами Вани, но дала ему понять, что не собирается опаздывать на работу и нарушать свое обещание коллегам.
Ваня был разочарован, и Марина разделила с ним это ощущение. Тем самым она дала Ване возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день.
Пять шагов эмоционального воспитания
Как хорошо видно из предыдущего примера, процесс эмоционального воспитания состоит из пяти этапов. Родители:
1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок; 2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения; 3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка; 4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает; 5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.
Как эмоциональное воспитание влияет на развитие ребенка
Дети, чьи родители постоянно используют эмоциональное воспитание, имеют более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складываются отношения с друзьями, наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию. Они испытывают меньше негативных, а больше позитивных чувств.
Когда матери и отцы используют технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливаются. Они грустят, сердятся или испытывают страх, попадая в трудную ситуацию, но быстро себя успокаивают, приходят в норму и продолжают продуктивную деятельность.
Конечно, эмоциональное воспитание требует значительного вовлечения и терпения. По сути, оно почти не отличается от работы любого тренера. Если хотите, чтобы ваш ребенок преуспел в бейсболе, вы не отказываетесь от игры, а выходите во двор и начинаете его тренировать.
Точно так же, если хотите, чтобы ваш ребенок справлялся с чувствами, стрессом и развивал здоровые отношения, вы не должны закрываться или игнорировать выражение отрицательных эмоций; вы должны найти с ним общий язык и направлять его.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.