Недавно попался на глаза пост о том, что мы потеряли связь с корнями и неправильно отмечаем Новый год. Автор текста сокрушался по поводу того повального увлечения восточной культурой и китайским гороскопом, советовал обратиться к истокам, и начать жить в духе традиций предков.
Текст, наполненный праведным гневом, заставил меня задуматься: а какие же истоки настоящие? Когда отмечать новолетие, чтобы придерживаться духа и буквы исторической правды?
Скажу сразу, тех, кто 31 декабря будет отмечать наступление года Желтой Свиньи, я не осуждаю, лишь напоминаю, что придет он немного позже, в феврале. Но всеобщее сознание и мироощущение уже не переделать: рекламная машина праздника запущена. Прилавки магазинов ломятся от сувенирных Хрюшек, коллеги по цеху старательно пишут статьи, посвященные новогодним приметам.
Углубившись в исследование празднования Нового года в России, я поняла, что нам с этим праздником как-то не повезло с самого начала.
Начнем с того, что в разное время на Руси Новый год отмечали по-разному. Было время, когда праздник приходился на осень – 1 или 14 сентября. На весну 1 или 22 марта.
Исследователи-историки и фольклористы говорят, что в языческие времена новый год праздновали весной – в день Весеннего равноденствия 22 марта, тогда же наши предки и Масленицу отмечали, провожали Зиму. А раз зима прошла, значит и новый год наступил.
Предки наши – земледельцы и скотоводы ориентировались на сезонные работы. Весной отмечали скорые посевные работы, а по осени благодарили матушку-землю за щедрый урожай. И календарь у них был соответствующий: поэтому весна – начало года, начало нового жизненного этапа, возрождение природы, расцвет сил земли.
После принятия христианства, дабы соответствовать решениям Никейского собора, было решено перенести начало года на 1 сентября – так надо. И точка. Народ никто не спрашивал, естественно, причин такого решения не объяснял, мнения общественного не учитывал и на сельскохозяйственные графики жизни внимания не обращал.
И такой порядок встречи НГ существовал на Руси до конца 17 века.
Царь-реформатор и поклонник европейской культуры – Петр – в декабре 1699 года повелел своим указом отмечать Новый Год 1 января. Петр Повелел украшать дома ветками сосен, елей, можжевельника, гулять и веселиться. Ставила елки и наряжала их исключительно знать, обычный люд, крестьяне этот день не отмечали. Они праздновали Рождество и веселились на Святках. Постепенно петровские реформы распространились на все сословия.
А дальше, дальше немного грустно. После Великой Октябрьской революции новый год отмечать продолжали, но не долго. Были и елки, и гуляния, даже праздновать Рождество не возбранялось. Именно в этот период появился наш знаменитый Дед Мороз (аналог западного Санты). Но, буквально через несколько лет после революции концепция поменялась. В 1927 году в стране Советов началась тотальная антирелигиозная пропаганда. Как Новый Год связан с религией, не понятно, ведь это скорее, языческий праздник поклонения древу жизни, которое символизирует ель. Но факт остается фактом: вместе с развеселыми годами НЭПа кануло в Лету празднование Рождества и Нового года. Нет, новолетие в ночь с 31 декабря на 1 января отмечали, но день этот был рабочий, и никаких шумных гуляний не было.
Наступил период безвременья.
Спустя 10 лет празднование Нового года вновь разрешили. В 1937 году Совет Народных Комиссаров учредил праздник, (повелел радоваться). Наряженные пушистые красавицы попали под амнистию, а день вновь объявили нерабочим.
Самую первую елку для детей провели первого января в Московском Доме Союзов.
Именно тогда Дедушка Мороз впервые появился в сопровождении своей внучки – Снегурочки. А вот один момент из истории празднования НГ так и остался для меня невыясненным: по своему детству прекрасно помню еще одного сказочного новогоднего персонажа – Мальчика Новогодика. На старых открытках из прошлого он сопровождает Деда и Внучку. Каждый раз в новом костюмчике с цифрами грядущего года. В какой-то момент этот Мальчик неожиданно пропал, и было это еще в далекие времена СССР. Исчез из новогоднего фольклора так внезапно, что я до сих пор задаюсь вопросом, а был ли он, этот мальчик! Открыток у меня не сохранилось, но картинка стоит перед глазами явно…
Мои ровесники разделились на два примерно одинаковых лагеря: одни помнят этого персонажа, другие категорически заявляют, что его не было вовсе! Словно мы жили в параллельных Вселенных! Ну и как тут не вспомнить про знаменитый «эффект Манделы» и ложные воспоминания! Видимо мальчишка в костюме космонавта с надписью 1980 год – это плод коллективной фантазии группы людей. Во всяком случае, документальных свидетельств его присутствия на празднике у меня нет.
Перефразируя Волонда, можно сказать, что люди мало меняются: и как наши предки веселились у рождественской ёлки после указа Петра, так и советские дети и взрослые с нетерпением ждали праздника. Что 400 лет назад пышный новогодний стол был уделом избранных, что в СССР к застолью готовились заранее. «Доставали» дефицитные продукты, а лучшим подарком детям были конфеты. Самый ценный презент – красочная тематическая коробочка с «Кремлевской» елки. У меня их было несколько разных, а когда конфеты заканчивались, красный пластик еще долго хранил запах настоящего шоколада фабрики «Красный октябрь».
Новое время привнесло и новые тенденции в декор зеленого дерева. Рождественских ангелов на макушке заменили красные пятиконечные звезды. Игрушки того времени не столь яркие, как нынешние, но некоторые и по сей день наряжают домашние ели в стиле «а ля СССР». У меня этот декор не вызывает умиления или ностальгии, я считаю, что каждому времени свои аксессуары и не нужно тащить всякий хлам в новую жизнь…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Если общество перестанет меняться, оно мгновенно погибнет. Меняются у человека размеры, взгляды, вкусы, привычки. У каждого. Жизнь вообще сплошное изменение. Ибо только изменяясь мы можем расти Духом. Косность - смерть. Только мертвые лежат неподвижно. Теперь вопрос - те, кто ратует за сохранение даже неважных ритуалов - ратуют за что? Какая разница - елка, клен, тополь? Какая разница - в какой день? Каждый день человек должен оставаться человеком. Есть хорошая пословица русская - с водой и детятю выплеснули. Отделять надо зерна от плевел. И каждый день чтить мать, отца, детей, природу, жизнь - а не в один день в году объявленного праздника.
Человеку свойственно быть консервативным. Ему (во всяком случае - большинству) комфортнее в привычных условиях. Вот и сопротивляются люди новизне Потому что НЕ ВСЕГДА изменения несут позитив, чаще неопределенность, что обычно напрягает.