Безумная королева Ранавалуна, или Мадагаскарский Сталин
Давным-давно в Индийском океане у юго-восточного побережья Африки существовал волшебный остров под названием Мадагаскар, просто рай на земле. Но был в этом Эдемском саду и свой змей, имя ему – Ранавалуна.
В период своего 33-летнего господства она показала себя не менее безжалостной и жестокой, чем любой мужчина-тиран, который когда-либо где-либо правил. Ее часто включают в список 10 волевых правительниц, оставивших след в истории.
Простолюдинка Ранавалуна смогла взойти на престол благодаря случайности. Женой Радамы I она стала благодаря своему отцу: тот предупредил короля Андрианампуанимерину о готовящемся на него покушении, инициатором которого выступил собственный брат монарха. Когда сын спасенного короля Радама взошел на престол, то выплеснул всю свою ненависть к семье Ранавалуны: ему везде мерещились политические соперники, которых он тут же казнил. Горечь королевского брака усугубляло еще и то, что Радама был алкоголиком и не считал Ранавалуну любимой женой – у него их было с дюжину.
Радама умер в 1828 г., когда ему шел четвертый десяток. Ранавалуна решила не терять времени даром: она же забаррикадировалась во дворце и, воспользовавшись наработанными политическими связями, сумела добиться поддержки армейских офицеров, лидеров общин и судей, которые разделяли ее традиционные, фундаменталистские взгляды на общественное устройство. Заявив о том, что муж всегда хотел видеть на престоле ее, Ранавалуна приказала казнить всех соперников, включая племянника своего мужа, который являлся законным наследником трона. Кроме того, она приказала задушить и уморить голодом всех жен и детей из Радамы, тем самым уничтожив род короля, как когда-то он поступил с ее родом.
По острову ходили слухи, что король был отравлен и умер в мучениях, а королева тем временем появлялась на публике в сопровождении тысяч рабов и солдат. Радама I был известен в Европе как реформатор. В середине 50-х гг. XIX в. Радама I открыл Мадагаскар для иностранцев, чтобы использовать европейские политические структуры для модернизации государства. При нем христианство быстро распространялось по всему острову. Сначала его приняли члены королевской семьи, знать, затем и население.
С 1818 г. на острове действовало Лондонское миссионерское общество, которое соединяло проповедь христианства с распространением грамотности, европейских культурных и технических навыков. В течение нескольких лет на большей части острова была создана система начального образования, малагасийская письменность была переведена с арабской графики, мало отвечавшей фонетическому строю языка, на латинскую, открылись первые типографии, в которых, помимо религиозной литературы, печатались азбуки, учебники, словари, сборники сказок и пословиц.
Во время правления Ранавалуны европейское влияние на Мадагаскар значительно сократилось. Ее политика приводила к изоляции местного общества от внешнего мира, к возвращению к жизни старых архаичных структур, разрыву политических и экономических связей с европейскими державами.
В 1838 г., во время переговоров с Великобританией, Ранавалуна потребовала, чтобы торговля в портах находилась под контролем малагасийских чиновников. В ее правление интенсивно использовалась разновидность “барщины” (принудительный труд в качестве налогового платежа), когда каждый человек (кроме рабов) должен был безвозмездно работать на государя. Благодаря этим общественным работам были начаты и завершены крупные строительные проекты. Чего стоит такой факт: только на строительстве оружейного завода трудились около 20 тысяч человек. Кроме этого, была увеличена созданная Радамой I регулярная армия, численность которой теперь составила 30 тысяч человек. Вероятно, стремясь компенсировать недоверие к “женщине- руководителю”, свойственное ее культуре, Ранавалуна и выбрала беспощадно-кровожадный стиль управления.
Во время своей коронации она заявила: “Не вздумайте говорить: “Да она просто слабая и неграмотная женщина. Как она может управлять такой огромной империей?” Я не стану молиться богам, мои боги – это мои предки. Океан – вот граница моего королевства, и я ни на волосок не уступлю врагам его территории!” Дабы подтвердить свои слова, она перешла к полному уничтожению образовательных учреждений, открытых в правление Радамы.
В 1832 г. было запрещено учиться рабам, через два года – всем, кто не состоял на государственной службе. В 30-х гг. XIX в. Ранавалуна, придерживавшаяся традиционных для тех мест верований с использованием талисманов и шаманских ритуалов, приказала изгнать с острова всех христиан и миссионеров, которых когда-то принял Радама. Тех, кто рискнул задержаться, ждала ужасная участь: Ранавалуна приказала скидывать последователей христианства с морских утесов. Людей варили в котлах, сжигали заживо и подвергали пыткам, которые по своей изощренности превосходили даже инквизицию.
Одной из самых известных погибших христианок была Расалама, крещенная под именем Мария. Расалама стала одной из первых жительниц острова, кого причислили к лику святых. По дороге на собственную казнь Расалама читала молитвы. Ее сначала пытали, а затем пронзили копьями и бросили на съедение собакам. Смерть Расаламы потрясла тогдашнее общество, и история стала передаваться из уст в уста.
Судебным разбирательствам, судам присяжных и любым иным юридическим процедурам Ранавалуна предпочитала испытание ядом, или иначе “тангену”. Воры, христиане, ведьмы и другие вероятные правонарушители должны были проглотить три кусочка куриной кожи и ядовитый орех. Если им удавалось выплюнуть все три кусочка кожи и не погибнуть от отравления, они признавались невиновными. Несложно догадаться, что так везло единицам. Ранавалуна применяла этот прием и для того, чтобы проверить на верность собственных любовников.
Еще одна показательная история: в 1845 г. королева почувствовала, что ей нужно немного отдохнуть от политики и дворцовых интриг, и отправилась поохотиться на буйволов. Естественно, она взяла с собой всех придворных и рабов. Пятьдесят тысяч человек провели целых четыре месяца в изматывающей и совершенно бесполезной экспедиции. Пятая часть свиты погибла от истощения, т.к. запасы провизии и воды подошли к концу.
Франция в XIX в. пыталась удержать остров под своим контролем и, безусловно, была не в восторге от антиевропейских порядков мадагаскарской правительницы. Отбивая атаки военного флота Франции, королева пыталась найти способ положить конец зависимости острова от торговли с иностранными государствами. В этом ей помог ее друг и, возможно, любовник Жан Лаборд. Вскоре им удалось наладить производство алкоголя, ружей, пороха, шелка, мыла, свечей, фарфора и глиняных изделий.
Любопытно, что Ранавалуне, которая в открытую осуждала Францию и ее политику, очень нравилась французская мода, и ходила она преимущественно во французских платьях. С возрастом королева становилась все более и более жестокой, эксцентричной и склонной к паранойе. Ради устрашения Франции она приказала нанизать головы убитых французских солдат на копья и расставить вдоль побережья. В итоге французы поворачивали корабли назад, хотя немаловажным фактором здесь послужила и малярия.
В 1829 г., через 9 месяцев после смерти короля Радамы I, у Ранавалуны родился сын Ракуту. Официально он считался наследником и сыном законного правителя, неофициально – сыном одного из любовников Раваналуны. С самого детства мальчик ненавидел убийства и пытки и даже успел подружиться с несколькими европейскими послами, которые тогда находились на острове. Более того, принц, получивший в честь отца имя Радамы II, втайне посещал католические храмы. Принц ненавидел также все, что делали его мать и ее окружение в области политики, т.к. считал, что это – основной тормоз на пути процветания Мадагаскара.
В 1854 г. втайне от королевы принц написал письмо Наполеону III с просьбой занять территорию Мадагаскара. Предполагается, что Радама II даже совершал покушения на свою мать, и не раз. В обход матери, поддавшись на уговоры французского дипломата Жозефа-Франсуа Ламберома, принц 28 июня 1855 г. подписывает т.н. “Договор Ламберома”. По сути, произошла попытка государственного переворота, спровоцированная Ламберомом, который хотел возвести на королевский трон Ракуту, открытого европеизации.
В 1857 г. Ранавалуна, наконец, узнала о тайных планах своего сына, и по стране прокатилась череда жестоких казней и репрессий в отношении европейцев. Как ни странно, королева пощадила собственного сына и верного соратника Жана Лаборда. Пощадить-то пощадила, но свободы лишила: принц Ракуту был посажен под стражу во дворце и занял трон только после естественной смерти своей матери – Калигулы в юбке. По разным подсчетам, в результате политики изоляционизма, политических и религиозных репрессий, террора во имя сохранения традиций и независимости на острове, в результате “испытания ядом” и других безумств Ранавалуна отправила на тот свет более трети населения своей страны, почти половину.
Кстати, ее так и звали – безумная (бешеная) королева. Несмотря на политику тотального террора, неисчислимые человеческие жертвы, некоторые историки называют Ранавалуну I хорошей правительницей и лидером. Она сделала все, чтобы защитить культурное наследие и воспрепятствовать колониальному захвату острова европейцами. Иными словами, Мадагаскар сохранял свою независимость.
С Ранавалуной гуманисты сравнивали… Сталина. Те же приемчики: террор против своего же народа с уничтожением вольнодумцев и образованных людей, полная изоляция от внешнего мира, накапливание военного потенциала, грандиозное строительство за счет дармовой рабочей силы… Аналогии можно продолжать. Например, паранойя по поводу покушения на собственную жизнь – Ранавалуна все время боялась, что ее убьют. Кстати, этого так никто и не сделал: она мирно дожила до 80 лет. Совесть о невинно убиенных ее не мучила. Сталина, кстати, тоже. Оба этих тирана были искренне уверенными в том, что все делают правильно и на благо своего народа.
Любопытно, что даже в смерти они похожи: во время похорон Сталина были сотни погибших в жуткой давке, а во время похорон Ранавалуны случайно взорвался бочонок с порохом, в результате было разрушено три здания и погибли несколько прохожих. После смерти матери Радама II отказался от прежней политики королевы, и многим на острове казалось, что дух королевы преследовал нацию, выражая неудовольствие политикой, которую проводил ее сын. Однако на троне новый король продержался недолго – в 1863 г. Радама погиб в результате покушения приверженцев консерватизма. Любопытно, что европейские современники Ранавалуны в целом осуждали ее политику и называли королеву тираном или “безумной королевой”.
Такие негативные характеристики сохранялись в иностранной научной литературе до середины 70-х гг. XX в. Последние академические исследования пересмотрели деятельность Ранавалуны I. Теперь, по мнению историков, она – королева, пытающаяся расширить империю, защитить малагасийский суверенитет от посягательств европейского культурного и политического влияния. Сталина некоторые сейчас тоже пытаются обелить, пересматривают историю и выставляют этого кровавого параноика борцом за светлое будущее своей страны. Но что стоит борьба за светлое будущее миллионов ценой смерти других миллионов?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.