В наши дни нам, в общем, все равно, кем был бройлерный цыпленок,
купленный в магазине – петушком или курочкой. Но наши предки, которые
тоже часто подавали к столу домашнюю птицу, строго различали курятину и
петушатину. Если курицу ели, в зависимости от достатка, довольно часто,
то петуха полагалось есть лишь по особым случаям. Когда и как ели петуха в старинуПрежде
всего, петух у славян и у соседних с ними народов, в частности, у
германцев, финно-угров (об этом можно прочесть в этнографических
исследованиях Добротворского, Ильиной, Микушева и др.) был символом
плодородия и сексуальной энергии. Это неудивительно, поскольку петух
неизменно выступает, как «султан» целого курятника. По этой
причине петуха подавали в день бракосочетания жениху и невесте. В
описаниях старинных русских свадеб, как в городе, так и в деревне (в
частности, у этнографа М. Забылина) обязательно присутствует жареный или
отварной петух. Сидя за пиршественным столом, молодые, как правило,
ничего не едят, или их трапеза носит ритуальный характер – одной ложкой
должны отведать из одной тарелки кашу, откусить от одного каравая и т.п.
Зато в клети, где была приготовлена брачная постель, их ожидал
приготовленный петух. Молодому предписывалось порвать птицу руками и
покормить невесту. Это действие должно было одарить пару сексуальной
активностью и обильным потомством. Петух,
как символ плодородия, был частым блюдом и на поминальном столе,
поскольку наши предки верили, что смерть означает переход в иной мир,
рождение в новом качестве. Кому, как не петуху, появившемуся на свет из
яйца (мертвого, закрытого, как гроб), олицетворять это перерождение? И
по сей день во многих регионах России, например, в южных областях, на
поминки готовят суп-лапшу из петуха. Еще одно напоминание о
«плодородной» символике петуха – тот факт, что на Троицу во многих
регионах нашей страны в старину обязательно подавали курник – пирог с
начинкой из мяса этой птицы. Троица знаменует собой начало летних работ в
поле, и многие обычаи этого праздника, несмотря на его христианское
содержание, ведут свое происхождение из давних земледельческих культов. Петуха
у славян подавали мальчикам и юношам для того, чтобы они были более
храбрыми и агрессивными, ведь эти птицы – известные драчуны, защитники
своей куриной семьи. Известен «День петуха» у болгар, который отмечается
пиршеством из мяса петуха, специально откормленного к этому празднику.
Кровью птицы мажут всех мальчиков в доме, и все мужчины должны отведать
праздничного кушанья. С той же целью на русском севере, в частности, на
реке Вычегде, пишет этнограф Добротворский, петуха дают есть как
мальчикам, чтобы росли храбрыми и задиристыми, так и вообще, людям
излишне робким, в том числе, и женщинам. Петуха
хозяин дома обязательно съедал, когда птица становилась старой. Держать
дома петуха слишком долго считалось плохой приметой. Это могло навлечь
несчастья, вплоть до того, что такой старый петух, проживший пять, семь и
более лет, мог вдруг снести яйцо. А уж вылупится из этого яйца
непременно василиск или иное чудище. Поэтому каждого петуха в домашнем
хозяйстве на Руси непременно ждал в конце жизни суповой горшок. Другие поверья и обычаи, связанные с петухомПетух
у наших предков был символом солнца, света и огня, что неудивительно,
поскольку именно петух встречает рассвет заливистым криком. И он же
защищает дом и всех, кто живет в нем, от страшных духов мрака и ночи.
Поэтому у славян существовал обычай при строительстве дома или иной
постройки (амбара, например), закапывать под порог принесенного в жертву
петуха. Этот обычай фиксируют этнографы, описывавшие крестьянский быт в
XVIII-XIX веках, но он имеет более давнее происхождение. Академик
Рыбаков в книге «Язычество древних славян» пишет о находках птичьих
костей во время раскопок средневековых славянских поселений. Петух,
поскольку он связан с огнем, может защитить от пожара. Для этого нужно
на крышу прикрепить фигурку петуха и произнести при этом заговор:
«Петух-воитель, добрых дел устроитель, на крыше стоит, дом от беды
сторожит, с шеста ему не спуститься — пожару не случиться». Наконец,
бытовали у наших предков поверья о том, что петухов как-то особенно
любит водяной. Например, еще византийский император Константин
Багрянородный, живший в X веке, описывая обычаи славян, отмечает, что,
отправляясь в плаванье по Днепру и далее, через Черное море в
Константинополь, они останавливались на острове Хортица, и там приносили
в жертву петуха. При этом они бросали жребий – просто так ли зарезать
петуха в жертву, или съесть его, разделив трапезу с богами? В более
поздние времена, пишет Рыбаков, петухов приносили в жертву водяному,
закапывая их в землю или бросая в воду. И до относительно недавних
времен сохранялось поверье, что на водяных мельницах следует непременно
держать черных петухов, как птиц, особенно любезных сердцу повелителя
вод.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|