Об иконах с изображением Сталина широкой общественности стало известно в конце «нулевых» годов, после того, как в проекте «Имя Россия» на какое-то время в лидеры вышли вожди большевиков Иосиф Виссарионович Сталин и Владимир Ильич Ленин, известные жестокими гонениями на Русскую православную церковь.
«Святой» Сталин?
Возможно именно поэтому, а быть может, как предположил тогда журналист из Санкт-Петербурга Денис Нижегородцев, ради поднятия рейтинга партии, кто-то из членов КПРФ Ленинградской области предложил РПЦ канонизировать Сталина как святого – то есть причислить гонителя церкви к лику святых. Появилось и изображение вождя советского народа с нимбом над головой.
Разумеется, церковь отвергла это предложение, назвав его чудовищным, а пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Виглярский назвал это верхом цинизма и указал, что при правлении вождя было замучено и расстреляно около 200 тыс. православных священников и монахов. «Это все равно что канонизировать Нерона, которого тоже можно назвать собирателем Римской империи», – сказал Виглярский.
Однако это не произвело на коммунистов впечатления, а лидер межрегиональной организации. «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» Сергей Малинкович назвал Сталина «победителем иноземцев» и пообещал напечатать 10 тыс. «икон» и распространить их среди верующих членов партии.
Матрона и вождь советского народа
В 2008 году в храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне – внутригородском поселке в Санкт-Петербурге появилась икона Святой Матроны Московской кисти иконописца Илья Иосифовича Пивника, на которой вождь был изображен в полный рост в шинели, с портретным сходством и занимал довольно обширное пространство на изображении, – об этом сообщала газета «Новые известия».
Инициатором написания этой иконы стал настоятель храма о. Евстафий Жаков, который посчитал, что сюжет иконы вполне каноничен, так как он описывает встречу Святой Матроны со Сталиным, которая якобы состоялась во время войны и на которой Святая благословила вождя на оборону Москвы и ободрила его предсказанием о том, что он победит.
Действительно, на иконе была изображена Святая, благословляющая Сталина, обращенного лицом к верующим. Она так и называлась: «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина». Однако священноначальство не согласилось с настоятелем и в официальном заявлении епархии Петербурга говорилось, что изображения на иконе «неправомочное», так как встреча святой и вождя – всего лишь городская легенда, в реальности её не было.
Иеромонах Иов Гумеров, который принимал участие в составлении Жития блаженной Матроны, тоже склоняется к мысли, что встречи не было, так как не осталось никаких свидетельств этого, а сама святая, жившая в Москве, была до самого своего успения в 1952 году гонима властями. Он считает, что изображение вождя на православной иконе – это намеренное размывание границ добра и зла; подобное изображение опасно и может принести много вреда неопытным в духовном отношении людям.
Вскоре после привлечения к иконе внимания общественности, икона была убрана сначала в дальний угол храма, а позже — вынесена из него, а настоятель попросил освободить его от должности.
Сталин на иконах есть
В свое оправдание о.Евстафий сказал, что на идею такой иконы его натолкнула икона, которая висит в храме Святого Николая-Угодника, расположенного в Москве между корпусами Государственной библиотеки. Икона эта находится недалеко от входа и на ней присутствует изображение Сталина.
Благочинный храма во имя Св. Николая отец Владимир сказал, что эта икона действительно есть, она была написана одним из иконописцев Покровского монастыря, в котором находятся мощи Святой и подарена храму. При этом иконописец мог и не знать, что такой встречи не было. Справедливости ради следует сказать, что изображение вождя расположено на иконе на так называемых клеймах – полях житийной иконы Святого, которые располагаются вокруг его образа (средника) и повествуют о событиях его жизни.
Отец Евстафий в беседе с публицистом Константином Ерофеевым (статья «Сталин и время») говорил, что подобные иконы находятся не только в Москве, но и в Пскове, и в Курске и в других городах.
Семь раз отмерь...
На самом деле в РПЦ нет запрета на изображения мучителей, гонителей христиан. В росписях храмов можно встретить и змеев, и бесов, и дьявола, однако же следует упомянуть, что обычно их изображают довольно схематично, часто без портретного сходства, либо на иконах Страшного суда (если дело касается злых духов) либо размещают их в стороне, делая фигуры мелкими, незначительными. Например, в городе Гродно на западе Белоруссии в городском соборе есть не менее 15 икон с изображениями чекистов.
Но в последнее время происходит обратная тенденция и современные иконописцы либо по незнанию, либо по какому-то умыслу делают эти фигуры заметными. Недавно разразился скандал в Греции, где в новом храме Пресвятой Богородицы на севере страны на фреске вдруг появилось большое изображение гонителя православных христиан Ленина, который ножницами режет бороду у Святого Луки Войно-Ясенецкого, – об этом сообщало РИА «Новости».
Здесь же были изображены китайцы, которые во время Ихэтуаньского восстания убивали христиан. Эти крупные изображения, несмотря на кажущуюся каноничность, вызвали недовольство верующих и священников, ведь православие – это ортодоксальное христианство и отличается от других конфессий тем, что верно блюдет самые древние традиции. Следовательно, в иконописи следует соблюдать каноны и не изображать портреты гонителей.
Кстати, по сообщению агентства новостей BBC, в 2015 году в Белогородской области на Прохоровском поле, где происходило крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной, на церемонии награждения литературной премии «Прохоровское поле» писатель Александр Проханов внес в зал огромную «икону» со Сталиным и всем генералитетом, которые были изображены под образом Богородицы «Державная». Эту «икону», написанную по заказу Изборского клуба, потом использовал во время заупокойного молебна некий монах Афиноген, которого в Белгороде не знают.
Белгородская митрополия осудила подобное самоуправство и выпустила официальное сообщение, в котором было сказано, что «икона» со Сталиным – это провокация, манифест клуба и «иллюстрация идей» некоей «гражданской» религии, которая явно противопоставляет себя Русской православной церкви.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Многие деятели современной политической кухни заработали себе авторитет на публичном пинании "культа Сталина" и беЗчеловечных репрессиях тогдашнего "режима" ... Давайте спросим у них: А КТО НАПИСАЛ БО-ЛЕ-ЕЕ ЧЕТЫРЁХ МИЛЛИОНОВ ДОНОСОВ???? СТАЛИН??? Может быть МОЛОТОВ?????
Сталин никогда не был гонителем церкви. Этим занимались Ленин и его последователи-единомышленники.
Сталин возродил (легализовал) церковную деятельность в 1943 году, как только у него появилась власть. Репрессированные священнослужители были амнистированы.
Не редкость, когда Ленина называют богоборцем, что он «призывал «как можно быстрее покончить с попами и религией». Да и вообще сейчас модно утверждать, что большевики ненавидели религию и уничтожали священников просто так, из злобы… но все ли репрессированные были чистыми агнцами, невинными жертвами «кровавого сталинского режима»?
«Вряд ли – известно, что большинство священников в годы Гражданской войны помогали «белым» – в армии генерала Деникина насчитывалось около тысячи священников, в армии Врангеля – более пятисот, в армии Колчака – несколько тысяч. Естественно, что после их поражения, из оставшихся на территории СССР священников часть поддерживала связи или шпионили в пользу белогвардейских организаций за границей».
Можно, конечно, не верить советским пропагандистским источникам, но… многие священники, как и бывшие белогвардейцы, были недовольны победой «красных» в Гражданскую войну и легко вербовались вражескими разведками, устраивали на своих квартирах шпионские явки, как и показано в сериале «Рождённая революцией», срывали коллективизацию и т.д. Вылавливались и сектанты, например, немецкая секта «танцбрудеров» в Поволжье срывала коллективизацию, портила сельхозмашины. Следствие в 1935 году установило переписку вожаков секты и получение денег из Германии». Источник: http://kuzhist.narod.ru/Religia/Religia2.html#2
«Летом 1921 г. в Поволжье, Приуралье, на Кавказе, в Крыму, на юге Украины разразилась жестокая засуха. В 34 губерниях России царил голод. К маю 1922 г. голодало уже около 20 млн. человек, около миллиона скончалось, 2 млн. детей остались сиротами. Жители вымирающих деревень кто на телегах, кто пешком покидали голодающие районы, и, обессиленные, падали, устилая дороги трупами. В газетах появились сообщения о случаях людоедства». Что, церковники не знали об этом? Надо отдать должное, священники были разные, и помощь от них была.
6 апреля в «Правде» появилось письмо двенадцати петроградских священников, среди них – В.Красницкого, А.Введенского, Е.Белкова, А.Боярского, с обвинениями своих собратьев и архипастырей в равнодушии к голодающим и в контрреволюционных замыслах, от которых они публично отмежевывались. 26 апреля в Москве, в здании Политехнического музея, открылся процесс, на котором судили 20 московских священников и 34 мирянина по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей». Источник: http://xreferat.ru/35/6460-1-bol-sheviki-i-cerkov.html
«В начале 20-х годов небывалая засуха в Поволжье и ряде других регионов страны создала угрозу голодной смерти для миллионов людей. Нужны были средства для закупки хлеба за границей, а их у Республики Советов не было. Возникла идея использовать для этой цели часть ценностей, сосредоточенных в храмах. 23 февраля 1922 г ВЦИК издал декрет, согласно которому местным Советам предлагалось в месячный срок изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий по описям и договорам, те драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие которых не может существенно затронуть сам культ, и передать их в органы Народного комиссариата финансов со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим.
Тихон решил сорвать проведение данного декрета в жизнь и тем самым сделать советскую власть беззащитной перед лицом голода, ускорить ее крах. 28 февраля 1922 г. он обнародовал послание, в котором заявил: «Мы не можем одобрить изъятие из храмов освященных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается законами вселенской церкви и карается ею как святотатство – мирянин отлучением от нее, священнослужитель – извержением из сана».
Приверженцы патриарха восприняли это послание как призыв к активным антисоветским действиям. Они натравливали религиозных фанатиков на членов комиссий, занимавшихся изъятием церковных ценностей, что привело к многочисленным эксцессам с кровавым исходом. Однако ни сорвать проведение в жизнь декрета от 23 февраля 1922 г., ни помешать эффективной борьбе с голодом, ни восстановить население охваченных засухой районов страны против Советской власти церковники не смогли и в этот раз. Наиболее активные организаторы и участники антисоветских церковных акций предстали перед народным судом и были сурово наказаны за противозаконные действия подрывного характера».
8 Ferz (Сегодня 12:36) : "...Сталин умер в 53 - а я говорю про дела до 91 года..." _________________________________________________________________________________________________
Железяка, ты опять тупишь... Эта статья о Сталине и его отношении к религии и церкви.
Сталин умер в 1953 году, и уже после его смерти Хрущёв снова начал ущемления церкви, и это продолжалось до 1991 года...