Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?
История советских штрафников Великой Отечественной началась 28 июля 1942-го после выхода приказа наркома обороны (НКО) № 227. В нем Сталин потребовал сформировать штрафные батальоны и роты, куда направлять отступивших без приказа командиров и бойцов, чтобы они на опасных участках фронта могли кровью искупить свою вину.
Но иногда преступления и ошибки были столь масштабны и символичны, что наказанию подвергались не отдельные военнослужащие, а сотни бойцов и даже отдельные воинские части.
Эшелон под трибунал
18 мая 1944-го на станции Красноармейская в Харьковской области произошло чрезвычайное происшествие. Его участниками были бойцы эшелона с маршевым пополнением из 6-й запасной стрелковой дивизии, стоявшего там трое суток. Сопровождавшие их офицеры не знали своих подчиненных, не работали с ними, позволяя им нарушать дисциплину. В результате красноармейцы самовольно уходили со станции в город, где покупали у спекулянтов спиртное. В эшелоне началось пьянство.
Спьяну подобрав неразорвавшуюся мину, бойцы стали разбивать ею доски для разведения костра. Мина взорвалась, несколько человек погибло и было ранено.
Впрочем, к тому моменту и сам эшелон напоминал бомбу замедленного действия. Личный состав маршевого пополнения формировался без должной проверки, в результате чего в него попало значительное количество уголовников. Воспользовавшись инцидентом с миной, преступные элементы организовали беспорядки. Бойцы разоружили и избили своих офицеров.
Вскоре о ЧП узнали в Москве. Так появился приказ НКО №0023, подписанный Сталиным 9 июня 1944-го. Это был один из наиболее грозных дисциплинарных приказов, отданных наркомом обороны во время войны.
В нем Сталин приказал снять с должности и отдать под суд командующего Харьковским военным округом генерала Степана Калинина. Также «за формальное и безответственное отношение к формированию эшелона» с должностей были сняты начштаба 6-й запасной дивизии и командир 166-го запасного полка. Командир дивизии отделался выговором лишь потому, что недавно вступил в должность и в момент формирования и отправки пополнения был болен.
Зачинщиков беспорядков Сталин приказал отдать под трибунал, а весь остальной состав эшелона, включая офицеров, отправить в штрафные части. Данный случай является, вероятно, первым, когда в «штрафную» одним приказом единовременно были отправлены сотни военнослужащих. Но не единственным.
Утерянные святыни
Еще 21 декабря 1942-го своим указом советское правительство ужесточило наказание за утрату знамени, являвшегося святыней для воинской части. Если ранее за это часть ждало расформирование, то теперь новое положение о Красном Знамени гласило, что при его потере «вследствие малодушия воинской части ее командир и весь командный состав, виновные в таком позоре подлежат суду Военного трибунала».
Эта мера должна была не допустить повторения потери знамен в 1941-42 годах, когда советские войска оказывались в окружении. И, несмотря на то, что с 1943-го Красная Армия наступала, такие неприятные инциденты все еще происходили. К примеру, в октябре 1944 года в Венгрии были разом утрачены три полковых знамени.
В это время 2-й Украинский фронт маршала Родиона Малиновского проводил Дебреценскую операцию. Сначала советское наступление было успешным. Но немецко-венгерские войска организовали контрудар и даже окружили конно-танковые группы генералов Иссы Плиева и Сергея Горшкова. Малиновский приказал им прорываться из окружения.
Выход из окружения прошел в трудных условиях. По этому поводу Горшков позже доложил Малиновскому, что во время прорыва вражеская авиация бомбила и штурмовала боевые порядки его 5-й гвардейского кавкорпуса, «нанося большие потери в людях, лошадях и сжигая автомашины и повозки». Во время боев пропали знамена четырех советских полков. Два из них принадлежали 8-му и 10-му гвардейским десантным полкам из 3-й дивизии, а два других 214-му и 220-му из 63-й кавдивизии. Правда, знамя последнего вскоре нашлось.
Об остальных трех пропажах Малиновский был вынужден доложить в Москву. Теперь только Сталин мог решить судьбу трех полков и их командиров. Ознакомившись с подробностями произошедшего, главковерх принял соломоново решение.
16 декабря 1944 года вышел приказ НКО №0405. В нем Сталин отметил, что десантные полки совершали прорыв в «исключительно тяжелых условиях». Бойцы и командиры обоих полков, охранявшие знамена, героически погибли в бою. Таким образом, их утрата произошла «не в результате малодушия, неорганизованности или трусости». Сталин приказал не расформировывать полки, сохраняя за ними гвардейские звания и ордена, и вручить им новые знамена.
Но знамя 214-го кавалерийского полка, которым командовал гвардии подполковник Евгений Данилевич, было утрачено при других обстоятельствах. 23 ноября Сталин издал приказ №0380, в котором изложил свое решение. Во-первых, он отметил, что потеря знамени произошла из-за несогласованных действий частей. Сосед 214-го полка – 42-й гв. кавполк оставил свою позицию по приказу, но не предупредил об этом. Это привело к выходу противника к командному пункту 214-го полка через оголенный фланг, что подтолкнуло ассистентов знаменосца к попытке унести знамя в безопасное место. «Знамя полка, направленное с ассистентами к штабу дивизии, было утеряно», – говорилось в приказе.
Во-вторых, Сталин отметил, что утрата знамени ведет к суду виновных, а часть к расформированию. Однако нарком учел, что утеря знамени 214-го полка произошла «не вследствие малодушия» его личного состава, а по «причине нераспорядительности» комполка. Поэтому, учитывая прошлые заслуги части, он решил не расформировывать ее, а перевести «в разряд штрафных», чтобы часть в боях искупила свою вину. Виновником утраты знамени Сталин назвал командира полка Данилевича, наказав его снижением звания до майора. Аналогичное наказание понес и командир полка, который находился с фланга – как тот, кто спровоцировал тяжелое положение соседа.
«Штрафной» полк
Решение Сталина было беспрецедентным. Впервые такому наказанию подвергались не отдельные люди или даже группы людей, а целая воинская часть, чей личный состав насчитывал не менее тысячи человек.
Однако это значило и то, что дальнейшая жизнь штрафного полка регулировалась лично наркомом, а не положением о штрафниках 1942 года. И оно не распространялось на его бойцов и командиров. Они не были лишены званий, продолжали получать награды и благодарности. Таким образом, штрафной статус 214-го кавполка был скорее моральным наказанием.
Не сказалось положение о штрафниках на военнослужащих 214-го полка и в плане боевых действий. Эта часть продолжала воевать наравне с другими частями своей дивизии. Более того, ей даже поручались важные задания. Например, в январе 1945 года группа казаков спасла положение 7-й стрелковой дивизии, предотвратив прорыв немецких войск в ее тыл. Казаки помогли пехоте, совершив, вероятно, одну из последних кавалерийских атак в той войне.
И уже окончательно свою вину 214-й кавполк искупил в конце января 1945-го в боях у венгерского озера Беленце, когда противник силами двух танковых корпусов СС предпринял попытку деблокировать Будапешт. 20-21 января полк Данилевича снова попал в окружение. Несмотря на тяжелое положение, казаки вели бой и начали отступление лишь по приказу, прорвавшись к своим под прикрытием темноты.
В целом в боях за Будапешт части 5-го гв. кавкорпуса, включая и штрафной полк, получили высокую оценку командующего фронтом маршала Федора Толбухина. В феврале 1945-го 214-й полк получил новое знамя, то есть искупил свою вину.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
приказ НКО №0023, подписанный Сталиным 9 июня 1944-го. Это был один из наиболее грозных дисциплинарных приказов, отданных наркомом обороны во время войны.
Именно такого приказа не было:
Общий перечень приказов Народного комиссара обороны СССР за 1944 г. с грифом "Секретно"
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПО УЧЕТУ ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ (В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ)
1. Ввести в действие с 1 мая 1944 года объявляемое "Наставление по учету личного состава Красной Армии (в военное время)" (не приводится). https://www.consultant.ru/cons....ZJpf0ub
В нем Сталин приказал снять с должности и отдать под суд командующего Харьковским военным округом генерала Степана Калинина.
Справка:
С 1 декабря 1941 года — командующий войсками Приволжского военного округа В июне-июле сформировал в округе 8-ю резервную армию, 15 августа 1942 года назначен командующим созданной на её базе 66-й армии и направлен вместе с нею на Сталинградский фронт, но там по требованию заместителя Наркома обороны СССР — начальника Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии Е. А. Щаденко приказ о назначении Калинина командармом был отменён, 27 августа он сдал армию новому командарму генералу Р. Я. Малиновскому и вернулся к командованию Приволжским ВО.
С 23 марта 1944 года — командующий войсками Харьковского военного округа. 18 мая 1944 года на станции Красноармейская произошли беспорядки среди личного состава эшелона с маршевым пополнением (в котором оказалось 444 лица, ранее судимые за уголовные преступления), сопровождавшиеся гибелью людей, грабежами, избиением офицерского состава. Приказом народного комиссара обороны СССР И. В. Сталина № 229 от 9 июня 1944 года командующий войсками округа генерал С. А. Калинин был обвинён в разложении работы в округе своей бездеятельностью и недобросовестным отношением к делу, снят с должности командующего войсками Харьковского военного округа и отдан под суд.
Собранными органами НКВД материалами в отношении генерал-лейтенанта С. А. Калинина отмечалось: «В беседах со своими сослуживцами и в публичных выступлениях заявлял о нерентабельности и низкой производительности труда в колхозах, брал под свою защиту репрессированных кулаков, высказывал недовольство карательной политикой Советского правительства. Во время Отечественной войны выражал сомнения в правильности ведения войны, обвиняя Верховное Главное Командование Красной армии в том, что оно не заботится о сохранении людских резервов, допускает в отдельных операциях большие потери».
При обыске на квартире Калинина были обнаружены его дневники с резко критическими отзывами в адрес советского руководства. В декабре 1946 года уволен из Вооружённых сил.
Через 7 лет после ареста, приговором Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 октября 1951 года Степан Андрианович Калинин был признан виновным по статье 58-10 ч. 2 и по статье 193-17 п. «а» Уголовного Кодекса РСФСР, приговорён к лишению свободы сроком на 25 лет с поражением в политических правах на 5 лет с конфискацией имущества и лишением воинского звания генерал-лейтенант, а также лишением государственных наград. Срок отбытия наказания исчислялся с 14 июня 1944 года. Лишён воинского звания «генерал-лейтенант» Постановлением Совета Министров СССР от 10 января 1952 года.
вскоре после смерти И. В. Сталина решением Военной коллегии Верховного суда СССР 28 июля 1953 года был отменён приговор от 25 октября 1951 года, дело пересмотрено и назначенное С. А. Калинину наказание в виде 25 лет лишения свободы было понижено до фактически отбытого им срока — 9 лет и 1 месяца, без поражения в правах. В связи с отбытием срока наказания С. А. Калинин из-под стражи должен быть выйти на свободу, но его оставили в лагере отбывать срок по приговору 1953 года. Только после отмены и этого приговора в Верховном суде СССР (дело рассмотрено 13 ноября) С. А. Калинин 17 ноября 1953 года вышел на свободу.
В январе 1954 года он был восстановлен в воинском звании, тогда же восстановлен в Советской Армии и сразу уволен в запас по возрасту с назначением положенной генералам пенсии.
Полностью реабилитирован 2 ноября 1956 года
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]