«…и подбежал он под того слона, лег под него и убил его, и пал на него слон на землю, и он умер там». Первая книга Маккавейская, 6:46
История и культура. Мы уже не раз на страницах ВО поднимали вопрос о том, каким образом люди в былые времена распространяли и сохраняли информацию. Например, каким образом её передавали друг другу люди разных народов в эпоху раннего бронзового века при отсутствии письменности. Или другой вопрос, откуда они брали информацию о событиях, очевидцами которых они не являлись? Когда же у людей появилась письменность, то появилась и возможность любую информацию накапливать и передавать потомкам, собственно, они и раньше могли её передавать, но теперь, кроме изустного канала, появился ещё письменный. То есть возможностей информирования у людей стало больше.
Но… тут возникла одна важная проблема, связанная с умением интерпретировать письменную информацию. Например, мы можем увидеть на рисунке слона, но, не зная, что это слон, не сможем назвать его… слоном! И наоборот: прочитав в текстовом описании, как выглядит слон, далеко не всякий человек после этого сумеет его изобразить похожим… на слона, даже в том случае, если он умеет рисовать.
Очень ярким примером таких сложностей могут являться средневековые миниатюры из европейских манускриптов с изображениями боевых слонов древности. В Древнем мире они применялись довольно широко, так что в описания древних историков, безусловно, попали. Книги Геродота, Аристотеля и многих других древних авторов в Средние века просвещенным европейцам были хорошо известны. Их читали, их переписывали в монастырях. Но вот как быть с оформлением? Дело в том, что древние рукописи иллюстраций не содержали, а барельефы с изображением боевых слонов существовали, но как раз в тех местах, куда европейские хронисты не заглядывали.
Отсюда именно в изображениях боевых слонов в миниатюрах средневековых художников иллюминаторов мы имеем поистине удивительный сплав знаний и фантазии, а ещё каждая миниатюра из датированной рукописи – это ещё и всякий раз памятник своему времени, потому что то, что этих художников в то время окружало, они изображали обычно очень точно. А вот историческим видением истории они не обладали, и потому экстраполировали своё видение современных реалий в далекое прошлое.
Кстати, многие читатели ВО после публикации материала, посвященного манускриптам-бестиариям Средневековья, просили меня рассказать именно о боевых слонах. Но какие боевые слоны были в Европе в Средние века? Да, в Индии они применялись довольно долго, а доспех одного из них даже красуется в Королевском арсенале в Лидсе в Англии. Но… европейцы о них если и знали, то лишь понаслышке, и то после успешного возвращения экспедиции Васко да Гамы. А так, это была информация через десятые руки, на уровне рассказов про людей песьеглавцев и золотоносных муравьёв.
К тому же рассказывать просто о слонах, изображенных на миниатюрах, на мой взгляд, было бы не очень интересно. Значительно интереснее будет, если каждую миниатюру «со слонами» мы, опять-таки, рассмотрим в качестве исторического источника. Итак, вот они, красавцы, прямо перед нами!
Почему «из последних»? Ну, возможно, есть и иные, но все дело в том, что в 1450 году книги уже не только писали от руки, но и стали печатать. Печатные книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года, назывались инкунабулы, и в них тоже были иллюстрации, но уже изготовленные типографским способом. А мы рассматриваем пока что только средневековые манускрипты и их миниатюры.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.