Как-то я задал этот вопрос в аудитории, полной студентов и аспирантов
УрФУ, с тем же результатом — молодые шаловливые ручки дернулись было за
смартфонами, но были остановлены моим рыком. Первый ответ был: «Примерно
(!) пятьдесят (!)».
Тут любой (ну, почти)
скажет: старческое (бумерское, аналоговое, ламповое) брюзжание человека,
не вписавшегося в цифровую эру. Филологи могут не знать математику (чо,
правда? Даже на уровне шестого класса средней школы?) Расскажи нам еще,
дедушка, что раньше деревья были больше и трава зеленей — знаем,
слышали. И вообще смартфоны не зря придумали.
Но. Психотерапевт
Андрей Курпатов, в нулевые выглядевший непьющим длинноволосым
механизатором, случайно заглянувшим в телестудию (сейчас-то он —
благородный лорд: аккуратная бородка, стрижка, стильные очки) по мере
сил бьет в колокола: мы тупеем. У детей СДВГ (синдром дефицита внимания и
гиперактивности) через одного. Начали разбираться — оказалось, не
сформированы важнейшие паттерны мышления, освоения окружающей среды.
Дети не знают, что делать, когда тебя не развлекают, не знают, как
читать книжку, как и во что играть в одиночестве, как себя развлечь. Они
шумят, мельтешат, истерят без особого толка — особенно при отсутствии
зрителей.
«Мы катастрофически тупеем» У взрослых не лучше —
информационная псевдодебильность. По-простому это «по телевизору же
сказали...» Мозг, как и тело, не любит напрягаться. Он выбирает
простоту. С горочки катиться всегда легче, чем на нее карабкаться.
Простота — это спросить у смартфона. Мы катастрофически тупеем, теряем
навыки социального взаимодействия, наши фантазии слабеют. Можно было бы
не обращать на его слова особо пристального внимания, если бы не
пугающие подтверждения, встречающиеся на каждом шагу: раньше в
инструкции к автомобилю писали, как выставлять зазоры на клапанах,
теперь же просят не пить жидкость из аккумулятора. Почувствуйте разницу.
Социальное взаимодействие ослабевает и хиреет на корню, в
современном мире нет признанных лидеров и авторитетов, все примерно
равны — от этого в обществе не возникает точек кристаллизации, вокруг
которых формируется новая социальная среда и навыки взаимодействия —
пример безрезультативно бурлящих Белоруссии и Хабаровска перед глазами. В
дофейсбучную эпоху люди вынуждены были помнить (или записывать в
специальные книжечки) имена нужных людей и просто друзей, их дни
рождения, адреса и телефоны, имена их половинок и отпрысков. В случае
засора в раковине ты рылся в своей книжечке, выискивая Сашу-сантехника:
ты был с ним знаком, у вас была какая-то история взаимоотношений. У Саши
ты был записан как Вася-книги или Сергей-такси. И вы были нужны друг
другу, вы взаимодействовали. В записную книжку не попадал абы кто.
Теперь же отрывай сайт, ищи услугу — придет некто, обучавшийся у
YouTube, может сделает. Не надо ничего о нем знать, не надо с ним никак
взаимодействовать. Он для вас не важен. Когда же доходит до большого
общего дела — низвержения диктатуры, к примеру, отсутствие подобных
навыков сказывается самым печальным образом.
«Через несколько лет эти люди начнут проектировать мосты и дома» Мозг
человека формируется до 25 лет. Особенно важны первые три года, когда
мы приобретаем необходимые для жизни навыки: держать кружку и ложку, не
проливая содержимое, одеваться, ходить, не падая, и множество других
подобных. Мозг обучается по проверенной схеме: показали (объяснили),
попробовал под присмотром наставника, попробовал самостоятельно, а
дальше — лети, практикуйся, набивай руку! В мире, где навык не
закрепляется практикой, где после теоретической лекции не дают пощупать,
потрогать, разрезать, а в идеале разобрать-собрать предмет изучения,
где наставник не хлопает одобрительно тебя по плечу (тактильные
ощущения), навык не закрепляется.
При вербальной передаче
информации (на лекции) до 80% ее передается невербальными знаками: как
сказал, как повернулся, как всплеснул руками, присел на стол, посмотрел
со значением на студентку... При онлайн-уроках важная часть всего этого
пропадает. Zoom, при всем уважении, не передает всю палитру. И
появляются пилоты, неспособные посадить самолет с отказавшим датчиком (в
99% случаев при мягкой посадке наши пассажиры аплодируют автопилоту),
врачи, не умеющие поставить внутривенный укол, журналисты и философы,
пишущие с ошибками (Яндекс исправит). Из собственного опыта: примерно
половина клиентов просят показать, как включается перфоратор. А там
единственная кнопка.
Важно самостоятельное чтение. С детства.
При чтении мозг работает в усиленном режиме, запоминая, сопоставляя,
рисуя картинку происходящего. Мозг выстраивает нейронные связи — ему
нужно адаптироваться к окружающей среде. При этом картинка в каждой
голове рисуется различная, что открывает простор для интерпретаций и
фантазий. Выясняется, что у разных людей разное прочтение одного и того
же, а значит и различные взгляды. Что, как вы понимаете, не сообразуется
с одобренным стандартом среднего образования. Современные школьники
больше налегают на картинки и видосики из TikTok, заучивая (чтобы
отвязались) правильные ответы для ЕГЭ. Да и то не всегда получается.
Простой
пример: все в школе проходили (читали, конечно, немногие) роман «Война и
мир» и «образ Наташи Ростовой как воплощение характера русской
женщины». Описание ее внешности рисовало в головах школьников различные
картинки ровно до тех пор, пока в 1965 году Бондарчук не снял свой
оскароносный фильм, пока школьников массово не привели в кинотеатры и не
ткнули носом в экран: Наташа Ростова — такая. И в головах миллионов
советских школьников засела Людмила Савельева в образе Ростовой. Ничего
не надо выдумывать, не надо строить никаких новых нейронных связей —
государство о вас позаботилось, освободив от необходимости преодолевать и
осмыслять трудный текст, Бондарчук придумал Ростову за вас. Глотайте.
Тогда,
в 70-е, это был единичный и оттого запомнившийся случай. Сейчас
примерно так работает все «образование», а с повсеместным введением ЕГЭ и
дистанционного обучения тенденции отрыва от практики только
усугубились.
Культура печатного
текста, требующего работы по осмыслению, умирает. Это заметно по
соцсетям: сначала был полностью текстовый ЖЖ, затем — Facebook,
«ВКонтакте», затем Instagram с картинками и Twitter, где 140 знаков,
сейчас TikTok — только видосики с готовыми образами. Проще, еще проще,
совсем просто.
Креативность (способность к придумыванию нового)
в мире росла до начала 1990-х годов, затем было десятилетнее плато и, с
изобретением смартфонов, пошла вниз. С ускорением. Современный ребенок в
большинстве своем ничего не выдумывает — он ищет готовые ответы в сети,
он усваивает готовые образы, транслируемые с экрана, он не запоминает
информацию, адаптируя ее к окружающей среде, тренируя мозг — зачем,
когда есть Google и «Яндекс»? Учиться он зачастую тоже не хочет,
потребностей, в том числе материальных, у него минимум — был бы в
кармане телефон. И зарядка к нему.
Символ этого нового смутного
времени — Анатолий Вассерман. Человек, который все знает, но не понимает
решительно ничего. Человек, не способный из огромного массива данных
выстроить логические цепочки, подметить закономерности, сделать верный
прогноз. Его адаптивность к окружающей среде вызывает сомнения не только
у меня — он так и не смог продлить свой род, не смог выстроить
отношения с кем-то, кроме себя, да и в части практического применения
огромного массива данных, хранящихся в его всклокоченной голове, у меня
большие сомнения.
Мы накапливаем все больше знаний по
периферии, но не способны на великие обобщения, вроде теории
относительности — для этого нужна креативность и широта мышления многих.
Даже не в плане придумать, а в плане — понять. Мы все меньше можем
понимать сложное. И принимать его.
Навязываемый с экранов
лозунг пандемийного времени звучит, как в старой рекламе с Николаем
Симоновым в роли Петра I: «Будем на диване лежать — и Россию поднимем!»
А мне кажется, лежа на диване в обнимку с телевизором, мы ее окончательно угробим.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.