В Венском музее военной истории среди прочих экспонатов хранится шикарный автомобиль начала прошлого века. На табличке написано, что это именно тот самый автомобиль, в котором были убиты эрцгерцог Франц Фердинанд и его супруга София Хотек. Это убийство стало прологом Первой мировой войны. Однако экскурсовод расскажет вам, что число погибших в этом автомобиле гораздо больше двух. Каждый, кто садился за его руль, был уже приговорен к смерти.
Элитное авто
Начало XX века. Отходили в прошлое кареты и конные экипажи. Желавшая идти в ногу с веком элита пересаживалась на автомобили. Австрийский граф Франц фон Харрах давно искал авто, подобающее его высокому сану. И наконец нашел. Это был открытый автомобиль компании «Graf & Stift» модели 28/32 PS. Сиденья, обитые кожей, встроенный бар, мощный двигатель – граф гордился своим автомобилем.
Когда он узнал, что будущий император Австро-Венгрии посетит Сараево, он предложил для прогулки свой «Грэф». Машина была достойна даже императора.
Раз
28 июня 1914 года около 10 утра Франц Фердинанд в супругой прибыли в Сараево и сели в ожидавший их роскошный автомобиль. Кортеж двинулся к ратуше. В это время на набережной Аппель занял позицию Неделько Чабринович. Когда автомобиль поравнялся с ним, он бросил бомбу.
Граната отскочила от верха и взорвалась под колесами следующей машины. Пострадали 20 человек, но не эрцгерцог. После церемонии в ратуше Франц Фердинанд с супругой отправились в больницу навестить пострадавших в ходе покушения. Ехали опять по набережной, где кортеж ждал Гаврило Принцип. Два выстрела из браунинга – два трупа: эрцгерцог и его супруга.
Два
После роковых выстрелов заварилась такая кутерьма, что графу фон Харраху стало не до автомобиля: Австро-Венгрия объявила Сербии войну, и убитых начали считать тысячами. Возможно, граф был суеверным и не хотел ездить на автомобиле, в котором уже однажды погибли пассажиры.
А вот генерал-губернатор Боснии и Гецеговины Оскар Потиорек суеверным не был и взял автомобиль себе. Учитывая, что Потиорек находился в этом самом автомобиле в момент покушения, это его решение кажется очень странным.
С налом военных действий Потиорек был назначен командующим вооруженных сил на Балканах. Но военное счастье отвернулось от боевого генерала. Раз за разом он проигрывал сражения уступающему ему в численности противнику и после очередного разгрома был с позором отправлен в отставку. Умер своей смертью, но в психиатрической лечебнице.
Три
Автомобиль опального генерала взял себе его адьютант. Молодой офицер возил в роскошном автомобиле венских красавиц и каждая поездка оканчивалась победой на любовном фронте. Ни одна «крепость» не могла устоять против совместной атаки молодого красавца и потрясающего «Грэфа».
Однако кампания была недолгой, всего 8 дней. На 9-й адъютант, катая очередную даму сердца, сбил двух крестьянок, а затем врезался в дерево. Список жертв авто увеличился до семи.
Четыре
После первой мировой войны автомобиль достался губернатору одной из провинций новообразованного королевства сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославии). Высокопоставленный чиновник любовно восстановил машину и приготовился к триумфальным поездкам.
Через 4 месяца автомобиль… нет, он не убил владельца, но в ходе очередного ДТП губернатор потерял правую руку и один важный орган, которым дорожит каждый мужчина. Так что губернатора смело можно отнести к жертвам.
Пять
Раздавленный небывалой потерей чиновник приказал уничтожить машину, но вмешались человеческие тщеславие и жадность. Доктор, оперировавший несчастного хозяина «Грэфа», загорелся мыслью стать владельцем такого раритетного автомобиля. Сумма, предложенная им назначенным «палачам» за разбитый автомобиль была столь значительна, что те дрогнули и в нарушение прямого приказа не разобрали машину на винтики, а передали эскулапу.
Шесть, семь, восемь, девять
Доктор ездил на автомобиле довольно долго - только через шесть месяцев из под перевернутой машины вытащили его труп. Оставшаяся без кормильца вдова, бившаяся теперь за каждый грош, продала машину одному ювелиру. Тот машину отремонтировал и поставил в гараж. Хвастаясь своей покупкой, он, однако, предпочитал на ней не ездить.
И все же автомобиль своего владельца угробил. Через год с небольшим разорившийся в прах ювелир повесился. Следующим владельцем стал швейцарский автогонщик. Когда он врезался в столб и список жертв автомобиля пополнился еще одним трупом, никто не удивился.
Последним его владельцем был житель Сараево. Бедняга разбился, когда ехал на собственную свадьбу. Вместе с хозяином погибли четыре пассажира.
Счет закрыт?
Автомобиль вновь восстановили, но желающих стать его владельцем больше не находилось. Раритет купил Венский исторический музей, где он и находится в зале, посвященному убийству в Сараево. Статус музейного экспоната гарантирует, что больше никто никогда не сядет за его руль, а значит список жертв зловещего «Грэфа» можно считать закрытым. Хотя жизнь порой такие коленца выбрасывает!
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.