Сегодня исполнилось 145 лет со дня рождения основателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского
Что это был за человек? Публикуем текст из статьи Валентина Катаева «Первый чекист».
Можно одним словом охарактеризовать кипучую жизнь Дзержинского: горение. Это горение состояло из бешеной ненависти к злу и страстной, самозабвенной любви к добру и правде. До последнего вздоха он боролся со злом с неслыханной страстью и силой, сделавшей его имя легендарным. Не было случая, чтобы он отступил в этой борьбе.
Человек неукротимой энергии и немедленного действия, Феликс Эдмундович оставался верен себе в любой, даже в самой ужасающей, обстановке. Слово «Дзержинский» приводило врагов в ужас. Оно стало легендой. А между тем в начале своей деятельности Всероссийская Чрезвычайная Комиссия насчитывала едва ли сорок сотрудников, к моменту же переезда её из Петрограда в Москву — не более ста двадцати. Дзержинский сделал ЧК подлинном и буквальном смысле этого слова орудием в руках государства.
Железная власть находилась в руках Дзержинского и всех чекистов. Потому-то Феликс Эдмундович и был так суров и требователен прежде всего и в первую голову к своим товарищам по ВЧК. — Быть чекистом — есть величайший искус на добросовестность и честность, — неоднократно говорил он. Он не гнушался самой черной работы и неустанно призывал к этому своих соратников. Дзержинский не чурался самой чёрной чекистской работы. Он лично ходил на операции, делал обыски, изъятия, аресты, зачастую подвергая свою жизнь смертельной опасности.
Он первый бросался на самые трудные участки советской и партийной работы, не считаясь с «чинами». В 1920 году страшные заносы, которые могут сорвать транспорт, — и Дзержинский первый на борьбе с заносами. «Предчрезкомснегпуть». Тысяча девятьсот двадцать первый год — поволжский голод, — и Дзержинский первый в Помголе.
Да мало ли этих, на первый взгляд незначительных, но таких замечательных фактов! И вот наконец последнее утро. У Дзержинского под глазами мешки. Лицо узкое, бледное. Он не спал всю ночь, готовясь к своему последнему выступлению. Он стремительно уходит, торопясь на Пленум ЦК. И там звучит его страстный, неукротимый голос, покрывающий жалкие реплики Каменевых, Троцких и К°, мощный голос человека, которому ненавистна ложь, который умеет бесконечно, глубоко любить, но и жгуче, неукротимо ненавидеть… «…А вы знаете отлично, в чём заключается моя сила, — говорит он, обращаясь к оппозиции. — Я не щажу себя никогда… Я никогда не кривлю душой, если я вижу, что у вас непорядки, я со всей силой обрушиваюсь на них…» И, рванув на себе воротник рубахи, судорожно протягивая белую руку к пустому графину, неистовый Феликс продолжал говорить, громя противников и судорожно делая последний вдох… 1936 г.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.