Жёлтый пушистик в берете. Журналу «Мурзилка» исполнилось 100 лет
Самому известному детскому журналу 16 мая 2024 года исполняется век. Каким был журнал в Советском союзе и откуда Мурзилка пришёл в СССР, «АиФ-Воронеж» рассказал историк и букинист Игорь Маркин.
Как иностранец Мурзилка оказался в советском журнале
Ещё в 1879 году образ персонажей-коротышек в канадских детских комиксах воплотил местный художник-иллюстратор Палмер Кокс. Маленьких проказливых человечков автор назвал «брауни» - именно так называются существа в мифологии Шотландии и северной Англии, по своим повадкам похожие на домовых. Со временем комиксы выросли в отдельные книги, в которых коротышки продолжили свои истории. Эти рассказы издавались до 1915 года.
Идею канадца в Санкт-Петербурге подхватила и развила русская переводчица и писательница Анна Хвольсон. В рассказах о приключениях коротышек, которых она называла эльфами, впервые появился Мурзилка, а одним из его знакомцев стал Незнайка. Последнему отдельную жизнь на страницах своих книг подарит писатель Носов, который после Великой Отечественной войны публиковался в журнале «Мурзилка».
«Ещё в России в 1908 году Мурзилка стал настолько популярен, что в журнале «Задушевное слово» стало выходить приложение «Журнал Мурзилки». Он далек от современного и советского журналов «Мурзилка», но само название уже тогда было на слуху. И вот в 1924 году было решено создать иллюстрированный детский журнал «Мурзилка»», - рассказывает Игорь Маркин.
Когда Палмер Кокс скончался 24 июля 1924, советский журнал «Мурзилка» выпустил уже три своих первых номера.
Интересно, что жёлтым пушистиком Мурзилка был не всегда.
«У Анны Хвольсон Мурзилка выглядел коротышкой на тонких ножках в цилиндре с глазами, как линзы телескопа. Очевидно, так эпоха наложила свой «стимпанковский» стиль. В первых номерах советского журнала его герой был собакой - четвёртой дочкой Жучки, которую назвали Мурзилкой. В 1937 году Мурзилку нарисовал советский художник Аминадав Каневский таким, каким мы привыкли его видеть – желтеньким зверьком в берете», - поясняет букинист.
«Тогда в детстве этот журнал читали практически все. Покупали в ларьках, по годовой подписке ходили в библиотеки. Журнал великолепен во всех отношениях: по оформлению, по содержанию, по детскому восприятию. Конечно, каждая эпоха, сквозь которую «Мурзилка» прошёл, накладывала отпечаток на содержание номеров журнала, но в нём не было навязчивого вдалбливания. Там на понятных примерах не топорно и увлекательно объяснялись такие понятия, как доброта, честность, взаимовыручка и другие лучшие человеческие качества. Некоторые вещи оттуда врезались в мою память – не только произведения, но и какие были картинки на полосах и где они располагались относительно текста. «Мурзилка» 1969 года №7 «Рассказы из русской старины». Один рассказ - «Донской поход» - он был о русских богатырях, в котором наш воин победил богатыря-печенега. Другой - «Ладьи против трирем» - о том, как русские на кораблях сражались с византийцами. Помню картинку боя из «Донского похода», как русский воин стреляет из лука. Даже помню его причёску «скобкой» и усы. Мне тогда было пять лет. После прочтения этого этих рассказов, наверное, я заинтересовался литературой и историей», - делится Игорь Маркин.
Среди других детских журналов «Мурзилка» выделяется заточенностью под детское восприятие. За век журнал своё кредо не утратил, считает букинист:
«Он до сих пор познавателен, увлекателен и, если можно так сказать, воспитателен. Кстати, «Олимпийский Мишка» в рисунках художника Виктора Чижикова, которые вообще ни с чем не спутаешь, на страницах «Мурзилки» появился уже в 1979 году, хотя Олимпиада в СССР была только на следующий 1980-й год».
Найти на книжных развалах Воронежа советские номера «Мурзилки» сложно, но вполне возможно. Как правило, продаются они годовыми подшивками.
«Цена во многом зависит от состояния журналов, их возраста и авторов иллюстраций. Средняя цена такой годовой подшивки будет порядка трех тысяч рублей. Но если на страницах будут рисунки Кабакова или Пивоварова, то их цена существенно возрастет. Особенно ценятся довоенные издания. А с учётом сегодняшнего юбилея, думаю, стоимость поднимется в разы», - отмечает Игорь Маркин.
Интересные факты
В конце 50-х - начале 60-х годов вышло несколько советских мультфильмов про Мурзилку, где он был больше похож на Незнайку. Даже в годы ВОВ журнал не прекращал выпускаться. Некоторые номера были сдвоенными. В 2012 году Мурзилка вошел в книгу рекордов Гиннеса, как самый длительно выходящий детский журнал в мире. В каждом номере журнала главный герой путешествует в конкретный край и рассказывает о нем. Одна из звёзд созвездия Тельца в ночь с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года была названа в честь Мурзилки. До этого она обозначалась только координатами 53,85558 и 24,15515. В ноябре и декабре она сияет особенно ярко и можно увидеть через телескоп с 500-кратным увеличением. А вот в мае-июне её не видно – она прячется за Солнцем. В мультфильме «Каникулы в Простоквашино» домашняя птичка произносит: «Это я - почтальон Печкин, принёс журнал «Мурзилка». Во времена СССР большинство литературных произведений перед тем, как выходить отдельными изданиями, публиковались в сокращённом виде в журналах. Через страницы «Мурзилки» прошли многие произведения детских писателей, среди них был не только Николай Носов, но и Корней Чуковский, Эдуард Успенский, Аркадий Гайдар, Сергей Михалков и многие другие. В их числе были и знаменитые воронежские детские писатели – Самуил Маршак и Виталий Злотников, автор «Котёнка с улицы Лизюкова». В числе авторов детских картинок для журнала «Мурзилка» были два отечественных художника-диссидента – Виктор Пивоваров и Илья Кабаков. Последний в 2023 году умер в США. На аукционе в Лондоне одна из его работ была продана в 2008 году за 5,8 млн долларов. За 4,6 млн долларов его картина «Люкс» в 2006 году была также продана с аукциона. Это самые высокие цены для произведений российского искусства, проданных с аукциона.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
В феврале 1989 г. в Москве открылись культурно-просветительный центр им. Соломон Михоэлса, ешшубота - школа по подготовке раввинов, масонская ложа "Б'най Б'рит". Как грибы, стали вырастать сионистские организации в городах страны: "Хазарат Цион" ("Возвращение к Сиону"), "Иргун Циони" ("Движение сионистов"), "Бейтар" и т.д., и т.п. Появилась масса сионистских изданий (в том числе и в Ленинграде, где партийное издательство Лениздат издает такие сионистские газеты, как "Еврей и перестройка", "Народ мой" и др.). В средства массовой информации хлынули сионистские проповедники, на экранах телевизоров замелькали бородатые и безбородые раввины и литераторы, экстрасенсы и спонсоры, политологи и менеджеры, убеждающие нас в доброте и безобидности сионизма. Наши дети стали объектом особенно пристального внимания сионистов: "Мурзилка", "Веселые картинки", "Искорка", детские телепередачи заполнились облагороженными притчами Ветхого Завета, исподволь навязывающими мнение о богоизбранности и выдающихся способностях еврейского народа. Причем все это маскируется идеей возрождения России и ее христианской религии.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]