1) Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать,
что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему
надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об
этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов.
Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем,
что говорят каждому человеку его разум и совесть. Учение это такое:
2)
Кроме того, что мы видим, слышим, ощупываем и про что знаем от людей,
есть и такое, чего мы не видим, не слышим, не ощупываем и про что никто
ничего не говорил нам, но что мы знаем лучше всего на свете. Это то, что
дает нам жизнь и про что мы говорим "я".
3) Это же невидимое
начало, дающее нам жизнь, мы признаем и во всех живых существах, и
особенно живо в подобных нам существах - людях.
4) Всемирное,
невидимое начало это, дающее жизнь всему живому, сознаваемое нами в
самих себе и признаваемое в подобных нам существах - людях, мы называем
душою, само же в себе всемирное невидимое начало это, дающее жизнь всему
живому, мы называем Богом.
5) Души человеческие, отделенные
телами друг от друга и от Бога, стремятся к соединению с тем, от чего
они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей
любовью, с Богом - сознанием своей божественности. В этом все большем и
большем соединении с душами других людей - любовью и с Богом - сознанием
своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.
6)
Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и
Богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается
освобождением души от того, что препятствует любви к людям и сознанию
своей божественности: грехи, т.е. потворство похотям тела, соблазны,
т.е. ложные представления о благе, и суеверия, т.е. ложные учения,
оправдывающие грехи и соблазны.
7) Препятствующие соединению человека с другими существами и Богом грехи суть: грехи чревоугодия, т.е. объедения, пьянства;
8) Грехи блуда, т.е. полового распутства;
9) Грехи праздности, т.е. освобождения себя от труда, нужного для удовлетворения своих потребностей;
10) Грехи корыстолюбия, т.е. приобретения и хранения имущества для пользования трудами других людей;
11)
И худшие из всех грехов, грехи разъединения с людьми: зависти, страха,
осуждения, враждебности, гнева, вообще - недоброжелательства к людям.
Таковы грехи, препятствующие соединению любовью души человеческой с
Богом и другими существами.
12) Привлекающие же людей к грехам
соблазны, т.е. ложные представления об отношении людей к людям, суть:
соблазны гордости, т.е. ложного представления о своем превосходстве над
другими людьми;
13) Соблазны неравенства, т.е. ложного представления о возможности деления людей на высших и низших;
14)
Соблазны устроительства, т.е. ложного представления о возможности и
праве одних людей насилием устраивать жизнь других людей;
15) Соблазны наказания, т.е. ложного представления о праве одних людей ради справедливости или исправления делать зло людям;
16)
И соблазны тщеславия, т.е. ложного представления о том, что
руководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, а
людские мнения и людские законы.
17) Таковы соблазны,
привлекающие людей к грехам. Суеверия же, оправдывающие грехи и
соблазны, суть: суеверие государства, суеверие церкви и суеверие науки.
18)
Суеверие государства состоит в вере в то, что необходимо и благотворно,
чтобы меньшинство праздных людей властвовало над большинством рабочего
народа.
Суеверие церкви состоит в вере в то, что непрестанно
уясняющаяся людям религиозная истина была раз навсегда открыта и что
известные люди, присвоившие себе право учить людей истинной вере,
находятся в обладании единой, раз навсегда выраженной религиозной этой
истины.
19) Суеверие науки состоит в вере в то, что единое,
истинное и необходимое для жизни всех людей знание заключается только в
тех случайно избранных из всей безграничной области знаний отрывках
разных, большей частью ненужных знаний, которые в известное время
обратили на себя внимание небольшого числа освободивших себя от
необходимого для жизни труда людей и потому живущих безнравственной и
неразумной жизнью.
20) Грехи, соблазны и суеверия, препятствуя
соединению души с другими существами и Богом, лишают человека
свойственного ему блага, и потому для того, чтобы человек мог
пользоваться этим благом, он должен бороться с грехами, соблазнами и
суевериями. Для борьбы этой человек должен делать усилия.
21) И
усилия эти всегда во власти человека, во-первых, потому, что
совершаются они только в настоящее мгновение, т.е. в той безвременной
точке, в которой прошедшее соприкасается с будущим и в которой человек
всегда свободен;
22) Во-вторых, усилия эти во власти человека
еще и потому, что они заключаются не в совершении каких-либо могущих
быть неисполнимыми поступков, а только в воздержании, всегда возможном
для человека: усилия воздержания от поступков, противных любви к
ближнему и сознанию человеком в себе божественного начала.
23) Усилия воздержания от слов, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себе божественного начала;
24) И усилия воздержания от мыслей, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себе божественного начала.
25)
Ко всем грехам приводит человека потворство похотям тела, и потому для
борьбы с грехами человеку нужны усилия воздержания от поступков, слов и
мыслей, потворствующих похотям тела, т.е. усилия отречения от тела.
26)
Ко всем соблазнам приводит человека ложное представление о
превосходстве одних людей над другими, и потому для борьбы с соблазнами
человеку нужны усилия воздержания от возвышающих себя над другими людьми
поступков, слов и мыслей, т.е. усилия смирения.
27) Ко всем
суевериям приводит человека допущение лжи, и потому для борьбы с
суевериями человеку нужны усилия воздержания себя от противных истине
поступков, слов и мыслей, т.е. усилия правдивости.
28) Усилия
самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к
соединению любовью его души с другими существами и Богом, дают ему
всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку
злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и
не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
29)
Точно так же и то, что представляется человеку смертью, есть только для
тех людей, которые полагают свою жизнь во времени. Для людей же,
понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии,
совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того,
что препятствует его соединению с Богом и другими существами, нет и не
может быть смерти.
30) Для человека, понимающего свою жизнь
так, как она только и может быть понимаема, все большим и большим
соединением своей души со всем живым любовью и сознанием своей
божественности - с Богом, достигаемым только усилием в настоящем, не
может быть вопроса о том, что будет с его душою после смерти тела. Душа
не была и не будет, а всегда есть в настоящем. О том же, как будет
сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не
нужно ему.
31) Не дано знать этого человеку для того, чтобы он
душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной
души в воображаемом другом, будущем мире, а только на достижение в этом
мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага
соединения со всеми живыми существами и с Богом. Не нужно же знать
человеку того, что будет с его душою, потому, что если он понимает жизнь
свою, как она и должна быть понимаема, как непрестанное все большее и
большее соединение своей души с душами других существ и Богом, то жизнь
его не может быть ничем иным, как только тем самым, к чему он стремится,
т.е. ничем не нарушимым благом.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.