Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги. И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно. И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.
У туарегов есть несколько легенд, объясняющих их происхождение и появление в Африке. В соответствии с одной из легенд, родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке.
Говорят, что туареги – народ группы берберов, хотя внешне их коренная часть сильно отличается от берберов. И всё же считается, что язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая, по мнению учёных, от древней ливийской письменности.
Туареги считаются потомками берберов – зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки. Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья. Их предки занимались в основном земледелием на юге Аравийского полуострова, пока их в 8 веке не вытеснили оттуда арабы. Они переселились в Северную Африку и перешли к кочевому образу жизни, сохранив язык и культуру.
Туареги – единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала. И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало. Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.
Дело тут в сохранившейся у туарегов с древнейших времён традиции матриархата. Женщины, представьте себе, что вы лицо своего избранника видели только до свадьбы, и больше – никогда (тут уж не скажешь: «Как мне твоя рожа опостылела!»).
Женщины пользуются уважением в туарегском обществе.
Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма. Оно передается от матери к дочери. Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то чтобы писать записки и делать надписи на горшках.
Несмотря на то, что туареги – мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица, в среде туарегов не получает распространения политический ислам. В племенах есть и языческие признаки: номады Сахары сохранили матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак.
Согласно другой легенде, основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой. От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».
И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи. Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения. Другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов.
А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди. Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.
В прежние времена туарегское общество достигало большого могущества. Имея преимущества в вооружении (боевые колесницы, железное оружие, верблюды) и военном деле, они покорили жившие до них племена и ассимилировали их вместе с землями и рабами, подчинив себе. Экономическую основу туарегского общества составляло не только скотоводство, но и земледелие, ремёсла и промыслы. Кстати, очень важную часть составляла добыча соли, которой туареги занимаются до сих пор.
Несмотря на этническое родство с амазигами, а также ощущение сильной идентичности берберов, туареги всегда интересовались не западными ценностями и образованием, а истинно евразийским отношением к своей родной земле.
В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути. Как и раньше, они контролируют важные перевалочные торговые пункты, позволяющие им перебрасывать значительные товарные и людские ресурсы во все части Сахары от Ливии до Буркина-Фасо и от Египта до Нигерии.
Ориентация на юг также создала уникальную культуру туарегов. Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу.
Для торговли туареги используют свои трайбалистские сети, обладающие сложной иерархической структурой. В условиях отсутствия современных средств связи в Сахаре, туареги являются источником информации и организатором для удаленных племен, разбросанных по окраинам пустыни.
Сами они никогда не признавали ничьей власти, организовывали выступления за свои права когда какое-нибудь государство пыталось прибрать их дела и ограничить этот народ в правах.
В прежние времена туарегское общество достигало большого могущества. Имея преимущества в вооружении (боевые колесницы, железное оружие, верблюды) и военном деле, они покорили жившие до них племена и ассимилировали их вместе с землями и рабами, подчинив себе. Экономическую основу туарегского общества составляло не только скотоводство, но и земледелие, ремёсла и промыслы. Кстати, очень важную часть составляла добыча соли, которой туареги занимаются до сих пор.
Объединение туарегов носило характер конфедерации. Население было разделено на племена и кланы, подчинённые господствующему племени воинов – «имхар», название которого давало имя всей конфедерации. Кроме имхар, имелись вассальные племена и группы (общины, кланы, семьи) несвободного населения, низшие касты ремесленников и др. Во главе конфедерации стоял «аменокал» – выборное лицо из состава аристократического имхарского племени. При выборе аменокала учитывались как личные качества кандидата, так и происхождение по линии матери – старшей из сестёр аристократической семьи. Мать аменокала пользовалась особым авторитетом и властью, имела право вето на любые решения сына.
Господствующий клан – воины «имхар», которые, собственно говоря, путём завоеваний и ассимиляции и образовали когда-то конфедерацию туарегов.
По своему антропологическому типу имхары – наиболее европеоидная из племён и кастовых групп туарегского общества. Придя в Африку, благодаря более совершенной военной технике и военной организации, использованию верблюдов (которых не было у коренного населения), а также другим достижениям культуры (в том числе – письменности), воинственные и более цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди местных племён.
Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды). По численности их в 5-8 раз больше, чем имхаров. Антропологически имрады похожи на эфиопов, они темнокожи, низкорослы, волосы сильно волнистые, но они отличаются и от негроидов. Основным занятием имрадов было, да во многом и остаётся, разведение мелкого рогатого скота и ослов. Попав в подчинение имхаров, они стали разводить и знаменитых туарегских белых верблюдов.
Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, а также безвозмездно предоставляли верблюдов имхарам во временное пользование, когда это требовалось.
На положении крепостных находились «харатины», которые с применением орошения выращивали финиковые пальмы, просо, бахчевые культуры, а часть урожая отдавали имхарам. По антропологическому типу харатины также похожи на эфиопов. В общинах имхаров и имрадов семьями жили «икланы» – негроиды, потомки чернокожих рабов. Они в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принаждлежащий гоподам.
собняком от других групп стояли лично свободные, но почему–то всеми презираемые ремесленники – «инадены» («энадены»), которые изготовляли оружие и другие железные, а также деревянные изделия традиционного быта туарегов по тысячелетним технологиям, рецептам и канонам. Были и промежуточные по статусу, смешанные по происхождению группы туарегского общества.
В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми» (именно синими, а не голубыми). Сами туареги по этому поводу утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше.
Хотя туареги и привыкли уже к европейской рубашке с длинными рукавами, однако они охотнее продолжают заворачиваться в тонкий шерстяной хаик или в доккали — просторную тунику темно-синего цвета, которую носят поверх широких штанов, завязанных на лодыжке.
Туареги не делают татуировки, не раскрашивают тела в отличие от своих слуг и чернокожих рабов. И только женщины, тоже заворачиваясь в длинные куски хлопчатобумажной ткани темно-фиолетового цвета и в легкие покрывала, продолжают согласно арабскому обычаю подкрашиваться хной.
Туареги-мужчины и женщины — испытывают безудержную страсть к драгоценностям и разным украшениям. Воины привязывают их к единственной пряди волос, остающейся у них на голове после обязателыной стрижки.
Серьги, браслеты, подвески, амулеты из серебра или рога, хранящиеся в кожаных мешочках с серебряной гравировкой, представляют собой живописный набор как воинов, так и женщин. Но если не считать этих «эксцентрических» привычек, вся одежда туарегов приспособлена к той кочевой жизни, которую они ведут в пустыне.
Длинные, удобные штаны, завязанные на лодыжке, как бы созданы для езды верхом; кожаный, обшитый белым холстом пояс стягивает талию; сандалии на широкой подошве и с загнутыми носами сделаны специально для ходьбы по песку и по каменистой почве, и, наконец, знаменитое покрывало-лисам — вот одежда, необходимая для жизни в пустыне. Туарег не снимает свое синее или белое покрывало ни когда ложится спать, ни во время еды. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот.
Покрывалом служит кусок ткани вроде шарфа длиной 1,5 м. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до самых глаз. Покрывало очень хорошо защищает органы дыхания от песка пустыни, а лицо и голову от солнечных лучей. Обычай мужчин-туарегов носить покрывало — единственный в своем роде в Африке — отображается во многих легендах, которыми мы обязаны главным образом богатому воображению арабов. На самом же деле его происхождение до сих пор остается неизвестным, и, поскольку ни финикийцы, ни египтяне, ни римляне не упоминают о нем, возможно, что,появление этого обычая датируется более поздним временем, чем грек римская эпоха. Некоторые этнографы высказывал предположение, что обычай носить покрывало — какой-то загадочный, магический обряд, очевидно, давно забытый. Он предписывал закрывать рот покрывалом; возможно, это было своего рода «табу», касающееся рта.
Tyaper не чувствует влечения к таким занятиям, как охота или скотоводство или тем более земледелие. Его инстинктивно тянет к войне; он, не задумываясь, нападет на любого, кто ему помешает. Теперь, правда, времена несколько изменились. Научные экспедиции — этнографические, геологические и альпинистские — пользуются услугами проводников-туарегов и могут без риска вступать на их территорию.
Инстинктивная жажда приключений толкает туарега на кражу не только коз, верблюдов и овец, но и драгоценностей, одежды и оружия, принадлежащих другим племенам. Еще недавно поселения суданских негров подвергались молниеносным нападениям грабителей, предпринимавшихся с целью захватить рабов. В то время как грабежи совершаются обычно летом, лучшим сезоном для войны считается, напротив, зима, время, когда легче найти пастбища для верблюдов и гораздо больше дичи в пустыне. Как грабежи, так и войны подготавливаются и проводятся очень четко. На каждую операцию назначается верховный вождь, требующий полного повиновения. Он распределяет добычу, причем доля каждого воина устанавливается заранее, в ходе разработки плана нападения, и зависит от возложенной на него задачи.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Бывшие атланты, это сегодняшние рус славе. До этого были и другие названия, но самое известное, это скифы или "оставшиеся". Войско Кира, поднявшего народ против индийцев - лемурийцев, более 8 000 лет назад, после подлого убийства Кира, стало называться "оставшимися" или скифами. Почитать об этом можно в книге Рамта "Белая книга". Там описаны правдивые события, но содержат подмену понятий. В книге лемурийцы названы атлантами, а атланты названы лемурийцами. Имя Рамта надо заменить на имя Кир. Это единственное правдивое повествование об атланте Кире, которого именуют еще и Александром Македонским, которого не было. Книгу лучше читать с открывшейся страницы, чтобы не запудривать себя вымыслами. My WebPage
Атлантиду потопили 13 000 лет назад. Атлантический океан, это подмена понятий, ибо как то надо запутать историю. Символом Атлантиды была гора Меру. Сегодня, верхушка горы Меру называется вулканом Мауна Лоа. Высота вулкана, от основания на дне океана, больше 17. километров.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]