Из всей фауны русскому человеку был ближе всего медведь. Ближе
преданных собак и милых котов, которые воспринимались довольно
утилитарно, не без презрения.
Ближе лошадей и коров, к которым относились бережливо, по-семейному,
но не стирая границы между собой и животным. В медведе же русский
человек чувствовал некое родство душевное, экзистенциальную близость.
Иными словами, в косолапом жителе лесов человек видел себе ровню.
Велесов зверь
Поиски дружбы с медведем начали еще финно-угорские племена (мурома,
меря, мещера), некогда населявшие наши земли. Они признавали за бурым
хищником господство над здешними лесами и считали его добрым. Арендной
платой являлись ритуальные приношения косолапому хозяину и общая
инертность в освоении территории.
Леса финно-угры не вырубали, дорог не прокладывали, города не
строили, то есть соседством не злоупотребляли. Но вот на землях Залесья
поселился русский человек, предприимчивый и активный, и между новыми
колонистами и косолапым возникло легкое напряжение. В начале наши предки
вели себя с местным хозяином почтительно, считая его воплощением
древнеславянского божества Велеса. Но после принятия православия
отношение изменилось. Началась война. Вместе с язычеством искоренялся и
медведь как живой языческий идол.
На 100 человек по медведю
Битва закончилась поражением медведей. Царство «косолапого батюшки»
кончилось. И закончилось оно величайшим унижением для хозяина леса - его
приручили. Он стал «потешным царьком».
В течение нескольких столетий по дорогам Руси странствовали ватаги с
ручными медведями, способными танцевать, кувыркаться и даже
попрошайничать. Медвежьи потехи фактически были тогдашней поп-культурой
России.
Джильс Флетчер, британский поэт, дипломат, лоббист и просто
путешественник, много повидал на своем веку. Однако после прибытия в
Москву, ко двору царя Федора Иоанновича, у него произошло обнуление
прошлого опыта. Джильс увидел медведей. В большом количестве - праздно
разгуливающими по столице. В своих записках Флетчер писал:
"Диких медведей, ловимых обычно в ямы или тенетами, держат в клетках.
В назначенный день и час собирается двор и несметное количество людей
пред феатром, где должно пройти поединку; сие место обведено глубоким
рвом для безопасности зрителей и для того, чтобы ни зверь, ни охотник не
могли уйти друг от друга. Там является смелый боец с рогатиною, и
выпускают медведя, который, видя его, становится на дыбы, рвет и
стремится к нему с отверстым зевом. Охотник недвижим: смотрит, метит - и
сильным махом всаживает рогатину в зверя, а другой конец ее пригнетает к
земле ногой. Уязвленный, яростный медведь лезет грудью на железо,
орошает его своею кровию и пеной, ломит, грызет древко, и если одолеть
не может, то, падая на бок, с последним глухим ревом издыхает. Народ,
доселе безмолвный, оглашает площадь громкими восклицаниями живейшего
удовольствия, и героя ведут к погребам царским пить за государево
здравие..."
По разным свидетельствам, в Москве Иоанна Грозного на 100 человек
приходилось примерно по одному медведю. Бояре и богатые купцы, как
правило, держали в своих палатах и теремах хотя бы одного медведя, так
сказать, "для души". Зайдя в какой-нибудь людный кабак того времени, вы
обязательно бы увидели медведя. Причем, порой сидящего с громкой
компанией и пьющего наливки.
Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение
его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую
безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился
напарником, а порой и приятелем. Косолапого водили по улицам, обучали
разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, самолично собирал в
шляпу деньги за представление; он танцевал, изображал барышню,
собирающуюся на свидание, пьяницу, скрюченную древнюю старушку; медведь
курил, тренькал на балалайке, разве что не пел... Правда, быть приятелем
и балаганным забавником медведя принуждали: "Не охоч медведь плясать,
да губу теребят". Или: "Не привязан медведь, не пляшет. Но такова
медвежья доля..."
«Потехи бесовские»
Такое проникновение медведей в городскую жизнь очень сильно
беспокоило церковь. Например, протопоп Аввакум, идеолог раскола и
бескомпромиссный борец с культом медведя в XVII веке, в своем Житии
жаловался: "Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами и домрами, и
я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари (маски) и бубны изломал
на поле един у многих и медведей двух великих отнял, одново ушиб, и паки
ожил, а другова отпустил в поле. И за сие меня Василей Петрович
Шереметев, плывучи Волгою в Казань на воеводство, взяв на судно и браня
много... велел меня бросить в Волгу".
К этому же времени относится челобитная нижегородских священников
патриарху, в которой они ропщут на вожаков с медведями, «смущающих народ
в праздники и злые прелести бесовские деюще». В середине XVII века
издаются несколько указов, направленных на запреты медвежьей потехи.
Хотя окончательно косолапые рабы пропали с московских улиц уже ближе к
XX веку.
К этой эпохе относится начало сравнения русских с медведями на
Западе. Неизвестно корни этого переноса: почему именно медведями стали
называть русских. Точно не потому, что на Руси иностранец запросто мог
увидеть в городе пляшущего медведя. Скажем, в Индии по городам гуляли
слоны, но англичанам и в голову не пришло сравнивать индусов со слонами.
Возможно, именно с нашей подачи начались такие сравнения. Как
известно, первыми себя стали сравнивать с медведями варяжские дружины в
ранней Киевской Руси. Однако самоназвание "русский медведь" появилось
значительно позднее. И было, вероятно, связано не с лестным сравнением с
мощным зверем по части силы, а по совсем иной причине. Считалось, что к
человеку, победившего медведя в схватке, переходит его сила. А русский
человек не только смог покорить медвежье царство, но и приручить
медведя.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|