Заместитель директора по науке Вологодского областного
научно-методического центра народного творчества, кандидат исторических
наук, этнограф. Член научно-общественного движения «Северная Традиция».
Более 20 лет занимается исследованиями Гипербореи, по крупицам собирая
информацию, восстанавливая облик удивительной страны, не менее
легендарной, чем знаменитые Атлантида и Шамбала.
Каждый
исследователь, изучающий историю православия на Руси, останавливается
перед необъяснимым феноменом, резко негативным отношением к такому,
безобидному казалось бы музыкальному инструменту как гусли. Так еще
проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем » кто
ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике 16 века среди
вопросов на исповеди есть такие: » ни пел ли яси песней бесовских, не
играл ли яси в гусли?». А игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они
во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным».
Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея
Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами.
Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.
Но
начнем с того, что еще в 1903 году, в индийском городе Бомбее вышла на
свет книга выдающегося индийского ученого и общественного деятеля Тилака
«Арктическая Родина в Ведах». Посветив всю свою жизнь изучению родного
народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и
священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далёкими предками
индийцев и иранцев. И те странные явления, которые были описаны в
священных книгах Ригведе, Махабхарате, Упанишадах, Тилак пришел к
выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около
полярного круга. Именно здесь находилась прародина индоиранцев, или как
они себя называли Ариев. Часть из них 4 — 5 тыс. лет назад ушла на
территорию Индии и Ирана. Книга Тилака переведенная на все европейские
языки впервые переведена на русский только в 2000 г. Наталией Романовной
Гусевой и вышла в свет в Москве в 2001 году. В середине 50-х годов
XX-го века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяяна описал эти
передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот
новый термин — индославы. Заметим, что еще в 1964 году один из
крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал
«Если бы меня спросили, какие два языка мира наиболее похожи друг на
друга, я ответил бы без всяких колебаний русский и санскрит».
Таким
образом, древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют
непосредственное отношение к севернорусской народной традиции,
исследователи которой неоднократно отмечали, что для нее характерна
консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не находящих
отражений даже в ведической традиции. Общеизвестно то огромное значение,
которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице — гусю,
лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а
также воплощение Творца и Вселенной. Так в санскрите хамса — гусь —
лебедь душа, познавшая высшую Истину, высший дух, свет, огонь,
сакральный музыкальный Рим, музыка Вселенной.
Но и в русской
народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль.
Зачастую именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в
обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли
являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.
Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской
губернии: «Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали. Мы
спали у княгини, побывали у первобрачной. И что княгиня делает? Во гусли
играет, дары снаряжает».
В гусли гудели, и здесь стоит
вспомнить, что и в русских диалектах и на санскрите «гу» значит звучать.
Ни гука — ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого
термит «гу» в санскрите значит ещё и идти, двигаться. Вспомним русское
слово гулять. Мы с вами гуляем праздник, мы с вами гуляем свадьбу, то
есть и звучим и двигаемся. И тут мы подходим, пожалуй, к самому
главному.
В древних ведических текстах, в книгах эпоса
Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва говорится, что сотворение
Вселенной происходило следующим образом. По мысли и слову, которое
является озвученной мыслью Творца, появилась некое огромное яйцо,
«вечное как семя всех существ. В нем подлинным светом был вечный Брахмо —
чудесный, непредставимый, вездесущий. Тот, кто есть скрытая и не
уловимая причина реального и не реального». Брахмо как соединение
мужского и женского начала, то есть нечто среднее. У него было только
одно свойство, это звук. В Ашамедхикапарве Брахмо называют сверхсветлым
светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и
произвел основу личности, которая по своей сути небесна. Заметим, что
сверхсветлый свет, это название фона наших с вами русских икон. Брахмо в
древнеарийских текстах называется эфиром. И утверждается — эфир высший
из элементов. У него есть только одно свойство, и называется оно звуком.
Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают
движение или ветер. И у него уже два свойства, звук и касание, то есть
инерция. Причем инерция является собственным свойством ветра и движения.
В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие
касания — инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов
спектра, который корелируется с семью первозвуками. Свойствами света
является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света
(видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом
мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно
видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру
божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.
Заметим
что в поучении против язычества в X11 — X111 века в «Слово о твари и
дни рекомом недели», говорится, что русские язычники поклоняются в
первый день семидневной недели (воскресение) не солнцу, утверждая, что
солнце только вещественное воплощение света, а белому свету, то есть
свету вселенскому. Как писал Борис Александрович Рыбаков, вот этот свет,
не имеющий видимого источника не осязаемый и неисповедимый, как
эманация божества творящего мир, и был предметом поклонения
средневековых язычников. В священных текстах Упанишад говориться, что
вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце.
Огонь называют белой птицей, несущей свет. На санскрите огонь
«очищающий, очищение», звучит как павана, а павака — чистый, яркий
огонь. Кроме того, павана это свежий ветер, а павана манна это название
многих хвалебных гимнов. Но в севернорусских обрядовых песнях,
водоплавающая птица гусь — лебедь носит название паванька, пава, павана.
Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с
севернорусским названием гуся — лебедя — паванька, пава, павана. И здесь
стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры V1 — V века до
нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют
найденные археологами зольники — остатки этих костров. Зная о том, что в
древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями,
творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом
мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему
автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и
живые струны — гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как
по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.
В Ригведе
гимнотворчество мудрецов (Риши или Раша) это процесс, в котором высшая
творческая сила слово (озвученная мысль) создает космос, ткёт его. О
единстве понятий узор ткани и узор песни, ткать ткань, излагать песню,
свидетельствует такой термин санскрита как «прастава», имеющая аналогию в
севернорусском диалектном «прастава», «праставка». Но севернорусская
«праставка», «прастава» это вышитая или заполненная тканым узором полоса
ткани, украшающая рубахи, передники, концы полотенец набожников,
скатерти, свадебные простыни, то есть сакрально означенные вещи.
Санскритская же «прастава» — это священный текст, хвалебный гимн. Так в
гимнах Ригведы поэт-певец просит помочь ему, ткущему произведение, и
говорит о том, что новую и новую нить ткут к небу и в океан озаренные
поэты. Причем внутри текста самого гимна термин «прастава» имеет
множество значений: «прастава» — это огонь, солнце, взошедшее солнце,
время после восхода солнца, воздушное пространство, дождь, ветер, лето,
речь, кожа человека, любовный зов, три мира. Таким образом, исполняя
священный гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира.
Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях
основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный
инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических
текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по
которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.
Древние
трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному
музыкальный инструмент — божественный инструмент. Вдумайтесь в слова
гимнов древней веды заговоров — Адхарва Веды — повествующего о
сохранении гармонии во вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть
колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не
прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья
челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на
которых натянуты три струны — нити основы (гуны) это священные столбы, о
которых в Ригведе говорится «Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли
к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнем поэтами, боги
вступают на путь богов».
Гусляры из года в год, из века в век,
из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения
повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и
движения гу, созидают третий компонент — видимый свет, творящий все
проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они
подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш
мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли
скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит вестник, посланец, говорили
«идущие со светом по свету». И в той борьбе за духовную власть, что шла
на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались
непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в
России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена
экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и
Кировской областях.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Гусли не только были на Руси, о таком музыкальном инструменте упоминается в Библии. Пророк Исаия писал: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра, и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают» (Исаия 5:11, 12). 732 до н. э. В псалме 150 упоминаются трубы, псалтирь, гусли, тимпан, орган и кимвалы. 1513—1473 до н. э. и т.д.
Вы правы: эти "гусли" присутствуют в Синодальном переводе, есть другие, где написано "струнные инструменты". В ивритском источнике приведено слово, которое произносится как "гудло" - отсюда вполне можно выбрать в качестве адаптивного перевода "гусли". Среди струнных инструментов, которые использовали в то время, были арфы, кифары, но они не имели камеры-резонатора как гусли. Этот перевод неточен, таким образом. В том же ключе упоминается и "орган" - это никак не известный нам европейский орган, а опять же струнный инструмент. Гусли несколько раз упоминаются в Синодальном переводе - в источнике при этом используется слово "небел", то есть инструмент, схожий с арфой.
"И те странные явления, которые были описаны в священных книгах Ригведе, Махабхарате, Упанишадах, Тилак пришел к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около полярного круга."
Только имеется одно явное противоречие. Священная река Ганга, "небесная", находится в Индии. Её приток Ямуна - тоже там. Обе реки связаны с Богом, Ганга - с Вишну, Ямуна - с Кришной. Поясню, на всякий случай, Вишну - это тот же Кришна, но "на работе"(с), более представительный, управляющий миром, без "недостатков". Кришна - играющий Бог, более свободный, Ему нет нужды стоять на пьедестале, это поручено Вишну и другим. Из-за того, что реки связаны с Богом, и вода в них особенная. Во всяком случае больше таких примеров не приводится. И эта особенность воды проверена научно, выявлена даже чуть ли не случайно.
"В 1896 году Эрнест Ханбери Ханкин (британский бактериолог) предполагал, что воды Ганги являются основной причиной эпидемий холеры в Индии, но после тестирования воды из Ганги написал статью, опубликованную во французском журнале, в которой описывается, что бактерия Vibrio Cholerae (то есть холерный вибрион), которая вызывает холеру, когда она попала в воды Ганги, умерла в течение трех часов. В тоже время холерный вибрион продолжали расти в дистиллированной воде даже через 48 часов.
В результате проведенного в 1927 году исследования Феликс д'Эрелль (франко-канадский микробиолог) был поражен тем, что не обнаружил никаких микробов в воде, собранной всего в нескольких футах ниже плавающих тел людей, умерших от холеры и дизентерии. Присутствие бактериофагов (вирусов, которые убивают бактерии) в воде Ганга считается причиной этого качества и его чистоты.
Исследователь-эколог из Университета Роркеи Д.С. Бхаргава изучил и обнаружил, что Ганга - единственная река в мире, которая разлагает органические отходы со скоростью в 15-25 раз быстрее по сравнению с другими реками всего мира. Д. С. Бхаргава также обнаружил во время своего трехлетнего исследования, что Ганга способна быстрее снизить уровень биохимического спроса на кислород, чем любая другая река в этом мире. Он объясняет, что органические отходы уменьшают уровень растворенного кислорода в речной воде, когда они начинает разлагаться, но Ганга содердит неизвестное вещество, которое органический материал и бактерии и помогает увеличить уровень растворенного кислорода.
Это подтверждает и британский врач Нельсон, который взял воду из реки Хугли, одного из самых грязных рукавов Ганги, с собой в Англию и заметил, что она оставалась свежей на протяжении всего рейса, в то время как обычная вода протухает, когда уровень кислорода истощается из-за разложения органических отходов.
Исследовательский центр по малярии в Нью-Дели обнаружил, что вода, взятая из верховьев Ганги, предотвращает размножение комаров, а также предотвращает размножение комаров, когда гангская вода добавляется к любой другой воде из других источников!"
Ла нет ничего в твоей Индии. Есть русский Север. И не вижу в нем места для сказаний индийских вед это совершенно другие понимание, иной уровень мировозрения. Не поклонение богам, а единение в разных уровнях с природой, в гармонии и с любовью.
Единение с природой - это хорошо, но это уровень благости. Но всё равно это "суета сует". Благость подводит нас уже к духовному, к вечности. Этим она хороша.
Облом. Вечности не существует. И вечного нет ничего. Все перерождается и трансформирУется в нечто иное, другое. Даже приводимые тобой цитаты- переосмысливаются, реорганизуются. Жизнь- это течение, движение, развитие, разиушение и чозидание, взлеты и падения. Нет праведных в жизни. Только упав ты сможешь подняться. Нет догмы. Потому как догма как лежачий камень, под который ничегл не течет.
А я и не говорю о каких то знаниях. Я ни чо не знаю, и это факт. Даже не спорю. Бог... А почему не Богиня? Почему не назвать это Вселенная? Без придания ей и Её Разуму каких то человеческих качеств? Какой то божественной вселюбви и милосердия,.... Зачем?
Вселенная - тоже Бог, но эта Его форма исчезает вместе с самой Вселенной, когда приходит время.
Вот слова Кришны, обращённые к Арджуне в ответ на просьбу показать эту вселенскую Его форму:
"Верховный Господь сказал: Дорогой Aрджуна, о сын Притхи, узри же Мое великолепие в сотнях тысяч божественных и многоцветных форм.
О лучший из Бхарат, увидь Aдитьев, Васу, Рудр, Aшвини-кумаров и остальных полубогов. Множество неслыханных чудес, которых не видел никто до тебя, откроются твоему взору.
О Aрджуна, в этом Моем теле ты можешь увидеть все, что пожелаешь! Вселенская форма откроет твоему взору все, что ты хочешь видеть сейчас или захочешь увидеть в будущем. Все - движущееся и неподвижное - собрано здесь.
Но поскольку ты не сможешь увидеть Меня своими нынешними глазами, Я наделю тебя божественным зрением. Узри же Мое мистическое могущество!
Санджая сказал: О царь, произнеся эти слова, Верховный Господь, повелитель мистических сил, Верховная Личность Бога, явил Aрджуне Свою вселенскую форму".
*******************
"Какой то божественной вселюбви и милосердия,.... Зачем?"
Потому что это здорово, потому что это приятно, потому что это ~наслаждение. По особенному.
И тут же вы говорите о безформенности.... И зачем безформенности Имя, титул, звания, поименования? Зачем понимать это как Суть? Это только человеческая природа понимания Качеств
Наслаждение-, в русском есть слово- Нега. Не ГА. Нежность не дает развития и движения, ГА. Это пребывание как бы в отсутствии Мысли, (без мысли, без смысла). Это по части больше ПреЛьщение, лесть, но не лестница в небо. Такое состояние, когда кто тотвкрадчиво может влезть и розовых нежностей наложить человеку в безделии и бездействии.
Во главе всего Мироздания стоит Личность, Высшая Личность, Высшее Сознание. Всё остальное имеет причиной и источником это Высшее Сознание, обладающее свойствами Личности. И бесформенность тоже происходит оттуда же.
Этой Вселенской форме Бога поклоняются те, кому она ближе по духу, по уровню сознания. Это ещё ~материалистический взгляд на Бога, "детсадовский".) Вселенная живая, многие представляют Бога в виде мыслящей Вселенной. Оно так и есть, но это лишь одна из многих сторон понятия Бог.
Ну вот! Ну и зачем нам этот детский сад? Это те же грабли как и 5000, 3500, 2000,... Лет назад?
Четь не так. Нежность- проявление влюбленности, томных чувств, свойственных молодым. А вот внимать любимому и вынимать свое эго, уважать его, вот это уже по взрослому. Но не обязательно особо опекать. А то личность в беспечность попадет и не перепекется до готовности и самостоятельного развития своих личных интересов.
"Бхакта-ватсала — важнейшее качество Верховного Господа: Он всегда очень доволен Своими преданными. Что же касается слова майа, то, когда речь идет об отношениях Верховной Личности Бога и преданных, оно означает «нежная привязанность». Одаряя благом преданных, Господь проявляет к ним нежность и доброту, и это вовсе не недостаток, а естественное для Господа чувство"(с).
~"У Отца моего обителей много"(из Библии), Веды большинство из них называют Вайкунтхами. Вот там почёт и уважение, всё по-взрослому.) Но это уважение мешает ещё большему проявлению Любви. Поэтому есть и другое место, ещё "выше", где Бог на равных с нами, где никто и не вспоминает о том, что перед ними Бог. Он Сам так хочет. А насчёт молодости - так там все и всегда молодые.
"Итак, существует три основных момента: Моя Любовь к Моим Преданным Слугам, Любовь Моих Преданных Слуг ко Мне, Любовь одних Моих Преданных Слуг к другим. Эти три сияющие Нити, соревнуясь друг с другом, переплетаются в сложнейшие Узоры и ткут Великую Картину Любви, проявляя с быстротой молнии Идею бесчисленных Духовных и материальных миров." (слово "слуги" тут общий, упрощённый термин, мы все слугами являемся - осознанно или нет)
"Разнообразие Моих игр и их реальностей — бесчисленные искрящиеся грани сияющего, переливающегося бриллианта по имени Любовь. Одни грани искусно оттеняют другие, подчеркивая неповторимую красоту каждой. А Я — Великий Ювелир."
Это девичье наивное сердечко романтичьностью растопить. Значит быть теплым, а не холодным. Но и нежность как снег тает и как вода испаряется когда приходит страда и время работать, быт бытовать, ростить, взращивать, горшки носить, пеленки стирать.
А благость- однокоренное слово Блаж, благой, благоймат... Это не естественное положение человека, искуственное введение его в религиозный транс и пребывание в нем, типа в Нирване. Это не чувствование мира каждой клеточкой своего сердца, организма. А заселение Себя ничем иным как иллюзиями, молитвами, медитациями.... Но это не жизнь тогда, а игра. Игра в праведность, обожение, догматизм,.... Искуственная радость сие благость.
Может вы в это понятие чо то другое вкладываете, но по вашей ведической устремленности в какие то духовные аспекты, я вас так понимаю.
Благость, благочестие - это энергия. На всех в этом мире влияют три силы Иллюзии - невежество, страсть и благость. И каждая из них по-своему привязывает наше сознание к этому миру, позволяя страдать или наслаждаться, ощущая себя, например, властелином природы. Когда гуна благости преобладает в своём влиянии на человека, то у него появляются возможности ~видеть и осмысливать(понимать) трансцендентное, божественное.
Каждый из нас в прошлых жизнях кем только ни был. Сейчас Вы желаете ощущать жизнь каждой клеточкой, в следующий раз, возможно, некогда будет пот со лба смахнуть, а тем более, думать о высоких материях.)
Ой. Не желаю каждой клеточкой безумства храбрых ощущать. В поте лица тружусь и о высших мерах даже не мечтаю. Ну есть они и есть. Они меня не волнуют, а я их. не беспокою ни молитвами, ни просьбами, ни попытками поуправлять.
В русских народных песнях больше знаний чем в ведах всех вместе взятых, и индицских и русского новодела, который зациклен на каких то божествах и кумирах. Суть вообще в другом.
В Индии есть строгие разделения по кастам. А в традициях русских были девичьи кумования и братания парней. В Духе, в Едмнстве. Боевая рать у нас звалась Дружина князя. Я лишь предполагаю, что они как побратимы были. Люди жили ОбЩим, искали об щие, мир держали общий, до каких то времен.
В Союузе у нас было много общего. Но опять нас резделяют. На бедных и богатых, левых и правых, светлых и темных, русских и не очень, грешников и праведников, по сектам и секторам, по сеткам и сетям, политикой и границами,.... И тд и тп....
Нет правильной веры и релинии, и не было, и не будет.
Касты - это тоже новодел. Раньше были варны, и не только в Индии были, а везде. И на нашем Севере тоже. Кстати, я живу на Кольском п-ове, как раз где по вашему мнению (по Жариковой) и есть родина Вед и ариев. Стало быть, это место святое, и только поэтому у меня должно быть больше понимания.) https://lubodar.info/varny/ - о варнах
Возможно, что есть какие то аномальные зоны. Не вникал в святость мест. Не думаю, что стоит основательно изучать. Может как точки где происходил съем энергий с людей, общение, объединение, обретение брата братом на энерго уровне. Без какого то бога или именем какого то бога. А именно человеческими энергиями, эмоциями, любо ванием друг друга. (не поймите привратнл и пошло)
А места интересные и живописные. Поздравляю. Удачное место для выращивпния мужского начала и закаливания стержня.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]