Мы можем чувствовать правоту своей веры, но
не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в
особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает
раздражение. Но если бы существовал всемогущий и благой Бог, Он бы
легко устранил все мировое зло… Обычно логический аргумент против
реальности Бога формулируется так:
1.Существует зло 2.Если Бог не хочет его устранить, он не благ 3.Если Бог не может его устранить, Он не всемогущ.
4.Поскольку теизм постулирует, что Бог как благ, так и всемогущ, Бога
(с качествами. которые приписывает Ему теизм) не существует. Чтобы
рассмотреть это возражение, нам понадобится уточнить смысл понятий — что
такое зло, благо и всемогущество.
Здесь мы рассмотрим понятие всемогущества.
Священное Писание говорит о всемогуществе и благости Бога. Это
составляет резкий контраст со взглядами языческих соседей древних
израильтян. Для язычников их боги не были ни всемогущими, ни благими. В
вавилонском эпосе «Энума Элиш» сотворению мира предшествует ожесточенная
война между двумя коалициями богов, одну из которых возглавляет бог
Мардук, другую — чудовищное божество хаоса Тиамат. В результате
напряженных боевых действий с применением различного оружия, Мардук и
его союзники одолевают, после чего Мардук изготовляет небо и землю из
трупа Тиамат, а людей — из глины с примесью крови одного из ее
поверженных генералов, Кингу.
Более того, в языческих мифах
люди сотворены с прагматичной целью — работать на богов и приносить им
жертвы, в которых боги вполне физически нуждаются. Боги язычников не
являются «благими» в монотеистическом смысле. У них могут быть фавориты,
но нельзя сказать, что они любят людей вообще. В мире конфликтующих
богов, которые и не считаются человеколюбивыми, не возникает вопроса о
том, почему он во зле лежит. Боги непредсказуемы и капризны, и
конфликтуют между собой — такова уж природа вещей, а вы чего хотели? В
библейском повествовании Бог ни с кем не борется, не ведет переговоров, у
Него нет конкурентов или противников. Он просто творит мир, в котором
является единственным и безоговорочным Владыкой.
Как Бог говорит Аврааму, «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1)
Как говорит Спаситель, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И
ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего»
(Матф.10:29) Ряд мыслителей пытались отрицать всемогущество Бога — но
это грубо противоречило бы библейскому откровению, как с точки зрения
того, что Бог сообщает нам о себе, так и с точки зрения нашего доверия к
Богу — мы должны полагаться на способность Бога достигать Его целей. Он
в состоянии исполнить Свои обетования. Никто не может ему помешать. Но
сама доктрина всемогущества ведет к противоречиям — например, может ли
всемогущий Бог сотворить камень, который сам не сможет
поднять? Правильный ответ на этот вопрос — нет, не может. Потому что
выражение «камень, который не может поднять всемогущий», содержит
противоречие в определениях и поэтому бессмысленно.
Мы с таким
же успехом могли бы спросить, «может ли Бог создать круглый квадрат,
холодный жар или темный свет». Нет, не может — но не в силу
ограниченности Его возможностей, а потому, что перечисленное — это
бессмысленные наборы слов. Они не означают что-то, что Бог мог бы или не
мог бы создать. Они не означают вообще ничего. Бог не может созидать
чего-либо, противоречащего логике — не потому, что Бог подчиняется
законам логики, а потому что им подчиняется наш язык. Внутренне
противоречивое пожелание — например, создать камень, который не может
поднять Всемогущий — не может быть исполнено потому, что на самом деле
оно не описывает какого-то реально возможного положения дел. Если я
скажу вам «поверните налево и одновременно направо» вы не сможете
выполнить моего пожелания не потому, что вы не можете ходить, а потому,
что такое пожелание, с точки зрения языка, лишено смысла.
Поэтому доктрина всемогущества и не означает, что Бог может творить какие-то внутренне противоречивые вещи.
Но если Бог всемогущ, и желает Своим созданиям блага, почему же Он
допускает грех и зло? Потому что было бы логически невозможно — как с
круглым квадратом — создать свободных существ, которые в принципе не
могли бы совершить неправильный выбор.
Подлинная
любовь, добродетель, творчество — все то, что делает нас людьми, все
то, что делает для нас возможным жизнь вечную и блаженную, предполагает
свободную волю.
Нашу способность самими быть
авторами своих решений. Если у вас есть подлинная свобода, это
означает, что вы сами решаете, как поступать. И это означает, что вы
вполне можете поступать чрезвычайно глупо. Если вы придете в ресторан, и
вам скажут: «У нас есть широчайший выбор блюд! Но, если вы попробуете
заказать что-то, кроме манной каши, мы вам откажем, потому что это
нездоровые блюда, а мы о вас заботимся», вы, вероятно, сочтете это
неудачной шуткой — если в реальности доступна только манная каша,
бессмысленно говорить о «широчайшем выборе». Если вам скажут «вы вольны
идти куда вам будет угодно, но как только вы выберете путь, который мы
не одобряем, мы схватим вас шиворот и вернем на правильный путь» — вы
решите, что над вами издеваются. Поэтому если Бог наделяет нас
подлинным, реальным выбором, это означает, что во-первых, этот выбор
делаем мы сами, во-вторых, у него есть реальные последствия. Плохие
последствия, если этот выбор — неправильный. Но разве Бог не может
предотвратить эти последствия? В некоторой степени, но не полностью.
Благодать
Божия, Его промысел, несомненно, сильно смягчают последствия наших
грехов — иначе человечество давно бы истребило себя.
Но всегда и полностью устранять последствия наших неправильных решений —
значило бы уничтожить наш выбор как таковой. Если пьяница случайно
разбивает бутылку водки по дороге домой — это, несомненно, милость и
благодать Божия, хотя он едва ли будет этим доволен. Но если бутылка
будет чудесным образом разбиваться всякий раз, когда он будет пытаться
вынести ее из магазина, это будет означать, что у него просто нет
свободы принимать решения, относительно своей жизни. Он не сможет
убивать себя спиртным — но он не сможет и проявить добродетель, свободно
отказавшись от спиртного.
То есть Бог может творить не все?
Все. Но некоторые действия Бога привели бы к разрушению Творения — а
Он этого не хочет именно потому, что он Свое творение любит. Бог мог бы —
по своему всемогуществу — лишить нас свободной воли. Но это были бы уже
не мы, и такое действие было бы противно Его благости и верности, и Он
никогда так не поступит. Художник, например, обладает всемогуществом в
пространстве картины — но, чтобы у него вышла осмысленная картина, а не
просто нагромождение пятен, он должен исходить из внутренней логики
своего творения. Он не может пририсовать придворной даме собачий нос,
или Афродите — волчьи клыки. По крайне мере, если он любит свое творение
— и свою аудиторию.
Писатель также обладает всемогуществом в
пространстве романа — весь роман до последней буквы существует только
благодаря ему. Но если он создает именно роман (а не бессмысленное
нагромождение букв) то он должен следовать внутренней логике своего
творения. Иногда писатели в шутку жалуются, что их персонажи, в ходе
написания романа, обретают самостоятельную жизнь и проявляют своеволие.
Конечно, это шутка, но если вы создали персонажа — и его окружение — вы
не можете заставить его делать что-то противное его характеру. Мы могли
бы сказать, что, скажем, Джон Толкин мог бы не заставлять хоббитов с
великим утомлением и опасностями тащить кольцо всевластья к Ородруину.
Он мог бы ввести в свой роман эскадрилью королевских ВВС, которые бы
порубили назгулов из пулеметов (как показывает опыт, черная магия
бессильна против крупного калибра), и с большим удобством отвезли бы
хоббитов, чтобы они бросили кольцо в жерло вулкана с бреющего полета.
Но это совершенно разрушило бы великий роман, превратив его в
жалкую пародию, и это разрушило бы характеры персонажей. Аналогично,
далеко не всегда божественное вмешательство — даже логически возможное —
было бы возможно с точки зрения внутренней целостности творения.
Божие
всемогущество, таким образом, не означает, что Бог творит все, что
угодно — Он творит то, что сообразно внутренней логике творения и
свободе ангелов и людей.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Поправлю Вас, Николай. Всё построено на единстве и борьбе противоположностей, это основной Закон прогресса. Не зная чёрного, не познаешь белого; без ненависти не познаешь Любви; без предательства не познаешь дружбы... Таковы "правила игры".
Потому что зло в этом мире идет от самого человека, от его глупости и жадности. И уничтожение зла означает уничтожение самого человечества. Если мы хотим, чтобы не было зла в мире, мы должны собственными усилиями уничтожить зло внутри себя самих.
Во многих пророчествах есть предсказание: "Что настанут времена,когда зло будет пожирать само себя." Оно настало. Достаточно внимательно посмотреть,что творится в мире. "Будущее обретут,кроткие и смиренные."
Его любовь непостижима. Каждый из нас САМ может отказаться от зла. Свобода воли, блин. Но нам проще даже Бога обвинить, чем самим измениться хоть на толику.
Разделение на СВЕТ и ТЬМУ, ДОБРО и ЗЛО устроил отнюдь не бог, но АРХАНГЕЛ ЛЮЦИФЕР. Это и есть ДУАЛЬНОСТЬ, двойственность. Однако понятия добра и зла НЕОДНОЗНАЧНЫ. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть...
Нет АБСОЛЮТНОГО добра и зла. А что считать добром (и злом) решает каждый сам. Потому и Бог не вмешивается ибо ЕСТЬ ЗАКОН СВОБОДЫ ВОЛИ. Каждый может делать что угодно, но вот что он получит в ответ...
И еще. ЭКСПЕРИМЕНТ ЛЮЦИФЕРА ПРИЗНАН НЕУДАВШИМСЯ И ПРЕКРАЩЕН. Это известно, увы!, немногим. Потому и столь странные статьи. Потому и "добрые" до сих пор борются против "злых". И это будет продолжаться еще много времени.
Бог не уничтожает зло потому, что зло на самом деле есть добро, а добро на самом деле есть зло. Таков вот парадокс и не зря Воланд говорит о себе самом, - "Я есть тот, кто желая зла, вечно творит добро". Люди считают за добро то, что приятно для тела, что приятно для лицезрения, для ощущений, что даётся легко, без излишних усилий и в изобилии, и чтобы была "тишь да блажь и божья благодать" в тепличных условиях и т.д.. А злом считают всё то, что препятствует достижению нужных целей, что болезненно воспринимается телом, что подрывает моральные устои, что является угрозой для жизни тела человека и т.д.. Но у Бога цели совсем другие, для него короткоживущее тело человека не имеет большого значения, для него важна только вечная и бессмертная душа, которая является внутренней божественной сверх-личностью человека, в которой сосредоточена мудрость от множества воплощений души и обширное знание о Вселенной, а цели души и тела зачастую находятся в противоположностях. К сожалению, эта мудрость души заслоняется деятельностью и мыслями ума, сформировавшегося от ничтожного опыта в период от младенчества и не имеющего истинного знания. Поэтому, чаще всего ум занят повседневными малозначащими мыслями и ограниченные бытовухой человека. Мудрость душа черпает от накопленного знания и опыта множества человеческих и других жизней, а опыт, в свою очередь, накапливается в горниле и горении жизни, в преодолении препятствий и страданий, в творчестве и т.д.. А тепличные условия для тела, к которым так стремятся люди, усыпляют душу и не дают ей нужного качества от жизни человека, поэтому ей приходится воплощаться вновь и вновь, обрекая себя на дополнительные и ненужные страдания, чтобы хоть что-то почерпнуть от неярких мещанских жизней, и в надежде на то, что человек наконец пробудится и начнёт жить ради души, а не ради комфорта временной оболочки души(тела). Именно поэтому, то что люди принимают за добро, является злом не приносящего пользы душе. А преодолевая зло человек закаляет свой дух, развивает своё сознание,обдумывая и выбирая пути преодоления зла. Конечно, нет в жизни абсолютного добра и абсолютного зла, поэтому в любом добре есть хотя бы капля зла и во всяком зле есть частица добра. Поэтому стремясь к добру, нужно всегда учитывать значение зла, а столкнувшись со злом, нужно преодолевать его, принимая сторону добра.
+ Всё верно. И не только зла правообладатель, потому что всё "сущее" - это Он сам. Ничего больше и не существует, кроме Него. Все энергии и всевозможные проявления во всех мирах исходят из Него и "составной частью" Его являются. Но не стоит хаять Зло - оно существует лишь во имя Любви и ради Неё.