Степана Разина А. С. Пушкин называл «единственным поэтическим лицом в русской истории». Можно соглашаться или нет по поводу того, что это «лицо» – единственное, но «поэтичность» его не вызывает сомнений. Знаменитый атаман стал героем многочисленных легенд (и даже былин) и народных песен, самой известной из которых является «Разин видит сон» («Казачья притча»), записанная в 1880-х годах «от 75-летнего старика-казака».
Народная память о Степане Разине Отношение в народе к этому атаману было двойственным. С одной стороны, люди помнили о его «разбойной натуре». И потому в некоторых сказаниях он мучается из-за своих грехов, будучи не в силах умереть.
Приписывали ему и богоборчество: «Он, по-нашему, как бы дьявол был»; «Он ворожец, что чертями повелевает». Верили, что брошенная атаманом в воду кошма превращалась в корабль, а из любого острога Разин мог бежать, нарисовав лодку углем на полу или стене. А на Нижней Волге рассказывали, что Разин однажды заклял змей (иногда – комаров), и они перестали жалить.
А вот как объясняли в народе неудачу Разина у Симбирска: «Синбирск Стенька потому не взял, что против Бога пошел. По стенам крестный ход шел, а он стоит да смеется: "Ишь чем, – говорит, – испугать хотят!" Взял и выстрелил в святой крест. Как выстрелил, так весь своей кровью облился, а заговоренный был, да не от этого. Испугался и побежал».
Многие верили, что «взять его никаким войском нельзя было, для того что он был чернокнижник», «такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали», а «под каждым ногтем у него была спрыг-трава (скакун-трава), от которой замки и запоры сами сваливаются и клады даются».
Даже после смерти Разин, якобы, охранял свои сокровища: «Ночами объезжает все места, где положил свои клады по городищам и пещерам, по горам и курганам».
Но в некоторых рассказах он, наоборот, пытается показать свой клад людям, потому что сможет «упокоиться» только когда кто-нибудь найдет главный из них в Шатрашанах: «…тогда бы я умер; тогда бы и все, положенные мною, клады вышли наружу, а их одних главных двадцать».
С другой стороны, Разин предстаёт народным заступником от произвола помещиков, бояр и царских чиновников. А. Дюма, который во время поездки в Россию познакомился с рассказами о Разине, в своих записках назвал его «настоящим легендарным героем, как Робин Гуд».
Даже после казни прославленного атамана в народе не хотели верить в его смерть. Тем более что и сам он заявил перед казнью:
«Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть».
А потом многие верили, что легендарный атаман вновь придёт на Русь – чтобы покарать жадных бояр и неправедных царских чиновников за обиды, наносимые ими народу.
Н. И. Костомарову старик, помнивший Пугачева, сказал: «Стенька жив и придет снова как орудие божьего гнева… Стенька это мука мирская! Это кара Божия! Он придет, непременно придет. Ему нельзя не придти. Перед судным днем придет».
Записаны и такие, ходившие в народе, пророчества: «Час его (Разина) настанет, он взмахнет кистенем — и от обидчиков, лихих кровопивцев мигом не останется и следа». «Придет время, когда он оживет и снова пойдет по русской земле».
И такие рассказы о «втором пришествии Стеньки Разина» ходили в народе даже в конце XIX — начале XX веков.
В начале ХХ века о мести и «страшном суде» Степана Разина были написаны два стихотворения, оба – от первого лица.
Первое из них принадлежит перу А. К. Толстого («Суд»):
Каждой темной полночью приползают змеи, Припадают к векам мне и сосут до дня… А и землю-матушку я просить не смею – Отогнать змеенышей и принять меня. Лишь тогда, как исстари, от Москвы Престольной До степного Яика грянет мой Ясак – Поднимусь я, старчище, вольный иль невольный, И пойду по водам я – матерой казак. Задымятся кровию все леса и реки; На проклятых торжищах сотворится блуд… Мне тогда змееныши приподнимут веки… И узнают Разина. И настанет суд.
Алексей Толстой, написавший эти стихи в 1911 году, ничего хорошего от «суда Стеньки Разина» не ожидал. В его строках слышатся тоска и страх перед неизбежным и неотвратимым социальным взрывом: всем адекватным людям уже было ясно, что раскол и вражда в российском обществе достигли своих пределов, «рванёт» очень скоро, и мало никому не покажется.
На рубеже XIX и XX веков в народе стали распространяться слухи, что Степан Разин ходит по берегу Каспийского моря и спрашивает встречных: продолжают ли его предавать анафеме, не начали ли уже в церквах зажигать сальные свечки, вместо восковых, не появились ли уже на Волге и на Дону «самолетки и самоплавки». В 1917 году М. Волошин также написал стихотворение о «суде Степана Разина», в котором он пересказал эту легенду:
У великого моря Хвалынского, Заточённый в прибрежный шихан, Претерпевый от змия горынского, Жду вестей из полуношных стран. Всё ль как прежде сияет – несглазена Православных церквей лепота? Проклинают ли Стеньку в них Разина В воскресенье в начале поста? Зажигают ли свечки, да сальные В них заместо свечей восковых? Воеводы порядки охальные Всё ль блюдут в воеводствах своих? Благолепная, да многохрамая… А из ней хоть святых выноси. Что-то, чую, приходит пора моя Погулять по Святой по Руси. И как вынес я муку кровавую, Да не выдал казацкую Русь, Так за то на расправу на правую Сам судьёй на Москву ворочусь. Рассужу, развяжу – не помилую,– Кто хлопы, кто попы, кто паны… Так узнаете: как пред могилою, Так пред Стенькой все люди равны.
(«Стенькин суд», 1917 год.)
У нас сейчас достаточно хорошо знают о «Разинщине» – Крестьянской войне 1667—1671 гг. Но часто «за кадром» остаётся Персидский поход этого атамана, о котором подавляющему большинству наших соотечественников известно лишь благодаря городскому романсу «Из-за острова на стрежень» (стихи Д. Садовникова, автор музыки неизвестен). По мотивам этой песни В. Гончаров написал «былину», которая была экранизирована в 1908 году. Этот фильм, вошедший в историю, как первый художественный, снятый в России, известен под тремя названиями: «Понизовая вольница», «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.