Новейшая ситуация, когда страны Персидского залива фактически бойкотируют просьбы США о повышении уровня добычи нефти, уходит своими корнями в события многолетней давности. Прежде всего, в эпоху «цветных революции». В 2011 году американцы всячески поддерживали свержение египетского президента Хосни Мубарака, который всю свою политическую карьеру построил на поддержке курса Вашингтона. Монархи Саудовской Аравии и Эмиратов с ужасом наблюдали за судьбой своего «коллеги», заточенного на шесть лет за решетку. Он едва не повторил участь своего врага Саддама Хуссейна, против которого долгое время дружил с американцами. США просто предали Мубарака, справедливо посчитали в Эр-Рияде и Абу-Даби, но вида не подали.
Барак Обама второй раз ударил по лояльности стран Персидского залива, когда в 2015 году вывел из-под санкций Иран, главного возмутителя спокойствия в регионе. При этом зависимость Соединенных Штатов от арабской нефти стремительно снижалась – в 2014 году бурно расцвела сланцевая добыча. Американцы стали не только меньше покупать нефти, но производить её больше всех в мире. Именно этот факт перевел отношения Аравии и США на новый уровень.
Вашингтон, отвязавшись от материальной зависимости, стал все больше критиковать монархии. Наблюдались два всплеска недовольства Белого дома – в связи с убийством Джамаля Хашогги и войной против Йемена. К слову, военная коалиция во главе с Саудовской Аравией уже несколько лет бомбит мирное население соседней страны, но Соединенные Штаты лишь выражают озабоченность. Нет ни поставок оружия хуситам, ни «морального эмбарго» на нефтяной экспорт. Лишь косметические события, но о них чуть позже.
По оценке ООН, с 2014 года в Йемене погибло не менее 400 тыс. человек. Тем не менее даже достаточно сдержанное осуждение Вашингтона оказалось не по вкусу странам коалиции, и они в очередной раз затаили обиду.
Не изменилась ситуация и сейчас – США очень сдержанно осудили последний удар хуситов по нефтехранилищам Saudi Aramco. У Вашингтона свой интерес. Удары по суннитской Саудовской Аравии наносит шиитское движение «Ансар Аллах», которое, в свою очередь, финансирует и вооружает Иран. Кстати, в обход соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН.
Сейчас администрация Байдена пытается развязать руки Ирану, приближая подписание «ядерной сделки». Все ради одной цели – нанести стратегическое поражение России. То есть в стан главного врага суннитского мира потекут миллиарды долларов. Именно поэтому, когда Вашингтон попросил увеличить добычу нефти, Эр-Рияд отказался разговаривать. В памяти лидеров восточных стран наверняка всплывают скандальные слова Джо Байдена о Саудовской Аравии, выпаленные в ходе предвыборной гонки:
«Я дам понять им очень ясно, что поставки оружия прекратятся. Мы заставим их платить цену, превратим их в парий, какими они уже и являются на деле. Я прекращу субсидии и продажу материалов, позволяющих им убивать детей».
Позже, в кулуарах уже избранный президент США называл наследного принца Мухаммеда бен Сальмана не иначе как «головорезом». Администрация Байдена в прошлом году прекратила поддержку наступательных операций коалиции в Йемене, пересмотрела продажу оружия Саудовской Аравии, отменила статус хуситов как террористов и потребовала от Эр-Рияда прекратить блокаду коалицией территорий, удерживаемых хуситами.
Нельзя сказать, что в Эр-Рияде сильно испугались слов и действий старика, но недовольство затаили.
Эскалация продолжается
Неопределенность с «ядерной сделкой» с Ираном заставляет страны Персидского залива объединять свои силы. По другому нельзя – Эмираты и саудиты намеренно Соединенными Штатами выключены из переговорного процесса с Тегераном.
Начинают с многочисленных консультаций. В конце марта прошли встречи лидеров Египта, ОАЭ, Иордании, Ирака и, что важно, Израиля. Тель-Авив не меньше, чем все остальные страны Персидского залива, заинтересован в провале договоренности с Ираном. Сделка гарантировано выведет на рынок до 1 млн баррелей иранской нефти в сутки, но не гарантирует фиаско ядерной программы Исламской Республики.
Перед страной откроется обширный рынок военных технологий, которыми Иран не преминет воспользоваться. Пока переговоры останавливает требование Тегерана законсервировать обогатительные центрифуги, в то время как группа стран «5+1» должна их полностью утилизировать. Чем закончится история, до конца непонятно, но Персидский залив готовится к эскалации событий вплоть до горячей войны.
Присоединение к арабским переговорам израильтян лишний раз говорит о серьезности ситуации. Израиль, кстати, именно по этой причине занял фактически нейтральную позицию по отношению к украинскому конфликту. А в некоторых аспектах Тель-Авив открыто оппонирует Киеву. В одном из вариантов развития событий говорят о военном союзе Израиля и Эмиратов. По слухам, арабы недовольны эффективностью американских Patriot и готовы закупить гораздо более совершенные комплексы ПВО израильтян. А Тель-Авив в ответ намерен разместить военные базы, которые моментально станут приоритетными целями для Ирана и его союзников в регионе.
Арабский восток вместе с дальнейшей эскалацией украинского кризиса входит в продовольственный кризис. Страны Запада, нагнетая обстановку наемниками и потоками оружия, фактически отменили поставки зерна в Египет, Ливан и ряд стран региона. Кто займет место импортеров продовольствия для этих не самых богатых покупателей?
Коллективный Запад даже зажимать пояса не будет, а просто выкупит недостающее для себя, чем только усилит дефицит продуктов в странах третьего мира. Рост нефтяных котировок для импортеров углеводородов также становится все более угрожающим, дополнительно раскручивая инфляцию. А Байден ни на минуту не пытается стать миротворцем в конфликте, лишь сыплет мерзостями с трибун.
Несмотря на все противоречия, страны Персидского залива не готовы пока доказывать американцам свою точку зрения силовым способом. Они босоногим хуситам свою волю восемь лет навязать не могут, а тут «гегемон демократии». Поэтому приходится действовать дипломатическими и экономическими инструментами. Например, в Абу-Даби и Дубае недавно побывал сирийский лидер Башар Асад. Уровень позитива на переговорах зашкаливал – монархия пообещала Сирии гуманитарную и экономическую поддержку.
Этот шаг стоит рассматривать не как антииранский, а именно как камень в сторону Вашингтона, Великобритании и Турции. В общем, против всех недоброжелателей Башара Асада. А сама Сирия, к слову, сейчас существует на карте исключительно усилиями России и Ирана. ОАЭ открыто даёт понять, что в нефтеносных странах Персидского залива зреет сговор. Перед угрозой коллективного Запада всем приходится либо жертвовать суверенитетом окончательно, либо искать друзей. Эмираты, выходя на контакт с Асадом, намекают на потепление отношений с главным врагом – Ираном. Ряд аналитиков не исключает вариант прямых переговоров с Тегераном о «красных линиях».
Это окажется настоящим нонсенсом и перевернет представление о Персидском заливе с ног на голову. Здесь привыкли действовать с оглядкой на 5-й Флот США, а сейчас придет осознание собственной самостоятельности.
Из этой же истории прощупывание почвы саудитами на предмет продажи нефти Китаю за юани. Альтернатива нефтедоллару сейчас оказалась бы очень кстати и стала бы настоящим символом освобождения региона от западного диктата.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.