Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Суббота, 21.06.2025, 12:50
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 66
Пользователей: 64
Сейчас комментируют: 2


Новости сегодня
Время запасать радость: что несет нам летнее солнцестояние (1)
Многие на Западе считают... (2)
Знайте твердо: до последнего момента надо верить и надеяться пробудить в человеке его святая святых. (7)
KAK BЫ ГOBOPИТЕ, ТAK И ЖИBЕТЕ (3)
Рассказ. Вертолётки бабки Степаниды. (2)
Захарова предупредила о ядерной угрозе для региона Каспийского моря (0)
Совет нацбезопасности Ирана потребовал репарации от Израиля (0)
Россия без украинского транзита сохранила объем поставок газа в ЕС (0)
"Тихое оружие" Путина развернут на Дальнем Востоке (0)
Собчак сообщила о согласии Михалкова взять в свой театр в Москве Ефремова (1)
Путин: Использование Киевом «грязной бомбы» станет последней ошибкой неонацистов (0)
Зеленский пообещал навести порчу на пранкеров Вована и Лексуса (1)
Дело Квинси Промеса. Звезду «Спартака» экстрадировали в Нидерланды (0)
МИД РФ прокомментировал фейковые новости об американском гражданстве Захаровой (0)
История на фотографиях (0)
Историческая загадка (0)
Чем запорожские казаки отличались от украинцев (0)
Первые акустические радары (0)
«Игуменья Агафья»: почему 146-летнюю жительницу Саратова считали внучкой Суворова (0)
Петр I и его женщины (1)
«Шарашкина контора»: что на самом деле означало это выраже (0)
Сундук: как русские использовали его не по назначению (2)
тарелка Лолладоффа (0)
Книга чудес, выпущенная в 1550 году (0)
"Бородка, брюхо и очки — это не воля народа!" (0)
Леонид Ильич в "Кэмп-Дэвиде" (0)
История российского спорта (0)
История повседневности (0)
Последняя кампания Наполеона (0)
14 июня 1940 года немецкие войска вошли в Париж. (0)
История техники (0)
Народы Крыма (0)
107 лет назад (0)

Новости готовят...

Новостей: 39479

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11930

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3034

В архиве: 4005

Новостей: 1358

В архиве: 338

Новостей: 1318

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 949

В архиве: 6964

Новостей: 901

В архиве: 0

Календарь
«  Май 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1541]Астрономия и космос [1618]Бывает же такое! [2263]
Гипотезы, версии, прогнозы [6512]Дом, сад, кулинария [1318]Животные и растения [627]
Здоровье, человек [2338]Искусство, поэзия [698]История, археология, судьбы [8407]
Мир вокруг нас [1801]Наука и технологии [1514]Непознанное [3583]
НЛО, уфология [263]Новости, общество, в мире [24236]Психология и отношения [701]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [972]Стихия, климат, экология [1311]
Фильмы и видео [1260]Частное мнение [2957]Это интересно! [3082]
Юмор, афоризмы, притчи [1172]


11:08
Объединят ли Москва, Кабул и Ташкент усилия в борьбе с джихадистами?


Талибы на пути к респектабельности?

Продолжим поднятую в статье Талибы – будущее Афганистана или халифы на час? тему. Мы остановились на возможном расколе в движении, типичном для радикальных группировок, выступающих против государственной власти, но в случае победы мимикрирующих в лице руководства в сторону умеренности и легитимизации. Этот процесс не всегда, подобно нынешнему сирийскому сценарию, носит одномоментный характер, но исключения встречаются редко.

Взять Иран, где идеи экспорта Исламской революции уже в прошлом заменены на прагматичный геополитический проект, о чём у нас шла речь, см.: Иран: реальная политика под религиозным покровом.

Или вспомним большевистскую Россию, в которой лозунг мировой революции после «Чуда на Висле» постепенно трансформировался в программу построения социализма в одной стране и последующее возвращение к символам имперского патриотизма с реабилитацией прежних героев.

Касательно современных реалий Афганистана нужно принимать во внимание ряд нюансов, отличающих талибов от большевиков и последователей сурового аятоллы. Во-первых, среди них нет лидеров уровня И. В. Сталина и Р. Хомейни.

Во-вторых, талибы не декларировали стремления выйти за пределы Афганистана по причине влияния на их идеологию пуштунского национализма, о чём речь шла в прошлом материале.

Единственное, можно говорить о вдохновляющем примере «Талибана» для других радикальных группировок, в частности для запрещенного в России «Хайят Тахрир аль-Шам», чьё руководство, в отличие от рядовых боевиков, недавно устроивших резню в прямом эфире алавитов, также пытается мимикрировать в сторону легитимизации и даже респектабельности – в отличие от А. Хайбатуллы, А. Аш-Шараа облачился в костюм и надел галстук.

И всё же какой фундамент политико-религиозных – напомню: в исламе эти понятия неразделимы – взглядов умеренных руководителей «Талибана», и как они намерены выстраивать отношения с соседями, если не погрязнут в дрязгах раскола, о возможности которого мы беседовали в прошлый раз?

Поговорим. И речь пойдёт, в ретроспективе истории, о взаимоотношениях Кабула и Ташкента.

Ханафитский мазхаб как панацея от фундаментализма

Начнём с религиозного аспекта. Талибы заявляют о приверженности ханафитскому мазхабу – основанной в раннее Средневековье суннитской школе.

Её создатель, Абу Ханифа, как и многие учёные золотого века ислама, был персом по происхождению, то есть наследником высокоразвитой зороастрийской культуры: учение Мохаммеда в Иране распространялось не только на руинах рухнувшей под тяжестью длительного и изнурительного противостояния с Восточно-Римской империей державы шахиншахов – арабы только столкнули в пропасть уже расшатанный трон Сасанидов, но и на прочном интеллектуальном фундаменте прошлых столетий.

Кстати, напомню между делом, что афганский цикл мы начали с упоминания Афганистана как родины Заратустры и некогда страны с уникальной, основанной на синкретизме верований и идей, доисламской культурой.

И такие, как Абу Ханифа, преобразовали ислам, пусть и не в полной мере, из религии меча в религию мысли.

Радикальные же идеи, как правило, рождались в песках Аравии арабскими проповедниками, подтверждением чему служит история ваххабизма и салафизма, доползшая до наших дней в кровавом облике недоброй памяти «Чёрного араба» и сражённого «Копьём Нептуна» террориста номер один.

Для подтверждения умеренности ханафитского мазхаба сошлюсь на отечественную историю: его исповедовали в Волжской Булгарии, о чём писал выдающийся географ и путешественник А. ибн Фадлан; придерживались в государстве Хорезмшахов, где располагались центры традиционного суннитского ислама, многие адепты которого стремились не к джихаду с «неверными», а к научным изысканиям. Речь о Бухаре, Самарканде, Ургенче.

Ханафитского мазхаба придерживались и отличавшиеся веротерпимостью ханы Золотой Орды. Во избежание возражений – казнь Михаила Черниговского состоялась при тэнгрианине Бату, а Михаила Тверского, да, по приказу мусульманина Узбека, но обоих предали смерти, вопреки трактовке агиографической литературы, по политическим причинам.

Предначертанным упомянутым мазхабом путём следовал и Мухаммед Шейбани – родоначальник узбекской государственности.

И вот теперь – к отношениям Кабула и Ташкента. Поскольку ханафитского мазхаба придерживается большинство мусульман некогда братских советских среднеазиатских республик, то у талибов есть шанс использовать для своего признания мягкую силу в рамках религиозного диалога.

И Узбекистан в качестве ключевой страны для налаживания отношений выбран нынешними хозяевами Афганистана не случайно. Из его Голодной степи и Чёрных песков исходит угроза если и не власти талибов как таковой, то стабильности установленного ими режима. И здесь объективно сходятся интересы Москвы и Кабула.

Почему? Потому что Узбекистан – наиболее густонаселённая на среднеазиатском постсоветском пространстве республика и при этом с самой радикализированной, ещё со времён позднего СССР, молодёжью.

Сделаем шаг в историю.

Джихадисты Узбекистана, или Кровавые тени прошлого

Самым раскрученным идеологом исламского радикализма в Узбекистане стал Т. Юлдашев, в 1991-м создавший «Общество справедливости».

В декабре того года он изрядно попортил нервы И. А. Каримову, собиравшемуся баллотироваться на президентских выборах и посетившему Наманган, где Юлдашев успел, пользуясь позднесоветским развалом и параличом местных госструктур, сформировать основанные на шариате органы власти и там же, на многолюдном митинге, потребовал от лидера страны провозглашения её мусульманским государством.

Обстановка в Узбекистане, особенно на севере, была и без того наэлектризованной, а репортажи из республики вызывали шок у живших вдали от Средней Азии, в пределах Золотого кольца или в Ленинграде телезрителей, ещё вчера проводивших вечера в, как им казалось, стабильном мире, за просмотром «Иронии судьбы», «Что? Где? Когда?», «Утренней почты» и хоккейных турниров на Приз «Известий».

Кровавые межнациональные конфликты? Ксенофобия? Этот, как его, религиозный фундаментализм в СССР? Да быть такого не может! В Узбекистане? Там же «Ялла» с песней «Сияй, Ташкент, звезда Востока, столица дружбы и тепла», и недавно Джанни Моранди концерты давал.

Да, в газетах уже писали о «Хлопковом деле», но в нём видели продолжение начатого Ю. В. Андроповым наведения порядка, в одном ряду, скажем, с арестом генерал-полковника В. М. Чурбанова, не более того, без националистического и религиозного подтекста.

Однако в Перестройку иллюзии дружбы народов рушились как карточный домик. Узбекистан здесь оказался в первых кровавых рядах: в Ферганской долине начались погромы депортированных туда в 1944-м из Грузии турок-месхетинцев.

Причины?

В Узбекистане, – пишет политолог А. Н. Бактыбаева, – насчитывалось в три с половиной раза больше населения в возрасте 10-14 лет, чем 50-54 лет, что предвещало высокий уровень безработицы для новых поколений. Реакция «новых бедных» на сложившуюся ситуацию была обусловлена советским воспитанием: они отвергали новую систему, в которой не соблюдались принципы социального равенства и справедливости. В более широком смысле, их философия складывалась из смеси марксизма и исламской морали.

Социальная несправедливость, бедность искали выхлопа. Турки-месхетинцы просто оказались под горячей рукой и перед малообразованной головой.

Будущий джихадист в образе «социального терапевта»

Другими словами, подобный Юлдашеву лидер не мог не появиться в задавленном бедностью регионе – бедностью на фоне возросшего богатства так называемых «новых узбеков».

И где искать справедливость? Юлдашев дал ответ. Неправильный, но понятный малограмотным массам.

В этот же период, – пишет процитированный выше автор, – религия стала своего рода «социальной терапией» для молодежи из малообеспеченных слоев населения, помогавшая противостоять трудностям жизни в новом государстве.

Искусный политик Каримов тогда, на митинге в Намангане, успокоил толпу, но, укрепившись у власти, к середине 1990-х обрушил репрессии на исламистов. Юлдашев и его сподвижник Д. Ходжиев, более известный как Джума Намангани, бежали сначала в Таджикистан, где приняли участие в гражданской войне, а потом перебрались в знакомый им Афганистан. В знакомый, ибо проходили в нём срочную службу в составе ограниченного контингента войск.

В 1996 г. обладавший административными и ораторскими способностями Юлдашев создал запрещённое в России Исламское движение Узбекистана (ИДУ), быстро пополнявшееся боевиками из переставших быть нам братскими республик Средней Азии.

Адептами радикальный идей становились и проживавшие в Ферганской долине молодые люди, которые после распада СССР стали ещё беднее и ощутили себя вышвырнутыми на обочину социальной жизни. Ситуация усугублялась демографическим взрывом в республике, когда, в середине 1990-х, ежегодный прирост населения составлял примерно 500 тысяч человек в год.

Интересно, что Юлдашев, как отмечают его биографы А. Аскаров и А. Амин, на словах – хотя здесь разночтения: А. Н. Бактыбаева пишет о его приверженности салафизму – ещё в бытность наманганским муллой придерживавшийся ханафитского мазхаба, за рубежом обрёл поддержку старой узбекской эмиграции – потомков басмачей – и произвёл впечатление на А. Р. Дустума. О нём речь шла в прошлом материале.

Сделка с шайтанами

В 1996-м обстановка в Афганистане радикально поменялась. И видя расклад сил отнюдь не в пользу Северного альянса, одним из лидеров которого стал Дустум, Юлдашев поспешил наладить контакты с новыми хозяевами страны: М. Омаром и У. бен Ладеном, оказавшими ИДУ существенную финансовую и военную помощь.

В рамках движения были созданы: контрразведка «Истихборат», тренировочные лагеря, на вооружение поступили средства ПВО и новейшие – связи, а также несколько единиц бронетехники.

И если Юлдашев действительно декларировал приверженность ханафитскому мазхабу, то его новый спонсор, по словам А. Аскарова и А. Амина,

придерживался существовавшей разнополярности в исламе в смысле мазхабов и никаких ограничений в Аль-Каиде в этом плане не вводилось. Аль-Каида изначально представляла собой интернациональное объединение моджахедов, и поэтому под ее флагом собирались легионеры из разных частей мира, образовывавшие татарские, чеченские, турецкие и другие джамааты боевиков.

Такими образом, сделав политический выбор, Юлдашев оказался в рядах международных террористов.

Однако ситуация для узбекских радикалов вновь кардинально изменилась в 2001 г. с падением талибов. В том же году погиб сделавший блестящую военную карьеру в «Талибане» Д. Намангани. Есть ли в этом ирония или нет, решайте, уважаемые читатели, сами, но о смерти бывшего советского десантника-узбека, ставшего террористом, сообщил бывший герой ДРА, выбравший путь моджахеда – узбек Дустум.

В 2009-м получил смертельное ранение в результате ракетного удара Юлдашев, а ещё спустя шесть лет ИДУ вошло в состав запрещённого в России и враждебного «Талибану» ИГИЛ, став, такими образом, врагом Афганистана, Узбекистана и России.

Я полагаю, в этом одна из причин временного исключения «Талибана» из числа террористов в нашей стране, ибо для Кремля важно не допустить расползания джихадистских идей из заснеженных предгорий Гиндукуша, через раскалённые пески Каракума, до российских городов.

А вот теперь актуальное в контексте дня сегодняшнего: Каримов подчас жестокими мерами удержал Узбекистан от реализации афганского сценария, выраженного в победе – говорили об этом в прошлой статье – кишлака над городом.

В значительной степени мусульманская страна осталась под властью светских кланов. Однако бедность в ней никуда не делась, особенно в Ферганской долине, откуда по-прежнему распространяются фундаменталистские идеи, в том числе и в России, поскольку Узбекистан – крупнейший поставщик трудовых мигрантов на наш рынок, и где

молодые узбеки, – пишет французский исследователь О. Феррандо, – сталкиваются с транснациональным исламом, пропагандирующим строгую практику, далекую от узбекской религиозной традиции, и которая может привести к их радикализации.

Заражённые соответствующими примитивными идеями узбеки могут направиться не только в Россию, но и в Афганистан, пополняя ряды запрещённых в России Аль-Каиды и ИГИЛ-Хорасан, с которыми «Талибан» ведёт вооружённую борьбу.

Конфликт талибов с игиловцами во многом обусловлен пуштунским национализмом первых, в то время как салафизм транснационален, и

для ИГИЛ-Хорасан (запрещено в РФ – И.Х.), – пишут эксперты И. Якубов и У. Нуриддинов, – Афганистан был только небольшой частью провинции их виртуального халифата.

И что важно для нашей темы:

Согласно докладу Института стратегических исследований Афганистана, в составе ИГИЛ-Хорасан также, – пишут упомянутые авторы, – есть и члены Исламского движения Узбекистана.

Ожившие тени кровавого прошлого

Да, ИДУ уже не располагает военным потенциалом, сопоставимым с четвертьвековой давностью, но источник пополнения боевиков никуда не делся. Имя его – бедность и низкий уровень грамотности.

Противостоять дальнейшей радикализации Узбекистана можно только путём развития его экономики и образования – как светского, так и религиозного, выраженного в знакомстве молодых людей с основами традиционного ислама – с тем же ханафитским мазхабом. И талибы вносят в этот процесс свою лепту.

В минувшем году главный муфтий Узбекистана Н. Халикназаров принял их делегацию во главе с узбеком А. С. Ханафи. Речь на переговорах шла об образовательных программах, но, полагаю, в ходе диалога затрагивались и вопросы этнополитического характера, поскольку узбеков в Афганистане порядка 10 % от общего числа населения, и талибы заинтересованы в их лояльности, равно как и Ташкент – не в радикализации, особенно молодёжи.

С этой целью поступательно развивается двустороннее сотрудничество, зримым свидетельством которого служит открытый узбекской стороной торговый центр в Мазари-Шарифе.

Кроме того, Ташкент, как и Москва, заинтересован в налаживании отношений именно с талибами-традиционалистами, рассматривая их в качестве противовеса салафизма.

Если талибам удастся реализовать упомянутые выше образовательные и социально-экономические проекты совместно с Ташкентом, часть молодых людей отправится в Афганистан.

Утопичны ли подобные надежды? Покажет время. Многое будет зависеть от того, скатится или нет Афганистан к новому витку гражданской войны, с новым потоком беженцев в том числе и в соседний перенаселённый Узбекистан, откуда обездоленные, озлобленные и религиозно ангажированные люди могут направиться в Россию, таща в неё джихадистские идеи и культ шахидов, типа Юлдашева и Намангани.



Недаром прекрасно знакомый с этнополитическими реалиями Средней Азии дипломат Г. Рудов назвал в одной из своих работ Ферганскую долину супер-Балканами, в контексте их нестабильности.

Балканы… Балканы – подбрюшье Европы, как и Узбекистан – России, а в отношении Афганистана – нависающий над ним карниз. И талибы не хотят, чтобы он обрушился на их головы.

Использованная литература:
Аскаров А, Амин Амин С. Юлдашев Тахир
Бактыбаева А.Н. Терроризм в СНГ: узбекский джихадизм. Исламское движение Узбекистана
Зотов Г. «Русским лучше уехать». До чего доведёт в итоге исламизация Средней Азии?
Мирсайитов И. Исламское движение Узбекистана: этапы развития и современное состояние
Рудов Г. Ферганская долина: причины кризисных явлений. и пути их нейтрализации
Тодуа З. Радикальный ислам в Узбекистане: этапы становления и перспективы развития
Тюкеев К. Исламское движение Узбекистана. История трансформаций
Феррандо О. Ислам, политика и общество в Узбекистане. Опрос о религиозном возрождении узбекской молодежи
Якубов И. Нуриддинов У. Движение Талибан и ИГИЛ-Хорасан: сосуществование, сотрудничество или конфронтация?

Игорь Ходаков


Советский Ташкент, многим действительно казавшийся столицей дружбы и тепла





Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Новости, общество, в мире | Источник: https://topwar.ru/264343-kabul-tashkent-moskva-skovannye-odnoj-cepju.html| Просмотров: 200 | Добавил: Pantera| | Теги: объединят, Ташкент, джихадистами?, Москва, усилия, борьбе, ли, Кабул | Рейтинг: 2.3/3

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2113]Взаимоотношения людей [1054]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1123]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4122]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 66
Пользователей: 64
Сейчас комментируют: 2

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(250)


Интересное сегодня
Многие на Западе считают... (2)
KAK BЫ ГOBOPИТЕ, ТAK И ЖИBЕТЕ (3)
"Тихое оружие" Путина развернут на Дальнем Востоке (0)
Знайте твердо: до последнего момента надо верить и надеяться пробудить в человеке его святая святых. (7)
тарелка Лолладоффа (0)
Книга чудес, выпущенная в 1550 году (0)
Время запасать радость: что несет нам летнее солнцестояние (1)
Историческая загадка (0)
«Шарашкина контора»: что на самом деле означало это выраже (0)
Чем запорожские казаки отличались от украинцев (0)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8298
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6357
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4212
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3557
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 22019
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 18091
Группа: Проверенные
Микулишна
Комментариев: 16417
Группа: Друзья Нашей Планеты
nikolaiparasochko
Комментариев: 13350
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11685
Группа: Проверенные
Geda
Комментариев: 9797
Группа: Проверенные



18+