Новое исследование околосмертного опыта: «Теперь я знаю, что смерть не будет болезненной»
Яркий свет, бег мыслей, приятное ощущение покоя, гармонии и единения: так звучат истории околосмертных переживаний. Нейробиологи в настоящее время разгадывают тайну этого явления – с помощью лекарств.
Это была пятница, 19 января 2007 года. Накануне вечером сильный ураган Кирилл пронесся по Швейцарии с порывами ветра до 150 километров в час. Но это не помешало Барбаре Мюллер провести неделю катания на лыжах с друзьями в Бернском Оберланде. Ее планам помешало еще кое-что: без предупреждения тогдашняя 43-летняя женщина потеряла сознание по дороге в отель.
Колеблясь между бессознательным состоянием и моментами сознания, ее немедленно доставили в больницу Фрутиген, а затем сразу же на машине скорой помощи доставили в больницу Бернер-Инзельспиталь. Диагноз: двойная центральная тромбоэмболия легочной артерии.
В операционной врачи намеренно охладили тело Барбары, чтобы защитить ее мозг от повреждений. Женщину, жизнь которой находилась в острой опасности, подключили к аппарату искусственного кровообращения, вскрыли ей грудную клетку и хирургическим путем удалили закупорку артерий между камерами сердца и легкими.
«Я покончила с жизнью», — вспоминает Барбара, которая находилась под наркозом 12 часов. «Но страх? «Нет, я не боялась», — говорит она.
Вместо этого она чувствовала себя легко, в состоянии абсолютного и мирного спокойствия. Время от времени перед ее мысленным взором всплывали образы из прошлого, переживания общения с членами семьи, родственниками и знакомыми. Если бы жизнь покинула ее сейчас, с ней все было бы в порядке.
Парящий над собственным телом
60-летняя женщина из Тургау пережила околосмертный опыт. Это, казалось бы, сверхъестественное явление, с которым сталкиваются многие люди, соприкоснувшиеся со смертью или испытывающие сильную физическую или эмоциональную боль.
«Как и в случае с Барбарой, большинство околосмертных переживаний наполнены позитивным содержанием», — говорит бельгийский нейробиолог Шарлотта Марсьяль, которая исследует эту тему в Льежском университете.
Чувства мира, гармонии и единства часто распространяются. Ваши мысли мчатся, ваше восприятие времени меняется, вы приближаетесь к пределу, от которого нет пути назад. Часто во время околосмертных переживаний в конце туннеля появляется яркий свет.
К повторяющимся характеристикам также относятся переживания выхода из тела, при которых пострадавшие считают, что они парят над собственным телом и могут наблюдать его и все, что его окружает.
Как обнаружили Марсьяль и ее коллеги, вопреки предыдущим предположениям, существуют и негативные предсмертные переживания.
«Около 15 процентов пострадавших имеют негативный опыт, когда они, например, сталкиваются с тем фактом, что теперь они навсегда одни. Или они видят демонические и пугающие фигуры». Как показало исследование Марсьяля, такие негативные предсмертные переживания особенно распространены среди людей, переживших попытки самоубийства.
«Божественное спокойствие» после падения с горы
Что происходит, когда мы умираем, когда наше сердце перестает биться, интересовало людей с незапамятных времен. Найти ответ на этот вопрос сложно, потому что мертвые молчат. Путешествия в подземный мир были описаны уже в древности, а пребывания в раю или раю — в раннем средневековье.
Такие переживания в первую очередь приписывались богам, святым и пророкам. Лишь позже пришло осознание того, что даже «обычные» люди могут осознанно передвигаться на пороге между жизнью и смертью.
Тем временем швейцарец заложил основу для систематических исследований околосмертного опыта: профессор ETH Альберт Хайм, один из самых влиятельных альпийских геологов своего времени и страстный альпинист.
В ежегодной книге Швейцарского альпийского клуба SAC он записал свой собственный околосмертный опыт, который случился с ним в 1871 году во время крушения на «Сентисе», когда он пролетел 10 метров по воздуху над скалой.
Он видел всю свою жизнь, прошедшую перед ним в многочисленных образах. Все было словно преображено небесным светом и все было прекрасно и без боли, без страха, без мучений. Божественное спокойствие пронеслось в его душе, как чудесная музыка.
Хайм был настолько впечатлен этим опытом, что не мог его оставить и десятилетиями искал людей, у которых был подобный опыт. Он записал истории других альпинистов, в том числе коллег из САК, а также о раненых на войне, травмированных рабочих на шахтах, упавших каменщиках, кровельщиках, альпийских фермерах и рыбаке, который чуть не утонул.
Психиатры Рой Клетти и Рассел Нойес перевели эти отчеты на английский язык в 1960-х и 1970-х годах. Это дало решающий толчок к приближению к смерти с использованием научных методов.
Выбор времени, похоже, не был случайным: «В 1968 году комитет, возглавляемый представителями широкого круга научных дисциплин, впервые представил смерть мозга как надежный критерий смерти, из которого можно было извлечь органы для трансплантации», — говорит социолог Стефан Надиле, подробно изучивший феномен околосмертных переживаний в своей докторской диссертации во Фрибурском университете.
Раньше критерием смерти считали клиническую смерть. Но смерть мозга многим людям было сложно осознать: человек с мертвым мозгом дышит, пусть даже и с помощью машин, и его тело еще теплое.
«В обществе были протесты, которые считали, что чистая наука терпит неудачу и что тот, кого считали мертвым мозгом, определенно может найти путь обратно к жизни», — говорит Надил.
Просветления являются исключением
Споры о том, являются ли околосмертные переживания на самом деле чем-то вроде временного путешествия в загробную жизнь, крайне поляризованы. Для тех, кто объясняет это явление духовными или религиозными подходами, они могут быть свидетельством загробной жизни, того, что дух может отделяться от тела и продолжать существовать независимо бесконечно.
Однако для естествознания тело и разум неразрывно связаны. Поэтому должны быть рациональные объяснения околосмертных переживаний, которые можно описать, например, с помощью биохимических или нейробиологических механизмов.
Для своей докторской диссертации Стефан Надиле побеседовал примерно с тридцатью людьми, пережившими клиническую смерть. Он не пытался облечь эти истории в религиозные или научные термины. «Я подошла к этим историям непредвзято и нейтрально, и меня особенно интересовало, какое значение имеет околосмертный опыт для пострадавших», — говорит Надил.
Его выводы существенно отличаются от подхода Международной ассоциации исследований клинической смерти (IANDS), у которой также есть швейцарское отделение. Она придерживается мнения, что околосмертные переживания почти неизбежно представляют собой поворотный момент в жизни пострадавших, который затем должен привести к более глубокому духовному прозрению.
«Только меньшинство моих партнеров по интервью говорили об этом переломном характере этого опыта», — говорит Надил. Ему не рассказывали ни о каких «просветлениях», ни о встречах с фигурами или вещами, которые еще не были известны человеку до околосмертного опыта.
«Для большинства опрошенных околосмертный опыт спровоцировал возврат к прежним ценностям». Биографическая составляющая играет очень важную роль в субъективном значении околосмертного опыта.
Для Барбары Мюллер 19 января было особенным днем более 15 лет назад, но она также говорит, что околосмертный опыт не сделал ее другим человеком: «Я всегда была крайне нетерпеливой, и я остаюсь такой же сегодня».
Когда тормозная система мозга выходит из строя
По словам бельгийского исследователя Марсьяля, существование околосмертных переживаний больше не оспаривается в научном сообществе. Однако по поводу происхождения до сих пор существуют разногласия, или, по крайней мере, пока не совсем ясно, как связаны друг с другом разные подходы к объяснению околосмертных переживаний.
Например, считается, что околосмертный опыт вызван недостатком кислорода в мозгу. Этот тезис основан, среди прочего, на наблюдении, что пилоты, потерявшие сознание во время быстрого ускорения, описывали околосмертные переживания как туннельное зрение.
Британский кардиолог Сэм Парниа и его команда заметили, что мозг пациентов с остановкой сердца начинает бурно работать во время реанимации. Обычно, по мнению исследователей, мозг имеет своего рода тормозную систему, которая удерживает большинство элементов от сознания.
Однако в умирающем мозге эта система дает сбой — и умирающие люди получают доступ ко всему сознанию. Это могло бы объяснить разнообразные впечатления во время околосмертных переживаний, подобные цунами в мозгу.
Нейробиолог Олаф Бланке, профессор ETH Лозанны, также в течение многих лет изучает феномен околосмертных переживаний и внетелесных переживаний. Вместе со своим коллегой Себастьяном Диегосом из Фрайбургского университета он предложил в одной главе книги два основных типа околосмертных переживаний, которые различаются тем, какое полушарие мозга поражается в первую очередь.
Если причиной является преимущественно правостороннее повреждение головного мозга, то сообщения о клинической смерти характеризуются прежде всего внетелесными переживаниями, измененным восприятием времени, ощущениями полета, легкости и неподвижности.
Напротив, при левостороннем поражении головного мозга часто происходят встречи с призраками, воспринимаются светящиеся тела, голоса, шумы и музыка. Эмоции, обзоры жизни, а также огни и туннельное видение встречаются у обоих типов. Однако Бланке и Диегес отмечают, что их предположения носят чисто умозрительный характер. Необходимы отчеты о случаях пациентов с четко определенными заболеваниями и связанные с ними данные о мозге.
Околосмертный опыт в грибном безумии
Шарлотту Марсьяль особенно интересует гипотеза о том, что во время околосмертных переживаний высвобождаются определенные нейротрансмиттеры и гормоны счастья, такие как серотонин и эндорфины. Возможно, чтобы облегчить страх смерти. Эти химические вещества связываются с теми же рецепторами, что и психоделические препараты, такие как ЛСД, псилоцибинсодержащие грибы, кетамин или диметилтриптамин, или сокращенно ДМТ, активный ингредиент растительного происхождения в галлюциногенном зелье аяуаска.
Это могло бы объяснить, почему люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, регулярно сообщают о околосмертных переживаниях. Швейцарский химик и первооткрыватель ЛСД Альберт Хофманн сделал следующее: во время одного из своих экспериментов у него сложилось впечатление, что он плывет в промежуточной области между жизнью и смертью.
Чтобы исследовать сходство между интоксикацией и околосмертным опытом, команда Имперского колледжа Лондона под руководством нейробиолога Кристофера Тиммермана вводила вещество ДМТ 13 участникам, а затем сравнила их отчеты с отчетами об околосмертных состояниях.
Таким образом, как сообщили исследователи в журнале «Frontiers in Psychology», между этими двумя состояниями наблюдалось удивительно сильное совпадение. Результаты потребовали дальнейших исследований психоделиков и околосмертных переживаний.
Преимущество: благодаря таким исследованиям исследователям не нужно ждать, пока кто-то испытает клиническую смерть во время опасного для жизни несчастного случая, а измерение мозговых волн все еще продолжается.
«В лаборатории в контролируемых условиях мы могли бы конкретно выяснить, что происходит в мозге во время околосмертного опыта», — говорит Марсьяль. Она также наблюдает растущий энтузиазм в исследовательском сообществе по поводу таких экспериментальных исследований.
Сама она в настоящее время готовит проект, в котором она хотела бы вводить испытуемым психоактивные грибы и в то же время измерять их мозговые волны и другие параметры, такие как насыщение мозга кислородом. Она надеется, что тайна околосмертного опыта будет раскрыта еще немного.
Барбара Мюллер, которая после выздоровления часто ездила в Непал по работе и имеет особую связь с буддизмом, помнит момент, когда она очнулась в операционной.
«Сначала я спросил себя, нахожусь ли я сейчас в Бардо, состоянии, которое, согласно буддийским учениям, возникает между смертью и возрождением». И только через некоторое время она с удивлением осознала, что очевидно все еще находится в этом мире. «С тех пор я посмотрела на смерть совершенно иначе, чем раньше», — говорит Барбара. «Теперь я знаю, что смерть не будет болезненной».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Я разговаривала с человеком, который пережил остановку сердца. По его рассказу такого рода смерть не была безболезненной. Тяжелый вздох перед смертью - это как раз последняя попытка вдохнуть кислород. Потом только мучительное умирание от удушья. Он говорил, что никогда еще не испытывал такой ужас - когда мозг еще работает, центр боли работает, а дыхательные мышцы уже нет. Брр...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]