Так получилось, что в день суда по делу о нарушении Навальным режима
отбытия наказания я договорился с несколькими молодыми людьми (из числа
участников шествия 23 января) о встрече. Они студенты ближайших вузов.
Не активисты из штаба Навального, не «борцы за свободу» и даже не
«ненавистники» Путина. Обычные студенты, которые из тех, что твердят:
«Я не смотрю телевизор, потому что там все врут». Они
граждане какой-то другой, виртуальной страны под названием «интернетная
Россия». И живут они там (в этой самой виртуальной России) достаточно
активной жизнью. По крайней мере, даже тогда, когда одна рука была
занята очередным куском шашлыка, вторая что-то настукивала на экране
лежащего на столе смартфона. Разговор обычным человеческим языком шел в
нашей компании. А параллельно беседа ещё с кем-то шла в той другой
реальности.
Я специально не задавал какие-то каверзные вопросы.
Просто иногда подталкивал беседу ребят между собой в нужное мне русло.
Задача была довольно сложной. И выглядел я, наверное, в их глазах
дремучим неандертальцем, который не знает каких-то элементарных и
известных каждому вещей. Вроде солиста группы «Клопы» Васи Пупкина.
Извиняюсь за то, что не запомнил имя (хотя группу запомнил –
«Тараканы»).
Вы на какой машине приехали Первое, на что я обратил внимание, это какое-то слепое преклонение перед Западом, замешанное на псевдопатриотизме.
«Почему «Вы» пишу с большой буквы? Потому что обращались не просто ко
мне, а к нам, поколению постарше, допустили ситуацию, когда у нас нет
ничего.
Телефоны, автомобили, телевизоры, даже кофемашины и пылесосы западных марок?
Мы хотим, чтобы все лучшее было российским!» Разговор о том, что мы пережили разгром в 90-х годах прошлого века, категорически не принимается.
«Предания старины глубокой. Мы тогда даже не родились». Сейчас напишу странную для многих, в том числе и для себя, фразу.
Оказывается, страну убивали не в 90-е, а в начале 2000-х! Молодежь в этом уверена. Вот так.
Ельцин и Горбачев? Вы (в смысле мы с вами) ещё Ивана Грозного вспомните.
Если
честно, то мысль-то старая. Признаюсь, что и сам, например, с
удовольствием смотрю на новые модели ВАЗа, на Камазы, Уралы и прочие
авто, которые превращаются машины не только для удобства работы, но и
для удобства человека. Где-то там внутри червячок обиды на наше
государство, на наших инженеров и конструкторов, на наших рабочих
автозаводов живет. Умом понимаю, что не все сразу. А вот глаза видят.
Руки чувствуют. И все остальное, извините, на кочках тоже…
То,
что весь мир живет именно так, пользуясь теми товарами, которые на
данный момент лучшие в своем классе, независимо от страны производителя,
на ребят не действует.
Должно быть российское. И точка!
Получается,
юношеский максимализм против зрелого реализма. Говорим и думаем об
одном и том же, но мы, потолкавшись локтями по жизни, понимаем, что не
все так просто, а они нет. Они понимают только одно. Должно быть лучше,
чем есть!
Мне кажется, произошла трансформация наших взглядов из
90-х, когда большинство видели западную жизнь только по фильмам и
«Международной панораме» на ЦТ. И тогда просто купились на красивую
упаковку. А сегодня дети купились на то, что там – всё современное,
модифицированное,
«там самое лучшее, качественное и прогрессивное». Причем, очень интересно было увидеть, советское восприятие России в глазах юношей, не знающих что такое СССР.
Есть
Россия и есть Запад. Не США, ФРГ, Франция, Италия или любая другая
страна, а именно Запад. Как единый противник или союзник. Это в
зависимости от политических взглядов собеседников.
Мы опять
«один на один». Только тот «один» Запад, что стоит напротив, состоит из многих стран.
Немецкие
автомобили, японские компьютеры, корейские телефоны, американские
трактора и прочее, против российских предметов, вещей и конструктов.
Пока я не могу сделать однозначный вывод о том, откуда это.
Почему мы, на каком-то глубоком, далеко спрятанном, уровне берем на себя ответственность за все человечество?
Воспитание?
Сомнительно.
Традиции?
Опять неточно.
Генетика? Так кто же её знает…
Политический винегрет в молодых головах Я давно уже не спорю с теми, кто исповедует примитивизм в политике. Зачем?
Ну,
хочет человек зарабатывать деньги, как при капитализме, а льготами
пользоваться, как при социализме, и что? Объяснять ему, что капитализм и
социализм – это разные социальные системы, основанные на
противоположных принципах, индивидуализме и коллективизме? Просят
объяснить, почему социалистический принцип
«от каждого по способностям, каждому по труду» противоречит капитализму?
Беседуя
с молодыми, я вдруг осознал, что мы одинаковые. Мы – из тех 90-х, а они
из 2020-х. Только мы воспринимали Запад «через желудок», а они через
«свободу и демократию».
Помните, почему мы ценили западные
штаны, западные колготки, западные напитки и прочее? Мы ценили качество
товаров. Да-да, именно качество товаров. СССР закупал и продавал именно
качественные товары.
Я помню репортаж Валентина Зорина из ФРГ. 38
сортов мяса в обычной лавке! Мы смотрели на все это обилие и даже мысли
не возникало, что же это за мясо такое? Мы, дикари, кушали свинину,
говядину, баранину, оленину, дичь. А там, простой немец кушал 38 сортов.
Это потом, через годы, мы стали понимать, что сорт мяса – это всего
лишь то, что мы выбирали на рынке:
«для супа, для гуляша, для отбивных» и прочее.
В
головах же сегодняшних молодых уже не сорт мяса главный. Теперь
свобода, демократия, права человека... И все это красиво уложено на
юношеский максимализм.
Свобода значит анархия. Демократия значит
слушать должны только меня. Права человека – это когда никто не может
мне что-то запрещать! Может выборы? Да вы что, выборы – это всегда
вранье тех, кто побеждает. Правильными выборы могут быть только тогда,
когда победим мы.
Почему-то даже то, что в «интернетной России»
можно увидеть не только позитив, но и негатив про западную жизнь, не
меняет основного тренда –
«у нас все плохо, там все хорошо», именно политически хорошо.
Когда
я попытался узнать почему, например, выступления демократов или
республиканцев в США из политических быстро превращаются в погромы у
первого же супермаркета, ответа я не получил.
Как не получил ответа и на контрольный вопрос:
«Почему вы, когда шли по улицам города, не громили магазины?» Были большие глаза. Был докторский взгляд типа «дед сбрендил». Но ответа-то не было.
Они
не смогли совместить погромы магазинов с «политической борьбой».
Кстати, видео из Нидерландов, когда толпу поливают из брандспойтов, тоже
удостоилось всего лишь –
«наверное, они не мирные демонстранты». Мы совсем отказались от политического образования и политического воспитания наших детей.
Я
разговаривал не с первокурсниками. Передо мной сидели почти готовые
инженеры, в том числе и те, кто совсем скоро будет проектировать и
конструировать новую боевую технику и вооружение. Причем, это
действительно хорошие инженеры, не из сегодняшних, что «на платной
основе».
А с другой стороны, передо мной сидели молодые мужчины с
неопределенной политической ориентацией, с неопределенными
политическими взглядами. Они хотят каких-то улучшений, но не знают
каких. Они хотят, чтобы было «как у них», но власть защищалась «как у
нас».
Не надо чемоданов и вокзалов Предвижу реакцию
некоторых радикальных ветеранов, так и не повзрослевших «романтиков
революции». Этакое «чемодан, вокзал, Запад». Пусть другими словами, но
суть именно такая. Не нравится у нас – вперед на Запад. Перевоспитывать
вас никто не намерен. Мы не ясли и не школа. Хотите как на Западе –
живите на Западе.
Кстати, я задал и этот вопрос. Почему бы просто не переехать туда?
«А кому мы там нужны? Там своих таких хватает!» Своих,
в смысле таких же студентов или молодых инженеров. Понимание того, что
они россияне, что это их Родина, у молодежи есть. Как и патриотизм,
пусть своеобразный, но есть.
Откуда же такая каша в умах?
Я
помню о тех 2–3 % придурков, которые существуют в каждом народе. Они
крикливы, активны, бескомпромиссны, но их мало. Но ведь есть и вот
такие, мои собеседники, ищущие свою правду. Они задают те же вопросы,
что задавали и мы в их возрасте. Но мы получали ответы, а они нет. Какие
это были ответы не особо важно. Мы (с возрастом) сами нашли на эти
вопросы правильные, с нашей точки зрения, ответы.
Сегодня же
молодые остались без нашей взрослой мудрости. Сами, все сами. А потом мы
удивляемся появлению радикалов разных направлений, появлению фашистов и
леваков, рождению совершенно «диких» политических течений, с точки
зрения формальной логики. Молодежь сама ищет ответы.
Чемодан, вокзал, Запад – это просто. Из серии «сам дурак».
А начинать надо с определения базовых задач воспитания школьников и студентов.
Кого мы, вообще, хотим видеть?
Ведь даже в семье сейчас нет ответа на этот простой вопрос.
«Мои дети должны вырасти хорошими людьми». Ура! А хороший человек это как? Не уверен, что в мире много родителей, которые говорят, что хотят вырастить плохого человека.
Определимся
с тем, кто нам нужен – появятся учителя и профессора, которые прекрасно
выполнят задачу воспитания именно такого человека. То, что взрослого не
перевоспитать, как показала жизнь, неверно.
Перевоспитать
невозможно искренне верящего во что-то. А таких достаточно мало.
Остальные достаточно быстро поменяют свои взгляды при мощном воздействии
пропаганды, как мы видим на примере Украины.
Так что, не надо предлагать нашим детям чемодан. И показывать им, где находится вокзал.
Вдруг, как послушные дети, они, и правда, сядут в уходящий куда-то поезд?
И для кого тогда мы это все строили, разрушали и сейчас опять перестраиваем?
Александр Ставер
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|