Народные приметы на 18 февраля – Агафья-коровница, голодуха, поминальница
Летом и осенью, когда тепло и достаточно корма, коровы не нуждались в особенной защите. А вот в конце зимы, когда сено и солому приходилось экономить, вставал достаточно остро вопрос о помощи исхудавшим и обессилившим животным. Часто в этот период от истощения и разных болезней гибли целые крестьянские стада. Суеверные предки такой падеж связывали с появлением в деревнях зловредного существа – коровьей смерти, которая несёт погибель всему крестьянскому стаду.
Коровья смерть является в образе черной кошки, собаки, коровьего скелета или злобной безобразной старухи, у которой руки с граблями. Особенно опасным это существо считалось именно в этот день. «Чахлая и заморенная коровья смерть» пробегает 18 февраля по селам и губит скот.
Чтобы оградить себя от такой напасти женщины проводили обряд опахивания, во время которого мужчинам запрещалось покидать дома. Скотину запирали в хлеву, а собак, даже самых послушных, держали на привязи.
Чтобы коровью смерть не пустить во двор, крестьяне принимали разные меры: в хлеве оставляли старые лапти, пропитанные дёгтем, веря, что от их запаха зловредное существо убежит без оглядки; в воротах, у порогов, вокруг печных труб раскладывали чертополох; святили в церквях утыканный солью хлеб, который потом скармливали скоту; окуривали чертополохом дома и хлева; поили скотину святой водой.
В случае падежа скота или для того, чтобы его предотвратить в день Агафьи, как и во Власьев день (24 февраля), проводили обряд опахивания деревни. Все женщины с распущенными волосами и одетые в одни рубахи собирались тайно ночью. Они брали в руки кто косу, кто дубину, кто сковороду. Одну из вдов запрягали в соху и надевали на неё хомут без шлеи. Потом совершали процессию вокруг селения. Землю взрывали так, чтобы пласты отлетали в сторону от деревни. С собой брали петуха, кошку и собаку. Во время шествия участницы выкрикивали: «Коровья смерть не губи нашу скотину. Мы зароем тебя в землю с кошкой, собакой и кочетом». По окончании обхода животных закапывали за пределами селения. Люди верили, что после этого ритуала коровья смерть не проникнет на территорию, очерченную с помощью сохи магическим кругом.
По поверьям, после обряда коровья смерть уже не могла попасть в село и навредить животным, тогда она уходила в лес, где бродила до весны, ожидая, когда скотину выгонят на выпас. Тогда она опять пробиралась к людям, но если и в этот раз не удавалась добраться до скотины, то она уходила в лес или степь, где искала себе другую поживу.
Святую Агафью считали заступницей от пожара. В день её памяти в церкви освящали хлеб с солью. В случае пожара, чтобы огонь ушел подальше, их бросали в огонь или в поле.
Ещё на Агафью поминали умерших родственников и защищали дом от нечисти. Вечером закрывали трубы, замазывали их глиной и жгли чертополох, чтобы нежить не влетела в трубу и не осталась в доме.
День ещё называли Агафья-голодуха, потому что к этому времени в крестьянском хозяйстве подходили к концу все запасы прошлого года, и наступал голод.
Приметы и поверья
Если погода теплая, то сильных морозов уже не будет. Мороз в этот день – к жаркому и засушливому лету.
Люди, родившиеся 18 февраля, обладают даром понимать домашних животных.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
"Землю взрывали так, чтобы пласты отлетали в сторону от деревни"
Может такое возможно где-то на Украине. Но вот у нас, в Среднем Поволжье сейчас и снегА глубокие, и земля промёрзшая. Не представляю как женщины могут эту землю раскопать , да ещё и вспахать
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]