Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России , так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес и др.) причислили его к первым писателям 19 века.
Весной
1882 года обнаружились первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося
для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал
работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть
«Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал
своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством.
Книгу
открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык»
— лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое
предназначение своей страны:
Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя —
как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя
верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Последний
раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года. Зимы больной
писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение
Виардо. Писатель продолжать работать и незадолго до смерти надиктовал
Полине Виардо свой последний рассказ «Une fin» (с фр. — «Конец»).
Противостояние между «невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом» (П. В. Анненков) завершилось 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале под Парижем.
В
соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в
Петербург. На перроне петербургского Варшавского вокзала произошла
торжественная встреча гроба с телом писателя. Сенатор А. Ф. Кони так
вспоминал о похоронах на Волковском кладбище:
Приём гроба в
Петербурге и следование его на Волково кладбище представляли необычные
зрелища по своей красоте, величавому характеру и полнейшему,
добровольному и единодушному соблюдению порядка.
Непрерывная
цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, учёных,
просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и
болгар заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и
нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, —
несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с
многозначительными надписями.
Так, был венок Автору «Муму» от
общества покровительства животным. Венок с надписью «Любовь сильнее
смерти» от педагогических женских курсов… — А. Ф. Кони, «Похороны
Тургенева».
Английский прозаик и лауреат Нобелевской премии по
литературе Джон Голсуорси считал романы Тургенева величайшим образцом
искусства прозы и отмечал, что Тургенев помог «довести пропорции романа
до совершенства». Для него Тургенев был «самый утончённый поэт, который
когда-либо писал романы». В. В. Набоков в своих «Лекциях по русской
литературе» отзывался о Тургеневе не как о великом писателе, отмечал,
что у Тургенева хороши пейзажи, обаятельны «тургеневские девушки»,
одобрительно он отзывался и о музыкальности тургеневской прозы. А роман
«Отцы и дети» назвал одним из самых блистательных произведений XIX века.
«Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул
кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое
чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? А
Кукшина? Это чёрт знает как сделано. Просто гениально», — писал А.П.
Чехов о романе «Отцы и дети». ==============================
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.