Ходит, бродит по морям Плавает, как известно, в проруби сами
знаете что. Наш российский трубоукладчик «Академик Черский», как и
любой другой уважающий себя корабль, ходит. Много, долго и нудно, так
что можно уже говорить – бродит.
Хотя главная задача у судна
совсем иная – трубы класть. Во всех официальных документах «Черский» так
и числится – КМТУС, то есть краново-монтажное трубоукладочное судно.
«Академика Черского» с таким трудом провели по океанам и морям в
немецкий порт Мукран, что впору раздавать команде награды.
И по
поводу перехода через экватор. И потому, что теперь ей любая кругосветка
по плечу и никакие санкции не страшны. Вплоть до санкций в отношении
страховщиков, которых КМТУС прикрыл собственным бортом.
Однако последние сообщения с балтийских берегов не слишком вдохновляют. СМИ, большие и малые, дружно отрапортовали, что
«Академик Черский отошёл от точки достройки «Северного потока-2». Дальше только хроники. Но с комментариями. Так как простой перечень событий уже вот-вот попадёт в википедию.
В начале большого пути
Январь 2020 года. На Находкинском судоремонтном заводе завершена модернизация российского судна-трубоукладчика «Академик Черский».
Вместе с трубоукладочной баржей «Фортуна» – это единственный реальный
исполнитель последнего этапа строительства магистрального газопровода
«Северный поток-2». То есть укладки 70–80 километрового участка по дну
Балтийского моря в зоне экономической ответственности Дании. 9 февраля 2020 года, воскресенье.
По данным системы глобального позиционирования морских судов, в
воскресенье, 9 февраля, КМТУС «Академик Черский» вышел из порта Находка и
направился в Сингапур. 24 февраля, понедельник.
Принадлежащий «Газпрому» трубоукладчик должен был прибыть 22 февраля в
Сингапур, однако изменил маршрут. Эксперты предполагали, что судно
готовят к прохождению в Балтику по Северному морскому пути. Так, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что «Севморпуть
короче, и там меньше рисков, связанных с возможным вмешательством неких
третьих лиц. Но, с другой стороны, есть проблемы, сопряженные с ледовой
обстановкой на маршруте. Сейчас вести «Академика Черского» по
Севморпути тяжело». 6 марта, пятница. Трубоукладчик
«Академик Черский» в сопровождении кораблей ВМФ России миновал
Шри-Ланку. Судно отказалось от северного маршрута и направилось в
сторону Суэцкого канала.
В этот же день провалилось расширенное заседание мониторингового
комитета организации стран-экспортёров нефти ОПЕК в Вене. Делегация
России, не входящей в ОПЕК, не приняла предложение о снижении квот на
добычу и покинула заседание.
Нефтяные котировки 6 марта ещё
оставались на уровне $45,5 за баррель марки Brent и $49,52 за WTI.
Однако биржи уже готовились к масштабному падению цен.
Мир
оказался на пороге нового масштабного нефтяного кризиса. На тот момент
ещё мало кто понимал, что, если кризис затянется хотя бы на время
антивирусного карантина, его последствия будут если не
катастрофическими, то непредсказуемыми. А известные события 70-х годов
прошлого века покажутся дешёвым спектаклем, хотя и очень хорошо
срежиссированным.
Весна без надежды Март 2020 года.
Саудовская Аравия объявляет о начале беспрецедентной кампании
наращивания объёмов добываемой нефти – к началу апреля до 12,3 млн
баррелей. В то же время нефтедобыча в России остаётся на уровне 11,3 млн
баррелей.
Стремительно падают котировки акций национальной
нефтяной компании Saudi Aramco. Нефть марки Brent за две торговые сессии
снизилась в цене сразу на 27% – до 35,73 долл./барр.
В России при этом отмечено падение курса национальной валюты до 82– 83 рублей за евро и 76– 78 руб. за доллар США.
Президент США Дональд Трамп заявляет о том, что низкие цены на
углеводородное сырьё выгодны мировой экономике, так как стимулируют рост
других её отраслей. Затем хозяин Белого дома даёт поручение министру
энергетики закупить по очень хорошей цене большое количество сырой нефти
для хранения в стратегическом резерве США. ФРС объявляет о
подготовке эмиссии долларов – до нескольких триллионов, для чего не
потребуется даже включать печатный станок. Но курс доллара не меняется,
так как ясно, что эмиссию предстоит абсорбировать всему миру. Китай начинает активные переговоры с Россией о масштабных закупках углеводородного сырья. Нефть на этой новости и заявлениях Трампа сначала стабилизируется в цене, а потом начинает медленно дорожать.
11 марта, среда. Всемирная организация здравоохранения ВОЗ объявляет вспышку коронавируса Covid-19 пандемией.
В США начинается компания с участием прессы и ряда официальных лиц за
новые санкции против российского «Газпрома» и проекта «Северный
поток-2». 13 марта, пятница. «Академик Черский» меняет
курс из-за пандемии коронавируса и опасения санкционных мер. Капитан
судна отказывается от движения через Суэцкий канал и принимает решение
продолжить плавание в направлении на Мадагаскар. 23 марта, понедельник.
Начата процедура банкротства одной из компаний по добыче сланцевой
нефти в США. Нефтяные котировки достигли нового минимума – баррель марки
Brent продавался по 23,48 долл. При этом на курсе российского рубля это
практически не отразилось. 28 марта, суббота. «Академик Черский» миновал Кейптаун в ЮАР и продолжал идти курсом вдоль берегов Африканского континента. Шутки в сторону 1 апреля, среда.
День, когда были официально сняты все ограничения по добыче нефти в
странах — участницах серии сделок ОПЕК+. Обвала цен на нефтяном рынке
однако не случилось – он уже состоялся в марте на опережение. Нефть
марки Brent котируется на уровне 25,6 долл./барр. Апрель 2020 года.
Трубоукладчик «Академик Черский» меняет точку пути с Пуэнте-Нуар в
Конго на Лас-Пальмас на Канарских островах в Испании. Согласно данным
навигационного портала Marine Тraffic, туда судно планирует прийти 18
апреля. Президент США Дональд Трамп заявляет об опасности низких
цен на нефть для мировой экономики, а затем о готовности участвовать в
сокращении объемов добычи нефти. Ещё одна попытка Саудовской
Аравии и России договориться о снижении уровней добычи нефти
заканчивается провалом. Тем не менее, фьючерсные цены на нефть марки
Brent, которые в момент опускались ниже 20 долл./барр., впервые за три
недели превысили отметку 30 долл. Рубль начинает отыгрывать потери в отношении мировых валют. Фальстарт3 мая, воскресенье.
«Академик Черский» встал в ожидании входа в Калининградский залив.
Планировалось, что он проследует на один из
судостроительно-судоремонтных заводов Калининградской области. Ранее новейший танкер Северного флота РФ «Академик Пашин» провёл заправку трубоукладчика в проливе Ла-Манш.
7 мая, четверг.
Из Калининграда КМТУС «Академик Черский» взял курс на немецкий порт
Мукран, где размещён логистический терминал «Северного потока-2».
К
югу от острова Борнхольм в районе того места, где швейцарская компания
Allseas под угрозой санкций США остановила работы в декабре 2019 года,
приступило к работам исследовательское судно Stril Explorer.
Оно специализируется на наружной инспекции труб морских трубопроводов. 14 мая, четверг.
Датское энергетическое агентство (ДЭА) подтвердило выдачу разрешения на
строительство «Северного потока-2». При этом выдвинуты условия
утверждения маршрута, а также судов и условий строительства газопровода.
В связи со сменой трубоукладчиков предстоит пересогласование разрешения
ДЭА. 2 июня, вторник. Россия перерегистрировала КМТУС
«Академик Черский» на Самарский теплоэнергетический имущественный фонд
СТИФ. Это позволило снять не только вопрос с предыдущей версией санкций
США, но и наметить решение проблемы со страхованием участников проекта. Промежуточный финиш26 июня, пятница.
Германия объявила о готовности предпринять ответные меры на случай,
если США введут дополнительные санкции против проекта по строительству
«Северного потока-2». В Минэкономики ФРГ напомнили, что «новые
санкции США могут затронуть значительное число европейских компаний и
банков, а также правительственные организации. Ущерб может быть
серьёзным – над трубопроводом работали около 670 компаний из 25 стран». Август 2020 г. КМТУС «Академик Черский» находится в порту Мукран. Совбез
РФ сообщил об охране трубоукладчика для МГП «Северный поток-2». В СБ
меру назвали необходимой из-за возможных провокаций со стороны других
стран. В рамках строительства «Северного потока-2» корабли ВМФ
России обеспечивали безопасный переход трубоукладчика «Академик Черский»
и судов снабжения из Владивостока в Калининград.
Мониторинговый комитет ОПЕК уведомил участников соглашения ОПЕК+ о
снижении суммарной квоты ограничения добычи нефти с 9,7 млн баррелей в
сутки до 7,7 млн. На котировках нефти решение практически не отразилось.
15 сентября, вторник. Судно снабжения «Иван Сидоренко»
направилось в порт Мукран. Там рядом с КМТУС «Академик Черский»
находится вспомогательное судно «Berghaus», используемое для подводной
каменной засыпки при строительстве морских объектов.
Октябрь 2020 г.
Практически все страны мира вводят жёсткие меры по борьбе со второй
волной коронавируса. Российский рубль вновь падает по курсу к доллару и
евро до отметок, соответственно, в районе 80 и 90 рублей.
Участники
сделки ОПЕК+ принимают решение пролонгировать августовское снижение
суммарной квоты ограничения добычи до 7,7 млн. баррелей в сутки. Нефть
продолжает котироваться в районе 40 долл. за баррель.
1 октября, четверг.
Власти Дании одобрили разрешение на эксплуатацию «Северного потока-2»
на континентальном шельфе страны. Разрешение, обновленное в соответствии
с требованиями, выдвинутыми 14 мая, выдало Датское энергетическое
агентство.
20 октября, вторник. США расширили санкции
против газопровода «Северный поток-2». Они распространены на компании,
которые предоставляют услуги или средства для модернизации и установки
оборудования на суда-трубоукладчики.
14 ноября, суббота.
Объявлено о проработке различных вариантов завершения строительства
«Северного потока-2», а также о завершении наземных работ на территории
Германии. Укладка труб на дне Балтийского моря по-прежнему
приостановлена.
5 декабря, суббота. В исключительной
экономической зоне Германии возобновлены работы по укладке труб
газопровода «Северный поток-2». Работы проводит трубоукладочная баржа
«Фортуна» под российским флагом.
Доставка оборудования с
логистической базы «Северного потока-2» из немецкого порта Мукран
обеспечивается российскими судами снабжения – «Умка» и «Финвал».
Рубль укрепляется к основным резервным валютам. Нефть котируется стабильно выше отметки 45 долл. за баррель.
8 декабря, вторник. КМТУС «Академик Черский» возвращается в Калининград после трёхдневной стоянки к югу от о. Борнхольм.
В
то же время, в соответствии с решением Федерального ведомства по
судоходству и гидрографии Германии (BSH), трубоукладочная баржа
«Фортуна» может продолжать работы по укладке трубопровода.
Разрешение
дано на период с 5 по 31 декабря 2020 года в районе между мелководьем
Адлергрунд и отмелью Одер, где оператор проекта Nord Stream 2 AG
планирует построить отрезок (протяженностью 2,6 км) на каждой из двух
ниток «Северного потока-2».
Промедление жизни подобно Насколько могут затянуться игры в
санкции и разного рода судебные тяжбы, вряд ли сейчас понимает хоть
кто-нибудь. Но из-за второй волны коронавируса сама конъюнктура рынка,
которая изрядно торопила «Северный поток-2», ныне, по сути, тормозит
его.
Многим только сейчас стало понятно – газпромовский
амбициозный проект направлен не столько против американского СПГ,
сколько на глобальную водородную перспективу. После этого неудивительно,
что страсти уже почти улеглись.
К тому же, страстного Трампа,
похоже, все-таки сменит «беспристрастный» Байден. И это тоже – шанс на
то, чтобы не играть в обход санкций, а просто вести дело к их отмене.
Вопрос о том, в чью пользу теперь будет играть время, очевидно, уже
становится вторичным.
В целом же ситуация сейчас сильно
напоминает знаменитую реплику И. Сталина на Ялтинской конференции 1945
года. Вождь народов тогда, как известно, просто спросил лидеров союзных
стран – Рузвельта и Черчилля, на каком расстоянии от Берлина находятся
их войска.
Получив ответ – 600 километров, он тут же напомнил,
что Красная армия подошла к столице Третьего рейха на 60 км. Вопрос о
том, кто же будет брать Берлин, отпал сам собой.
У американских
оппонентов «Газпрома», которых совсем скоро уже не надо будет
рассматривать, как конкурентов, впереди просто уйма времени. Но и у
российских газовиков оно тоже есть, хотя завершать проект «Северный
поток-2» всё-таки надо.
США реально способны с выходом из
пандемии нарастить объёмы добычи и переработки, а вслед за тем – и
объёмы поставок их СПГ в Европу. Нарастить до масштабов реальной
конкуренции с «Северным потоком-2».
Но тогда спрос на газ уже
может вырасти. И настолько, что его хватит как на американский СПГ, так и
ещё на парочку аналогов многострадального Nord Stream 2.
Алексей Подымов, Анатолий Иванов
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|