Сегодня когда мы говорим «живет бобылем», то имеем в виду одинокого
мужчину, который не стремится заводить серьезных отношений с женщинами и
тем более вступать в брак. Но само значение слова «бобыль» мало кому
знакомо и часто его трактуют неправильно. Давайте разберемся, кого
называли на Руси бобылями и почему участь этих мужчин была незавидной.
Достаточно
долго, начиная с 16 и заканчивая 18 столетием, бобылями в России
называли людей, входящих в конкретную социальную группу. Это были не
имеющие семьи крестьяне без собственного земельного надела. Другое их
название — «нетяглые», связано с тем, что они были освобождены от налога
на землю.
Многие ученые считают, что само слово «бобыль»
происходит от шведского «boabyle» — наемный рабочий. Есть созвучные
слова также в румынском и латышском языках — там они означают «батрак» и
«бездельник».
Впервые бобыли упоминаются в документах 16 века —
так называли крестьян, подписавших «бобыльскую оброчную запись». Это
был своеобразный договор, лишающий человека многих прав и свобод, но
предлагающий взамен гарантированное получение пищи и минимума
необходимой одежды.
Таким образом, бобыль был очень бедным
человеком, который практически находился на положении раба — трудился за
еду и кров над головой, хотя мог и не быть крепостным.
Сначала
бобыли были только в сельской местности, но затем они появились и в
городах. Там они выполняли грязную работу, не требующую высокой
квалификации, например, рыли ямы и траншеи и переносили тяжести. Иногда
им доверяли мелкую торговлю, а в отдельных случаях бобыль мог стать даже
ремесленником.
Часто бобыли жили при монастырях, занимаясь
обработкой земли и строительством. Иногда им разрешалось использовать
церковные земли в своих целях, но за это взымался особый налог —
бобыльщина. Разбогатеть на таких условиях человек не мог и работал
только на то, чтобы как-то себя прокормить.
Начиная с первого
упоминания бобылей в документах начала 16 столетия, везде о них писали и
говорили с презрением. На этих мужчинах всегда стояло клеймо гуляки,
горького пьяницы и бездельника, даже если бобыль вел размеренную
крестьянскую жизнь без излишеств.
Вероятнее всего, стереотип
сформировался благодаря тому, что бобыли имели налоговые поблажки, что
вызывало у многих зависть и неприязнь к «льготникам». До 1679 года
бобыли должны были отрабатывать только половину «тягла», то есть
совокупности повинностей и выплат.
В 17 столетии бобылей и
бобылок (одиноких вдов), которые имели свой дом и хозяйство, лишили
привилегий и заставили платить налоги наравне с обычными крестьянами.
Благодаря этому уже к 1718 года бобылей перестали воспринимать как
особую категорию и они полностью влились в крестьянское сословие.
Особый,
немного романтический образ бобыля — человека без семьи и с минимумом
обязательств перед обществом, привлекал внимание поэтов, писателей и
художников. Наиболее известным изображением мужчины-бобыля можно считать
картину великого русского художника В.Г. Перова «Гитарист-бобыль».
На
ней изображен бедно одетый немолодой мужчина с гитарой, скорее всего,
нетрезвый. Рядом с ним на столе стоит бутылка вина и наполовину пустой
стакан. Картина пропитана безысходностью и ее герой вызывает
противоречивые чувства — смесь жалости и отвращения. Также хорошо описал
жизнь бобыля Сергей Есенин в своем рассказе «Бобыль и Дружок».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.