Кто такие женщины-кайны: Почему они могли безнаказанно высмеивать мужчин и ценились на вес золота
Умение петь, играть на музыкальных инструментах, слагать стихи высоко
ценилось во все времена. За придворных поэтов и певцов главы государств
платили огромные деньги. Удивительно, но в странах Востока лучшими
поэтами и музыкантами были женщины. В Японии – это
знаменитые гейши, а в арабских странах – кайны. Между этими женщинами –
разница во времени, когда они жили; в обычаях и воспитании, свойственных
их странам; в положении в обществе – свободные женщины и рабыни. Но
были у них и общие черты, которые делали известными самых талантливых из
них: необычайная красота и острый ум, который позволял утереть нос
мужчинам в искусстве стихосложения.
Кто такие кайны
Еще
до того, как большинство арабских стран стали исповедовать ислам, у
многих знатных людей, там, появились особые рабыни – кайны. Их привозили
из своих победоносных походов войны арабы. Они захватывали в плен
красивых девочек и девушек, обучали их искусству музыки, стихосложения,
пения, танца. Кроме этого, кайны великолепно знали Коран, арабскую
литературу, правила этикета, а некоторые из них разбирались в геометрии и
астрономии, философии и логике, отлично владели искусством каллиграфии.
Это были просвещенные, умнейшие женщины, к тому же обладающие редкой,
удивительной красотой. Многие из кайн были чернокожими, некоторые –
мулатками, но были среди них и светлокожие.
Лучшие кайны жили
при дворах правителей, а также у очень богатых людей. Ведь не каждый
араб мог себе позволить рабыню, которая стоила более трех тысяч динаров,
в то время, как годовая зарплата обычного рабочего составляла около 400
динаров. Были и особые кайны – бриллианты чистой воды, которые стоили
несколько сотен тысяч динаров или огромных территорий.
Прекрасных,
сообразительных девочек-рабынь с девяти лет обучали искусству сочинять
стихи, танцевать и петь. Затем, самые талантливые обучались по долгу
другим наукам в Медине, Мекке, Ираке. После этого, рабынь-кайн продавали
богатым хозяевам. Там они становились хозяйками своеобразных
литературных и музыкальных салонов того времени – маджлисов. Менее
красивые и талантливые кайны жили при тавернах и у странствующих
торговцев.
На маджлисах кайны с открытым лицом пели и
танцевали, создавали литературные и музыкальные импровизации, что
особенно ценилось; поддерживали интеллектуальные беседы с посетителями
маджлисов.
Не отказывали кайны посетителям и в утехах. Ведь,
понравившись более богатому и влиятельному покровителю, кайна могла
рассчитывать, что ее выкупят у ее теперешнего владельца, который ей не
нравился и, может, дадут свободу или, хотя бы, она обретет более
стабильный и уважаемый статус. Некоторым кайнам удавалось стать женами
или наложницами хозяев – их уважали, с ними советовались, они
становились матерями будущих влиятельных людей.
История самой нежной кайны
История
сохранила имена знаменитых кайн, которые прославились сочинением острых
изящных сатирических стихотворений, любовных газелей, трагических
мартхий – элегий. Не менее интересной и захватывающей, чем их
рифмованные творения, была и личная жизнь этих кайн.
Кроме
красоты, а также умения поддерживать беседу и развлекать гостей, хорошая
кайна должна была обладать талантом метко и остро высмеять своего
оппонента в дискуссии или чьи-то стихи. Поэтесса без дерзости из
вздорного характера считалась неинтересной, пресной.
Милой и
нежной, созданной для любви пери, была кайна Сакан. Хозяином ее был
известный философ Махмуд аль-Варрак. Он любил свою Сакан, как и она его,
а посетители маджлисов восхищались ее красотой и совершенством ее
поэзии, прекрасным пением.
Так случилось, что аль-Варрак
разорился. Тогда, чтобы спасти любимого от унижения, Сакан написала
письмо халифу Аль-Мутасиму, который часто посещал ее салоны, с просьбой
выкупить ее. Халиф посмеялся над ней, сказав, что она совсем потеряла
свою гордость и достоинство. С легкой руки Халифа, над Сакан стали
издеваться, высмеивая ее в разговорах и стихах. Однако, известная
поэтесса в ответ написала сложную и искусную поэму о казни главаря
восстания против Халифа, в которой отстраненно, вопреки канонам
стихосложения, воздавала положенную хвалу халифу. Это творение приобрело
скандальную известность и спасло Сакан от унижения.
Тем
временем, аль-Варрак, видя, что не в состоянии оплачивать даже еду и
самое необходимое, посчитал, что Сакан недостойна такой ужасной жизни и
решил продать ее. Был найден хороший покупатель, но когда он пришел с
деньгами, Сакан сказала, что она готова разделить с любимым любые
лишения и хочет остаться с аль-Варраком. Покупатель был тронут такой
преданностью, оставил деньги и ушел. Аль-Варрак в этот же день, отпустил
стакан на волю и сочетался с ней узами брака.
История самой строптивой кайны
Если
кайна Сакан была милая и нежная, то Инан – была полной ее
противоположностью. Испанская кровь, бурлящая в ее жилах, предала ее
характеру своенравность, огромное чувство собственного достоинства и
гордость. Ее хозяин часто наказывал розгами за строптивость, но вынужден
был ее терпеть, так как маджлисы, где она была звездой, собирали
огромное количество ее почитателей, среди которых были халифы, визири,
знаменитые поэты и другие влиятельные люди. В историю вошли ее горячие
стихотворные перепалки с известным поэтом того времени Абу Нувасом, в
которых ни Инан, ни поэт не стеснялись в выражениях.
Кроме
невероятного остроумия и поэтического дара, кайна была восхитительно
красивой, и у нее было много поклонников, которые мечтали провести с ней
хотя бы одну ночь. Правда, это было небезопасно для репутации. Если
любовник не понравился Инан, она едко прилюдно высмеивала его в своих
стихотворных эпиграммах. Выкупить Инан хотел известный халиф Гарун аль
Рашид, о щедрости которого ходили легенды, но на деле он не слишком
легко расставался с деньгами.
Кайна благоволила халифу и
мечтала, наконец, освободиться от надоевшего ей прежнего хозяина.
Однако, халиф считал цену, которую просили за Инан, слишком высокой. Но
все решилось само собой – хозяин кайны отошел в мир иной, а халиф
получил Инан за его долги. Халиф решил преподать своенравной кайне урок и
отправил ее на рынок рабов. В самый последний момент, когда поэтессу
уже готовы были купить, Гарун аль Рашид предложил намного больше и
приобрел ее за 225 тысяч дихрамов. С тех пор, халиф не расставался с
Инан – он взял ее в наложницы, и она даже родила от него двоих детей.
История кайны благородного происхождения
Удивительную
жизнь прожила кайна Ариб, дожившая до преклонного возраста – 96 лет. С
раннего детства, обладающая независимым характером, воспитанная
христианкой, Ариб не считала себя рабыней. Ее отцом был визирь при дворе
Гаруна аль Рашида Джафар ибн Яхья, а матерью – рабыня. Девочку обучали
игре на музыкальных инструментах, каллиграфии, поэзии, сочинительству
музыки и стихов, верховой езде, игре в шахматы и нарды. Кроме этого,
Ариб изучала философию, астрономию, естественные науки. Это было
чрезвычайно талантливая, умная и эрудированная женщина. Тем не менее,
она была рабыней, которую отец продал чужому человеку.
Ее
хозяин очень любил Ариб, позволял вести себя как свободная женщина.
Однажды, кайна влюбилась и сбежала от хозяина с любимым. Вскоре Ариб
разочаровалась в своем увлечении, ушла от него, была поймана и
возвращена бывшему хозяину. Талантливая кайна продолжала вести маджлисы,
сочинять поэмы. В нее были влюблены и мечтали купить семь халифов.
Последний ее хозяин – правитель аль-Мутасим выкупил Ариб за баснословные
деньги и дал свободу.
Кайна продолжала вести привычную ей
жизнь, став свободной женщиной. Она собирала маджлисы, меняла мужчин
чуть ли не ежедневно, у нее были богатые покровители. Арабский мир,
уважая Ариб и преклоняясь перед ее талантом и умом, даже простил ей
связь с другой поэтессой.
Закат эры кайн
Расцвет
известности кайн пришелся на VIII-XII века, когда правила династия
Аббасидов. Особенно ценились хорошие кайны в Мекке, Медине, Багдаде,
Басре. Эти города, в разное время, были культурными центрами
мусульманского мира.
Талантливые певицы и поэтессы на равных
соперничали с известными поэтами мужчинами. Их ум ценили правители,
спрашивая совета в государственных делах. Некоторые кайны стали
свободными, занимались искусством, имели хорошее состояние, владели
рабами. A кайна Шаджар ад-Дурр, стала женой египетского султана, сама
правила страной и стояла у истоков династии Мамлюков.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.