Когда в детстве читали сказку "Снежная королева”, меня смущал
замороженный мальчик, и девочка, которую автор заставил пройти такой
длинный путь по холоду и без соответствующей одежды.
Когда
выросла, услышала сказку "Девочка со спичками”. Хорошо, что мне в
детстве ее никто не прочитал. Согласитесь, странный сказочник, который
радуется смерти маленького ребенка! И, да, я понимаю, она, вроде как
ушла в лучший мир, но, тем не менее…
Однако, сейчас речь о другой сказке, в которую недавно мне пришлось окунуться вместе с дочкой.
Помните
как Кай прицепил свои санки к саням Снежной королевы и укатил за
городские ворота? Больше его не видели. Все решили, что мальчик утонул в
реке. Только весной Герда отправилась на поиски.
Мы же с вами
отлично понимаем, что он погиб. Как? Вариантов масса. Вылетел из саней и
упал в ту самую реку, просто, вылетел из саней ударился, потерял
сознание и замерз насмерть. Уехал слишком далеко от жилья и замерз в
поисках дома. Не имеет значения! Ребенок умер.
Значит, Герда,
сев в лодку и отправившись по реке на поиски Кая, следует в загробный
мир. Если Вы обратитесь к любой из древних культур, то река всегда
присутствует на пути в иной мир либо как преграда, либо как транспортная
артерия.
Андерсен датский сказочник, поэтому нам с Вами стоит
обратить внимание на мифы викингов. Если Вы с ними знакомы или читали
мой цикл про германо-скандинавскую культуру, то Вам, как и мне сразу на
ум придет холодный Хельхейм, который отделен рекой Гьёлль. Его хозяйка -
Хель - великанша, которая с одной стороны синяя, с другой - красная. Не
ледяной ли синей обычно рисуют Снежную королеву в книжках и мультиках?
Итак,
Герда отправляется в потусторонний мир. Вот не знаю были ли у предков
датчан шаманы, но у финнов они точно были. И ведь не зря в повествовании
появляется финка. Путь героини напоминает путь шамана. Когда человек
сильно болен или находится на смертном одре, в шаманизме считается, что
его душа уже отправилась в загробный мир. Шаман входит в состояние
транса, т.е. как бы переносится в параллельный мир тонких материй, и
отправляется возвращать душу. Не правда ли, очень похоже на путь Герды?
Анализируя
текст сказки и сопоставляя его с германо-скандинавскими мифами, я
рискну предположить, что сначала девочка плутает по разным мирам.
Старушка в шикарном саду, возможно, богиня из рода ванов -
управительница природы. Вороны из истории про принца и принцессу навели
меня на мысль про Одина и его жену Фригг. Ведь у верховного бога
викингов было два ворона Хугин и Мунин, которые летали по Мидгарду - по
Земле и сообщали обо всем хозяину. Быть может маленькая разбойница из
рода цвергов или, наоборот, великанов-ётунов. Тогда олень, находившийся у
нее в плену - это Локи. Во-первых, его часто ловили великаны, а
во-вторых, он, практически, единственный, из персонажей
германо-скандинавской мифологии превращался в животное. Правда, это была
лошадь. В образах лапландки и финки, возможно, заключены богини норны.
Они помогают девочке, потому что знают судьбу и, соответственно,
будущее. Хотя, их образы все же ближе к шаманам - проводникам по
загробному миру.
Получается, что не такие уж и детские сказки
писал Андерсен. Может и вовсе они предназначались не детям? Возможно, мы
совершаем ошибку, рассказывая такую историю ребенку? Но, если Вы и
дальше собираетесь читать его книжки детям, будьте готовы с вопросам,
которые могут оказаться очень "неудобными”
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.