«Лектор из общества по распространению» из
фильма «Карнавальная ночь». Очень даже злая сатира. Лично я таких вот
не встречал. Но… встречал много таких, слушать которых было просто
тяжело. Особенно на уровне низового звена типа заводских
политинформаторов и агитаторов на фермах…
Воспоминания о недавнем прошлом. А было так, что не очень уж и
давно, хотя больше, чем месяц назад на ВО зашел разговор о том, чем
занимались коммунисты-пропагандисты в 80-е годы прошлого века, то есть
накануне 1991 года. Понятно, что занимались они тем, что им было
приказано свыше. Понятие такое есть – партийная дисциплина. И, выполняя
ее требования, особо умничать не надо: раз рядовой – выполняй. Но только
это все ведь слова. А многим, наверное, хотелось узнать о том, чем и
как они занимались конкретнее.
И что же? Всем, кто этим
интересуется, весьма повезло, потому что такая информация в моем
распоряжении имеется. Причем не по одной области, а сразу по трем:
Пензенской, Саратовской и Куйбышевской (ныне Самарской). И информация
эта из архивов ОК КПСС, то есть достовернее ее быть не может. На все
приведенные в статье цифры и факты будут ссылки на архивные материалы.
Так что проверить можно будет все. И как по капле воды можно сделать
вывод о наличии океана, так и по данным этих трех областей вполне можно
себе представить положение на территории всего Союза.
Итак, заботой партийных органов, начиная от ОК, РК и первичных
парторганизаций (помимо экономики) являлась агитация и пропаганда, то
есть информационное обеспечение проведения политики партии в жизнь. Цель
была такая: формирование марксистско-ленинского мировоззрения,
классового самосознание, непримиримости к буржуазной идеологии,
органической потребности в овладении современными знаниями, повышении
уровня нравственной культуры, развитие высоких нравственных качеств,
усилении борьбы с проявлениями индивидуализма, недисциплинированности,
аморального поведения [1]… Для этого требовалось повысить
профессионализм работников радио, телевидения, прессы и их собственные
моральные качества [2]. Важно было отмечать реакцию трудящихся, то есть
насколько положительно они относятся к политике партии. И такая реакция
наблюдалась. Так, в «Информации по вопросам организационной и
идеологической деятельности» за 1985 год, поступившей в ОК КПСС
Пензенской области, были приведены отклики трудящихся Пензенской области
на визит Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, среди которых
есть и такой: «С чувством глубокой
заинтересованности воспринял я сообщение о поездке М. С. Горбачева во
Францию, - сказал слесарь локомотивного депо Пенза-Ш В. М. Буров, -
когда американский империализм намеревается перенести гонку вооружений в
космическое пространство» [3]. Экономическое сознание
трудящихся, как и их чувство ответственности, планировалось поднимать
лекциями. В 1985 году лекторской группе Пензенского ОК КПСС было указано
подготовить лекции на темы: «Развитое социалистическое общество –
общество подлинного народовластия», «Хозяйственный расчет и коллективный
подряд – важный путь интенсификации животноводства», «О задачах
коллективов предприятий и организаций по дальнейшему развитию
жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» [4]. В 1986 году
читались лекции на темы: «Трудовое свершение тружеников области – ХХVII
съезду партии», «ХХVII съезд КПСС и задачи трудящихся области», «Решения
ХХVII съезда КПСС в дело и в жизнь каждого трудового коллектива,
каждого труженика», «Вовремя и без потерь убрать урожай, создать
надежную кормовую базу – главные задачи труженика АПК» [5]. В общем-то –
одни сплошные «мантры». Потому что и так ясно и понятно, что работать
надо хорошо, потому что платят за хорошую работу, а не за брак. Потому
что ЖКХ должны давать воду и тепло, а скот без корма вообще… не
протянет. Сегодня это понятно. Но тогда почему-то считалось, что
подобная «идеологическая вздрючка» трудящимся крайне необходима, что
напоминать об этом нужно постоянно и что без таких вот лекций нельзя
никак.
Читались эти лекции по «ленинским пятницам». Причем анализ фондов обкома
КПСС Пензенской области показывает, что с 1986 года отдел пропаганды и
агитации начал фиксировать «острые вопросы», которые задавали на этих
«ленинских пятницах». В 1985 году данных о таких вопросах нет вообще. В
1986 году они есть, но мало. А с 1987 года их объем резко растет. Причем
забавно, что лектор читает про одно, а вопросы ему задают совсем о
другом. Грубо говоря, что на уме, то и на языке. Вот тема лекции по Железнодорожному району города Пензы 3 августа 1987 года:
«Июньский пленум ЦК КПСС и задачи трудящихся области по углублению
перестройки». Присутствуют лектор РК, два докладчика из РК и три
человека из горкома КПСС. А вот заданные докладчику вопросы:
«В чем выражена перестройка у нас на заводе ЖБИ?» «Почему плохо ходят автобусы №№ 1 и 4?» «Когда будет заасфальтирована дорога в поселок Согласие?» «Будет ли увеличен процент жилья для работников фабрики пианино?»
И дальше:
«Кто виноват в том, что на прилавках магазинов нашего города нет печенья, пряников, риса и других товаров?» «От кого зависит плохая работа транспорта в часы пик?» «В хлебном магазине по ул. К. Цеткин малый ассортимент хлеба, да и привозят его поздно... Будут ли устранены эти недостатки?» Но
кроме «бытовых» люди задавали и весьма острые вопросы социального
плана: «Чем объяснить застой в нашей экономике?», «Сколько в Пензе
наркоманов?»… А вот вопросы на «ленинской пятнице» от 19 августа
1988 года: «Когда местные Советы будут реальной властью на местах?»,
«Куда девались стиральный порошок, карамель и предметы женского
туалета?», «В чем причина дефицита бензина в городе?», «Каким образом
каждая семья получит отдельную квартиру в 2000 году?» [6]. Ну, а в
Саратове в январе 1986 года придумали единый политдень по всей области,
на котором должна была читаться лекция: «Мир без войн, без оружия
– идеал социализма». То есть «тема ни о чем», потому что от трудящихся
области такое не зависит. Но на реализацию планов на этот политдень были
брошены силы лекторов ОК, РК, преподавателей вузов и лекторов общества
«Знание» [7].
Причем в этой работе отмечались и недостатки:
формальный подход, узкая тематика лекций в молодежной аудитории,
недостаток контрпропаганды в СМИ. Отмечалось, что большая часть молодежи
по отношению к комсомолу настроена критически [8].
Но можно ли говорить о том, что идеологическая обработка той же молодежи была плохо поставлена или недостаточна?
Например,
только в Пензенской области за один год (с 1985 по 1986) было школ
молодых коммунистов – 92, политшкол – 169, школ основ
марксизма-ленинизма 2366 (это, вообще, за гранью, да?). А еще 1279 школ
научного коммунизма, 31 – школа партийно-хозяйственного актива,
идеологического актива – 62, теоретических семинаров – 98,
методологических семинаров – 30, университет марксизма-ленинизма – 1. А
всего через эти структуры за год прошло 5350 человек [9].
А в
Сызрани за 1987 год более 5 тысяч юношей и девушек изучали
марксистско-ленинскую теорию и вопросы внешней и внутренней политики
[10].
Срок обучения в том же университете марксизма-ленинизма
был рассчитан на два года. В 1987–1988 гг. через него прошло1600
человек. Обучение закончили 638 человек. Перевели на второй курс 730
человек. Вновь приняли 870 человек. А вот какие курсы там изучались:
«Проблема ускорения социально-экономического развития страны»,
«Ленинское учение о коммунистической нравственности», «Мастерство
публичного выступления». Прямо скажем, они не были рассчитаны на
подготовку людей к коренным изменениям в советском обществе. Изучение
истории КПСС и научного атеизма тоже не могли подготовить народ к
реформам, нужным для перехода к рыночной экономике. Почему впоследствии
оказалось социально дезориентировано столько наших граждан [11].
А
ведь в каждой области существовал еще и Дом политического просвещения
при ОК КПСС. Там организовывались стажировки зав. кабинетами
политпросвещения парткомов на производстве, семинары пропагандистов
научного коммунизма, дни политической книги и плаката и много чего еще.
Только
за 1987–1988 годы ДПП имел в своем списке слушателей 13540 человек –
весьма впечатляющая цифра. Из их числа было подготовлено 17
пропагандистов, 12 докладчиков (причем им устраивался даже экзамен –
«открытая лекция» в присутствии инструктора РК и методиста ДПП), 22
лектора первичного звена, 33 политинформатора и 73 агитатора [12].
Так что лекторы, агитаторы, пропагандисты, политинформаторы для работы
на местах готовились. И даже менеджмент коммуникаций осуществлялся –
собиралась информация и о том, что люди думают, и о том, чего хотят.
Одновременно
в секретном отчете парткомиссии Каменского района Пензенской области за
1986 год сообщалось, что мораль и нравственность среди коммунистов не
на высоте. Отмечались халатность рабочих и служащих, люди злоупотребляли
служебным положением, процветали такие явления как пьянство, хищения,
растраты, утеря и порча партбилетов (а ведь в 1986 году перестройка как
таковая еще не началась), отрыв от парторганизации. За все это было
исключено из партии 20 человек [13].
То есть, что же получалось?
Выходит, что многим людям стало просто тяжело жить с двойной моралью,
потому что пропагандисты и агитаторы говорили одно, а в жизни они видели
совсем другое. А делать приходилось совершенно противоположное. Так что
не будет преувеличением утверждать, что именно благодаря массированной
обработке общественного сознания советских граждан и отсутствию у них
реальных возможностей получать информацию из-за границы и читать
литературу, скрытую в спецхране «Ленинки», партруководство в нашей
стране и продержалось так долго. Но и оно в итоге оказалось
несостоятельным.
А в чем именно это проявилось в данном регионе будет рассказано в следующем материале.
Продолжение следует…
Список использованных архивных источников:
1. Государственный архив социально-политической истории (Самарской области), дальше: ГАСПИ. Фонд 656, 0.189. Дело № 10. С. 5 2. Там же. Фонд 656, 0.189. Дело № 201. Протокол 23. С. 1 3.
Отдел фондов общественно-политических организаций при государственном
архиве Пензенской области, дальше ОФОПО ГАПО. Фонд 148. Опись 1. Дело №
6898. С. 156 4. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 6992. С. 195 5. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7014. С. 174 6. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7171. С. 169 7. Центр документации новейшей истории Саратовской области, дальше ЦДНИ. Фонд 594. Опись 49. Дело № 161. С. 1 8. ГАСПИ. Фонд 656. Опись 195. Дело № 71, протокол № 47. С. 16 9. ОФОПО ГАПО. Фонд 148. Опись 1. Дело № 6902. С. 42 10. ГАСПИ. Фонд 656. Опись 195. Дело № 81, протокол № 47. С. 16 11. ОФОПО ГАПО. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7177. С. 30 12. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7717. С. 219 13. Там же. Фонд 148. Опись 1. Дело № 7031. С. 166
Вячеслав Шпаковский Страница 1983 года. Тут масса интересной
информации. Еще нет Горбачева, нет «урока правды», а нам уже названо –
впервые (!) основное противоречие социализма. Оно, оказывается,
заключалось в разнице между возросшими возможностями нашего общества и
их использованием. И здесь же – потери за 1982 год из-за нарушений
трудовой дисциплины: 50 млн человекодней и сумма потерь – 5,5 млрд
рублей. А вверху – «до 1995 года будет сокращаться прирост рабочей
силы». То есть на одного работающего – 2 пенсионера. А как
интенсифицировать труд, если никто не желает работать? К 1991 году
придумали как… Что до рисунков крылатых ракет, то нам в то время о них
только и говорили, и показывали о них фильмы, где они летят, огибая
рельеф местности. И все их боялись. Меня, например, на лекциях постоянно
спрашивали, есть ли у нас, чем их сбивать?
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|