Почему картина «Всё в прошлом» стала лебединой песнью в творчестве Василия Максимова
На
этой картине мы видим двух пожилых женщин, которые расположились в тени
небольшого деревянного домика. Одна старушка занята вязанием, а вторая
предалась воспоминаниям. На тропинке мирно спит местная собачка.
Обстановка вокруг спокойная, тихая и умиротворённая.
Эта
картина в своё время прославила художника и позволила ему хорошо
заработать. Она настолько пронзительна и живописна, что пользуется
популярностью у зрителей до сих пор, хотя с момента написания полотна
прошло более 130 лет.
Василий Максимов назвал свою работу «Всё в
прошлом». Он очень долго работал над сюжетом и сделал множество
эскизов. На написание этой картины художника вдохновила усадьба Любша в
Тверской области, которая досталась ему в наследство от тёщи.
Дочь художника Ариадна Максимова-Скалозубова так описывала усадьбу:
«Любша
— это маленькая усадьба на правом, крутом берегу Волхова. Старый дом с
черёмухами под окнами. Большой запущенный сад спускался с горы к берегу,
обнесённый обломками плит и частоколом, с глубоким колодцем внизу сада,
под тенью вековых елей, с липовой аллеей, кустами сирени, роз и акаций,
малины, крыжовника, смородины». Именно этот запущенный сад и стал
декорацией для картины, а прототипом заколоченного дома стал соседний
дом, принадлежавший помещице Богдановой. Этот дом изображён на этюде,
который был создан Максимовым в начале 1880-х годов, а потом хранился у
его дочери.
Над картиной «Всё в прошлом» художник трудился два
года. Он очень внимательно походил к деталям, стараясь сделать всё как
можно реалистичнее. Сам Максимов вырос в деревне, в окружении русской
природы и сельских многовековых традиций, поэтому старался как можно
точнее перенести свои воспоминания на полотно.
Изначально
мастер назвал картину «Забытая усадьба», но потом решил переименовать на
«Всё в прошлом». Последнее название работы закрепилось и сохранилось до
сегодняшнего дня.
Главными героинями сюжета стали две пожилые
дамы, которые расположились возле деревянного домика. В глаза больше
бросается более богатая старушка — барыня. Она владелица усадьбы, но,
видимо, уже не в состоянии содержать её, поэтому всё вокруг пришло в
упадок и запустение.
Некогда шикарный дом, стоящий на заднем
плане, теперь заколочен, а барыня со служанкой переехали в маленький
деревянный домик-флигель. Молодёжи в семье либо нет, либо они проживают
отдельно и не сильно интересуются состоянием усадьбы.
Старой
барыне остались одни только воспоминания о былой молодости, да редкие
беседы со своей служанкой, которая тоже состарилась в этом поместье.
Художнику хорошо удалось изобразить контраст между этими двумя
женщинами. Картина «Всё в прошлом» получилась такой душевной и
тёплой, что просто произвела фурор на выставке передвижников в Москве и
Петербурге. Её сразу же купил для своей галереи Павел Третьяков.
Однако
он был не одним желающим приобрести эту работу. К Максимову сразу же
выстроилась очередь из тех, кто захотел повесить у себя дома такое же
полотно. Художник в то время сильно нуждался в деньгах, поэтому не отказывался от работы.
Художник Яков Минченков так писал о Максимове в своих «Воспоминаниях о передвижниках»:
Наибольшую
популярность в обществе получила его картина «Всё в прошлом». И надо
согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определённую
эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в
бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о
прежней широкой и роскошной помещичьей жизни… К сожалению, картина эта
явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Ну почему же барыне "остались только редкие беседы со служанкой, тоже состарившийся в процветавшем прежде банком доме"? Неправда. В поместьях между дворец и господами сплошь и рядом отношения складывались как полуродственные: это совершенно понятно, т.к. господа и слуги постоянно рядом. И старая барыня со служанкой тоже постоянно общается - а с кем же ещё? - каждой есть, что вспомнить... и что обсудить: это и новости, и соседям косточки перемыть, и о своих болячках поплакаться друг другу, да мало ли о чем поговорить.... Ну, разумеется, каждая из них знает "свое место"- барыня есть барыня, а служанка есть служанка. Но ничего в том унизительно-обидного не присутствовало. Дело житейское.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]