Незамеченные тайны картины Василия Поленова "Право господина"
Василий Дмитриевич Поленов - великий русский художник, известный своей пейзажной и исторической живописью, картинами на религиозные и архитектурные темы, портретами современников.
Полотна Поленова в большинстве своем созерцательные, ностальгические и сентиментальные - критический, обличительный пафос, который в конце XIX в. был свойственен русским художникам, для Василия Дмитриевича, по большей части, не характерен.
Хотя есть в его творчестве яркая, обличительная, скандальная картина, которая в свое время наделала много шума. Называется она "Право господина".
Полотно было создано Поленовым во время поездки по Европе, которую он совершил в 1872-1876 гг. 28-летний художник отправился за границу в качестве т. н. "пенсионера Академии художеств" - молодого таланта, получающего пенсион от государства для развития мастерства. Вместе с Василием Дмитриевичем в Европу отправился и Илья Ефимович Репин. Художники побывали в Вене, Мюнхене, Венеции, Неаполе, Флоренции, несколько месяцев прожили в Париже.
В Европе Василий Дмитриевич искал свой стиль, пробуя себя в разных жанрах. В том числе, в жанре исторической живописи. Результатом исканий стала нетипичная для творчества Поленова картина "Право господина", которую молодой художник представил в 1874 г. на Весеннем Салоне в Париже.
Картина посвящена щепетильной теме - распространенному в Европе во времена Средневековья "праву первой ночи" (так картина изначально называлась, но затем Поленов изменил называние на нейтральное "Право господина").
Сюжет и композиция картины весьма сложны. Зритель видит перед собой бытовую сцену, продолжение которой он дорисовывает в своем воображении.
Итак. Мы видим замок средневекового европейского феодала. Сеньор, вальяжно подбоченившись, стоит на возвышении. Он одет в золото и парчу, рядом с ним две борзые собаки, которые, скорее всего, питаются лучше, чем принадлежащие феодалу крестьяне.
Сеньор пристально разглядывает трех крестьянских девушек, которых привел к господину староста деревни. Девушки, очевидно, только вступили в брак и теперь прибыли к феодалу, чтобы тот мог воспользоваться своим "правом господина". Староста, размахивая от рвения своей шляпой-треухом, вовсю расписывает достоинства "подопечных", но сеньор совершенно его не слушает. Зачем ему нужны слова, если он может оценить девушек своими глазами?
На лице сеньора застыло выражение хищного удовольствия - в этот раз крестьянки красивые как на подбор, да еще разные. Трудный, но приятный выбор.
Лица всех трех девушек печальны и растеряны, но все же есть различия: они отреагировали на неприятную ситуацию по-разному.
Светловолосая девушка слева сложила руки на груди, прикрыла глаза: ее поза демонстрирует покорность судьбе. Девушка справа как будто до конца не понимает, что здесь происходит и зачем ее сюда привезли. А во взгляде самой высокой и статной девушки в центре можно прочесть ненависть по отношению к феодалу-притеснителю. Думается, сеньор, соблазнившись ростом и статью черноволосой красавицы, сильно рискует: в складках платья она может прятать тонкий кинжал.
В правой части картины, над головой сеньора, мы видим двух мужчин. Это - слуги феодала, его ближайшие помощники. Лица мужчин выжидательные, напряженные. Они, словно гиены, ожидают - что останется на их долю, после того, как господин реализует свое право.
Большая драма разворачивается на заднем плане картины, на который многие зрители не обращают внимания. В крайней левой части полотна мы видим стражников в латах, остановивших трех молодых крестьян. Очевидно, это мужья девушек. Выделяется парень со связанными за спиной руками - скорее всего, это супруг черноволосой крестьянки в центре. Зачем молодой человек пришел в замок феодала? Судя по тому, что солдаты его связали, нельзя исключать, что стражники изъяли у парня серп, обломок косы или другое оружие.
В целом, картина производит тяжелое впечатление. У зрителя не остается сомнений, что продолжение истории будет мрачным, и вскоре в замке феодала непременно прольется кровь.
Вот она, эта замечательная картина великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.