Картина «Незнакомка» со школьных лет знакома каждому, но мало кто знает
историю девушки, позировавшей для знаменитого полотна. Софья — любимая
дочь художника Ивана Николаевича Крамского — пережила предательство
близких людей, смерть мужа, и сама умерла при странных обстоятельствах —
от рыбьего яда. Незадолго до своей кончины она
вернулась в родной Петербург из ссылки, куда ее отправили по ложному
обвинению. Реабилитировали Софью только в 1989 году.
Софья была
единственной девочкой в семьей и, возможно, поэтому любимицей отца. Она
родилась предположительно в 1866 году, по другим данным — в 1867. Дочь
художника окончила обычную гимназию, но с детства интересовалась
живописью. Отец поощрял увлечение девочки и с ранних лет обучал ее
своему делу.
Она была его музой — мужчина написал немало портретов любимой дочери, хотя окружающие считали ее некрасивым ребенком.
После
болезни ее коротко остригли, но даже тогда девочка-подросток с ежиком
на голове на его картинках представала большеглазой красавицей.
Софья
была сверстницей дочерей Третьякова Веры и Саши. Девочки сдружились. По
воспоминаниям сестер, повзрослев, Соня расцвела. У нее появилось немало
поклонников. — Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом,
живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16—17 лет Соня…
похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она
прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain
(притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников. Грациозностью
девушки восхищался ученик Крамского Репин, за ней ухаживал Альберт
Бенуа, но Соня отвергла его, посчитав 30-летнего мужчину слишком старым.
В женихи она выбрала молодого врача из известной медицинской
династии — Сергея Боткина. После помолвки Крамской написал их парный
портрет.
Но свадьба не состоялась. Боткин влюбился в близкую подругу
Софьи — Сашу Третьякову. Он расторг помолвку с Крамской и сделал
предложение новой возлюбленной. Девушка согласилась, и пара поженилась. Софья нашла в себе силы простить обоих и сохранить дружеские отношения с Сашей. Но удар оказался тяжелым. От тоски Софья спасалась работой, она всерьез занялась живописью.
Отец заметил успехи своей талантливой ученицы.
«Между
Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное
обожание», — так об их отношениях писала подруга Софьи Вера.
В 1884 году Крамской вместе с дочерью отправился за границу. Он был серьезно болен, а она страдала от пережитого. Во
Франции девушка много времени проводила за рисованием этюдов на
природе. Крамской отметил, что мастерство Софьи заметно выросло: «Дочка
моя, известная… ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что
уже есть некоторый живописный талант». Художник понимал, что ему осталось недолго, и беспокоился за любимую дочь. Незадолго
до смерти он сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер.
Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в
трагедию».
Личная жизнь у Софьи действительно долгое время не
складывалась. Только в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых,
она вышла замуж за петербургского юриста финского происхождения Георгия
Юнкера. Софья добилась признания. Она писала царскую семью:
императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других
родственников. Талантливую портретистку осыпали заказами, но большинство
из ее работ утеряно в годы революции. Софья принимала участие в
выставках высокого уровня, работала иллюстратором, много помогала своему
мужу, который собирал материалы о декабристах. Книга с его
исследованиями так и не была опубликована. В 1916 году мужчина скончался, вслед за этим началась революция, потом Гражданская война, в 1919 не стало матери Софьи. Женщина пыталась приспособиться к произошедшим в стране переменам, ей было уже за 50. В 1918 году Софья устроилась на работу в художественно-реставрационные мастерские Главнауки.
Ей
пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и
делать иллюстрации для издательства «Атеист», несмотря на глубокую веру в
бога.
Своих взглядов Софья не скрывала. Она помогала своим
знакомым, которые после переворота в стране остались без жилья,
имущества и каких бы то ни было доходов.
Сердобольная женщина устраивала подруг по прошлой жизни на работу, пусть даже со скромным жалованием. Помощь ближнему и веру в Бога вменили в вину пожилой художнице.
Ее
арестовали 25 декабря 1930 года по подозрению в контрреволюционной
пропаганде. Попытки не дать подругам умереть с голоду власти сочли
созданием «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей
себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на
службу для собирания сведений о настроениях…». Положение Софьи
усугубляла ее религиозность. Юнкер-Крамскую признали «чуждым
элементом» и приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. У женщины
случился инсульт из-за потрясения, ее парализовало. Четыре месяца
она провела в тюремной больнице, после чего ее отправили по этапу в
Иркутск. Полупарализованную Софью с ухудшением состояния здоровья
отправили в Красноярск.
15 октября 1931 года она написала из красноярской больницы Екатерине Павловне Пешковой, которая помогала политзаключенным.
Пожилая
женщина рассказала о перенесенных операциях и о том, что старается быть
полезной, несмотря на тяжкий недуг. Она продолжала работать
иллюстратором и фотографом. В Красноярске у нее случился второй приступ, после которого парализовало всю левую сторону.
Софья
просила хотя бы позволить ей остаться в Красноярске, пока не станет
легче, если вернуться в родной Ленинград было нельзя. Она продолжала
работать здоровой рукой.
Последние строки письма полны отчаянием: «—
Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так
правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но
преступления я не совершала никакого — и сознательно так горячо любя
свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) —
переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы
то ни было претензий на имущество. Было даже смешно поступить иначе. Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М. И. Калинину. Я прошу Вашего содействия. Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет. Тяжко
последний, быть может очень короткий срок — чувствовать себя — так
наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…» 28
февраля 1932 года ее дело отправили на пересмотр в связи с болезнью и
тем, что осужденная «не представляет… социальной опасности». 25 марта
1932 года женщина вернулась в Ленинград. Она горячо поблагодарила свою спасительницу и пообещала работать, пока силы не оставят ее. Спустя
год художница скончалась при загадочных обстоятельствах. По словам
брата, она уколола палец рыбьей костью, когда чистила селедку, и «умерла
от рыбьего яда». И только в 1989 году Софью реабилитировали.
ЧАМИЛА ШАРИПОВА
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|