Как читать картины библейской тематики: Что символизируют различные части тела в христианском искусстве.
В христианском понимании тело всегда представляет собой препятствие
перед тем, чтобы узреть и понять Бога. Можно вспомнить платоновскую
концепцию того, как физическое тело человека мешает ему понять
божественный замысел и постигнуть суть происходящего вокруг него.
Причиной этого является то, что плотская часть человеческого существа
отвлекается на примитивные животные чувства. В этом смысле изображение
библейских фигур всегда было, по крайней мере, спорным занятием.
Традиционно,
когда речь заходит о символике, больше всего споров возникает вокруг
изображений Иисуса, его ближайших учеников и друзей. Испокон веков
велись философские, научные и религиозные диспуты для решения подобных
религиозных нюансов.
В итоге удалось достигнуть неких общих
канонов относительно того, что является приемлемым в изображении Иисуса и
других библейских фигур, и что самое главное, как это нужно делать.
Исходя из этого, тело стало средством представления неких идеалов,
ценностей и художественных канонов, которые отражают нюансы того, как
Церковь относится к определенным моментам художественного искусства.
Более того, в данном случае можно увидеть, как христианское
мировоззрение Запада символизирует модели поведения и разные «греховные»
части тела, из-за которых человек может сбиться с правильного пути.
Голова
Согласно
греко-римской концепции, голова понимается как средоточие Разума. В
христианской иконографии она изображается как место, где происходит
реальное единение с Богом, и как место принятия человеком решения о том,
каким путем ему идти... и отказаться ли от земных страстей ради веры.
Точно так же голова понимается как средоточие мудрости и знания — именно
поэтому она часто изображается с ореолом, окружающим ее. Помимо всего
этого, Иисус считается главой Церкви, и другие «части тела» религиозного
учреждения зависят от него.
Волосы
Существует большое
разнообразие значений, приписываемых волосам. Они могут символизировать
как мужскую силу, так и похоть и плотские страсти, как в случае Марии
Магдалины (которая всегда изображается с распущенными длинными рыжими
волосами). Это что касается физических атрибутов. Волосы также являются
символом семейного положения женщин. Если у них волосы непокрыты и
распущенные, то это означает, что женщина не была замужем и является
девственницей. Если же волосы покрыты платком или связаны в узел, то
женщина уже «занята» или замужем.
Глаза
В христианской
иконографии глаза являются фундаментальным атрибутом в представлении
человека. Это очевидная связь между земным и духовным мирами
изображаемого человека: именно через глаза свет проникает во внутреннюю
тьму. Поэтому многие святые изображены с крайне выразительными глазами.
Также важен выразительный взгляд, поскольку он символизирует опыт,
который есть у просвещенных: опыт прямой связи с Богом.
Руки
В случае смертных людей
Изображение
рук связано с творческим вдохновением, которое Бог дает людям. Причем,
речь идет не только о том, чтобы делать что-то с нуля. Также именно с
помощью рук человек может донести до физического мира то, что происходит
в разуме, а помимо этого руки являются естественным инструментом
выживания, характерным для всего вида. В этом смысле, руки имеют двойную
функцию в христианской иконографии: практическую, которая предназначена
для решения основных потребностей человека, и онтологическую,
символизирующую то, как Бог привносит свои замыслы в земной мир.
В случае Бога
Представление
рук Божьих вызвало споры в священном искусстве. Во-первых, по
эпистемологической причине: как представить Бога с какими-то
человеческими качествами, которые ухудшат его божественный образ. По сей
день этот вопрос остается нерешенным, но были созданы определенные
эстетические каноны.
1. Руки Бога, нисходящие сверху (без
лица), простираются к Земле. Иногда показано, как эти руки протягивают к
Земле святое Писание.
2. Руки Иисуса, благословляющего людей. Здесь есть свои тонкости, и нужно смотреть, как именно изображена рука Иисуса:
-
если у руки поднят вверх один палец, а остальные сложены «колечком», то
помимо благословения, в ортодоксальной иконографии это означает имя
Иисуса по-гречески: IHCOYC;
- если вверх подняты два пальца, а
остальные сложены щепотью, то это благословение, которое также
символизирует двойственную природу Сына Божьего: божественную и земную;
-
если в сторону вытянут только один палец, это просто жест
проповедования Иисуса, неважно - перед большой аудиторией или конкретным
персонажем.
Ноги
Ноги связаны с землей, на которую
они ступают. Если изображаемый персонаж обут, то это означает, что он
находится в контакте с землей, что символизирует смирение и тяжелую
работу. Однако, если он изображен босиком, это ассоциируется со
ступанием на святую землю или стоянием в присутствии Бога. Ноги обычно
символизируют того, кто идет по правильному жизненному пути, или
символизирует жизнь, которую он ведет на Земле, и которая предопределит,
достигнет человек Рая или нет.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Псалом 113:12—16 : «Их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них». Второзаконие 4:25, 26: «Если... вы развратитесь, и сделаете изваяние, изображающее что-либо (всякого рода идолов, различные изображения ), и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что... погибнете». (Мнение Бога и сей час на этот счет не изменилось. Смотреть Малахии 3:5, 6.) Откровение 21:8: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая (вечное уничтожение)».
Деяния 17 глава стихи 24-32. 24 Бог, сотворивший мир и все, что́ в нем, Он, будучи Господом неба и земли, НЕ В РУКОТВОРЁННЫХ ХРАМАХ ЖИВЁТ. 25 И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все; 26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: 28 Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». 29 Итак мы, будучи родом Божиим, НЕ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ, ЧТО БОЖЕСТВО ПОДОБНО ЗОЛОТУ, ИЛИ СЕРЕБРУ, ИЛИ КАМНЮ, ПОЛУЧИВШЕМУ ОБРАЗ ОТ ИСКУССТВА И ВЫМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. 30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; 31 Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. 32 Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]