Почти в каждой религии животные подразделяются на чистых и нечистых –
последних нельзя употреблять в пищу, до них нельзя дотрагиваться или
нельзя пускать в дом. Такое разделение произошло в допотопные
времена, когда, согласно Ветхому Завету, животные делились только по
одному признаку – по возможности принесения их в жертву Богу-Творцу. В
книге Бытия (8:20) Ной устраивает жертвенник Богу и приносит на нём
жертву только «чистых» животных, правда, каких именно, Библия не
уточняет. Ветхозаветные «чистота» и «нечистота»Возможно,
именно «чистых» животных спас ветхозаветный Ной на своем ковчеге, так
как сразу после Великого потопа разделение животных на «чистых» и
«нечистых» исчезает, и в пищу людям дозволено употреблять не только
траву и семена, как прежде, но и всех животных без исключения: «Все
движущееся, что живёт, будет вам в пищу» (Быт.9:3). Впрочем,
вскоре Бог изменяет свое отношение к животным и запрещает людям – по
крайней мере тем, кого он избрал «своим народом», употреблять в качестве
еды некоторые виды животных. Моисею он дает два четких признака, по
которому можно отличить одних от других: «чистые животные помимо того,
что питаются травой, жуют жвачку, и имеют раздвоенное копыто». Позже
в Талмуде появились уточнения – «чистые» животные должны были не иметь
передних зубов и иметь особое строение мышц в районе поясницы. Кроме
этого, появились другие запреты, например, нельзя было употреблять в
пищу жир домашних животных, а кровь диких животных вообще следовало
засыпать землей. Сложнее было с птицами – по книге Левит нельзя
было есть хищников и падальщиков, сов и филинов, ворон, страусов, чаек,
лебедей, пеликанов, цапель, зуев и удодов. Однако иудеи пошли дальше и
разделили «чистых» и «нечистых» птиц по наличию зубов, манере есть,
строению лапы. Например, одни раввины считают дикого гуся «чистой»
птицей, а другие – «нечистой». Кроме этого, иудеи считают нечистыми
морских гадов, не имеющих чешуи. Сами
они объясняют все эти запреты тем, что кровь этих животных якобы
вызывает склонность к болезни, «загрязняет» кровь и «оскверняют тело и
душу». В общей сложности к «нечистым» животным в иудаизме отнесены
все хищники, бескопытные, рептилии и амфибии, грызуны (включая зайца, с
которым у русских связано много плохих примет), летучие мыши, насекомые
(кроме саранчи) и морские животные без чешуи, вроде каракатиц или
морских гребешков. Согласно книге Левит, их не просто нельзя было есть, но и даже прикасаться к их трупам, так как «нечисты они для вас». В
исламе тоже существуют «нечистые» животные – ослы, свиньи, насекомые,
ящерицы и лягушки, крысы, мыши и ежи, а также все хищные млекопитающие и
хищные птицы. При этом некоторые животные могут в одних течениях ислама
считаться нечистыми, а других – «чистыми» и их при нужде можно
употреблять в пищу полностью или за исключением некоторых частей –
например, таковы акула или змеи. При этом такое животное как свинья
считалось особенно скверным и до него не следовало дотрагиваться, а
хищных птиц например, можно разводить и торговать ими, но нельзя
употреблять в пищу. «Нечистота» животных служила на пользу вереДля
чего нужно было подобное разделение? Скорее всего, это было необходимо
для того, чтобы иудеи или мусульмане не вздумали перенимать обычаи у
язычников, подле которых они жили, и не стали им поклоняться. Ведь,
например, в том же Египте, где Моисей вместе со своим народом был в
рабстве, существовал культ кошек, которых почитали как богов, а у других
народов были тотемные животные — волки, лисы, змеи, медведи и тигры,
которых почитали и которым приносили жертвы. Впрочем, запрет не
уберег иудеев от богоотступничества – еще в пустыне по исходе из Египта
они умудрились создать золотого тельца и начали ему поклоняться. Христианство
круто поменяло отношение к животным. Во-первых, после жертвы Христа
отпала необходимость принесения их Богу в жертву, и с этих пор
жертвоприношения постепенно сошли на нет. Во-вторых, все запреты были
отменены, а все животные стали «чистыми». «Для чистых все чисто», – было
сказано в Послании евреям апостола Павла (Евр.13:9). «Никто да не
осуждает вас за пищу или питие», – говорится в послании Павла к
колоссеянам. Впрочем, некоторые запреты остались: нельзя в пищу
употреблять идоложертвенное – то есть то, что язычники приносят в жертву
своим богам, нельзя употреблять удавленных животных, крови (возможно
это связано с тем, что по некоторым представлениям христиан душа живого
существа находится в его крови), но главный запрет связан с грехом:
«воздерживайтесь... от блуда, и не делайте другим то, чего себе не
хотите» (Деян.15:19–29). А что же животные?А
животные отныне стали человеку не идолами, а помощниками и даже
друзьями. Например, у протоиерея Константина Буфеева есть целая книга
«Животные рядом со святыми», в которой рассказывается, как животные
помогали подвижникам нести различные служения и даже охраняли их. Разумеется,
в монастырях и в храмах есть свои обычаи, касающиеся животных,
например, собак в храм не пускают, а кошек пускают и даже привечают, но
никаких верований, связанных с этим, нет, все делается из практических
соображений. Собаки могут наследить или повести себя агрессивно, а кошки
приносят пользу и ловят мышей. Патриарх Кирилл в одном из своих
интервью говорил, что в православии не существует понятия «нечистого»
животного, а православный человек должен одинаково заботиться обо всех
животных, которые от него зависят, но ни в коем случае не ставить их
выше человека и уже тем более делать из них идолов.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|