Несмотря на то, что язык неуклонно меняется под влиянием
времени, он сохраняет древние смыслы и символы, и если в них вдуматься –
откроется целый новый мир. И вроде бы обычное слово «чересчур»
оказывается отражением языческих верований наших предков. Нарушить границу«Чересчур»
упоминается в словарях русского языка, начиная с XVIII века. Это
наречие, которое означает: «чрезмерно, слишком». В разговорной речи
может употребляться в качестве сказуемого, выражая действие, выходящее
за рамки допустимых в обществе норм и правил. Очевидно, что это
слово возникло в результате соединения двух частей. Предлог «через»
является общеупотребительным для русского языка. Он широко используется в
настоящее время в значении «сквозь или поверх чего-либо», когда
какое-то действие преодолевает явную или мнимую преграду. Так, можно
пройти вброд через ручей или построить мост через реку, а также передать
хлеб через стол, провезти груз через таможню и т.п. Вторая
часть этого слова – «чур» более непонятно. Оно относится к устаревшей
лексике и в настоящее время встречается только в отдельных устойчивых
выражениях вроде: «Чур меня!» или «Чур мое!» Разговорное значение этого
существительного выражается в назывании кого-то, либо способного уберечь
от угрозы, либо устанавливающего какие-нибудь права и правила. То
есть, в самом общем смысле, слово «чересчур», которое в современном
русском языке принято писать слитно и через букву «с», означает
нарушение или преодоление каких-то очевидных границ, установленных
Чуром. Так кто же это такой? Черт, фаллос или дух предка?Историки,
этнографы и филологи сломали немало копий, споря о том, кем считать
этого загадочного Чура, оставившего явный след в целом ряде устойчивых
словосочетаний и выражений. Одни считают его языческим богом, которому
поклонялись славяне до эпохи христианства, другие принимают его за
доброго пращура или, вообще, фаллический символ. Так,
российский историк Василий Ключевский считал, что славяне-язычники
обожествляли некого предка, которого называли Чуром (или Щуром – в
зависимости от транскрипции). И отсюда, в частности, появилось слово
«пращур». Если следовать этой версии, то славяне поклонялись Чуру как
духу предков, защитнику семьи. И делать что-либо чересчур означает
нарушать древние законы, установленные пращурами. Кардинально
противоположной версии придерживался филолог-фольклорист Никита Толстой.
В своей научной работе «Русские чур и чушь» ученый отметил, что славяне
часто поминали мужские гениталии в словесных формулировках, призванных
защитить человека от всякой нечистой силы. И Чур – это никакой не
языческий божок и не дух предков, а пенис, который почитался нашими
предками как символ плодородия и, в то же время, мог оградить от беды,
насланной мистическими существами. Некоторые ученые считали, что
Чур – это то же самое, что и Черт. Дескать, славяне боялись помянуть
рогатого демонического монстра, и специально коверкали это слово. Однако большинство специалистов уверены, что Чур – это языческий божок, и тому есть немало доказательств. Полубог и защитникИзвестный
писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова»,
которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет
Чура языческим полубогом. По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками. Его
уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров
(потустороннего и людского); границы земельных наделов; границы
природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем
и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные
им правила. Поскольку славяне были землепашцами, то их главным
достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди
устанавливали чурбаны – небольшие деревянные столбики-кругляши, на
которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что
Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально
чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили
своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей. Наши
предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником
самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя
магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла. Поэтому
и сегодня, восклицая «Чур меня!» человек обращается к языческой силе,
способной оградить его от обитателей потустороннего мира, а возгласом
«Чур мое!» призывает полубога в свидетели, что данная находка отныне
является его личным имуществом. И мифический помощник якобы утверждает
провозглашенное право. Вот так, выясняя происхождение только
одного слова «чересчур», мы заглянули вглубь веков и узнали много
интересного о наших далеких предках, живших до принятия на Руси
христианства.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|