Чернобыль или Фукусима? Что будет после обстрела Запорожской АЭС
В последние дни по территории Запорожской АЭС был нанесен ряд ударов ракетными снарядами РСЗО «Ураган» с кассетными головными частями. Обломки и двигатель одной из ракет упали в 400 метрах от работающего реактора.
Самоубийство в рассрочку Пострадало также хранилище отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и несколько детекторов радиационного контроля на территории АЭС.
Украинские власти обвинили в обстреле Российскую армию, что по меньшей мере странно. С начала марта ЗАЭС работает под контролем российских военных и «Росатома». Как верно заметил генсек ООН Антониу Гутерриш: «Любое нападение на атомные электростанции — это акт самоубийства». Как тогда следует воспринимать нападение на атомную станцию, которую Россия уже скоро полгода как считает своей?
Почему работают украинцы? Запорожская АЭС — крупнейшая в Европе, по крайней мере, номинально. Из 6 реакторов в последнее время работал то один, то два, то три. Все они родом из СССР — типа ВВЭР-1000. Они более надежные, чем реакторы «чернобыльского типа» РБМК.
Персонал на станции сохранился украинский — более 10 тыс. сотрудников госкомпании «Энергоатом». Это оправдано, исходя из того, что с советских времен на станции были осуществлены некоторые новации. Например, на одном из энергоблоков в работе находятся американские тепловыделяющие элементы, с которыми российские атомщики работать не обучены, а украинские — да.
Что за комиссия? На ЗАЭС рвется комиссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Эту международную организацию понять можно — она считает себя в ответе за то, что происходит на гражданских ядерных объектах по всему миру. Россия пока не дала согласие на приезд специалистов из МАГАТЭ. Хотя бы потому, что не может гарантировать их безопасность в условиях непрекращающихся обстрелов со стороны ВСУ.
Разумеется, продолжают работать всяческие системы передачи данных в Вену, где находится штаб-квартира МАГАТЭ. Но Украина уверяет, что доверять этим данным нельзя, поскольку информацию на входе контролируют русские. Несколько месяцев назад примерно то же самое происходило на Чернобыльской атомной электростанции. Туда тоже долго не могла попасть другая комиссия МАГАТЭ. Но когда попала, ничего ужасного не обнаружила, несмотря на все страшилки, которые придумывал Киев по нескольку раз на дню. ЧАЭС в итоге вернули Украине, и вдруг выяснилось, что ничего особенного на ней не произошло, а статьи украинских СМИ были просто одноразовыми сказками.
В любом случае возможный приезд международной комиссии — это благо. Во время ее работы гарантированно не произойдет отключение АЭС от энергосистемы Украины, к которой она до сих пор подключена. Как водится, в намерении сделать это обе стороны подозревают друг друга.
Конец света Что означает отключение от электросистемы Украины? Не только то, что в домах украинцев будет меньше света. На самом деле это поопаснее обстрелов. При обстреле важно попасть в реактор, который, во-первых, хорошо защищен (рассчитан на то, чтобы выдерживать падение большого самолета), во-вторых, площадь, которую занимают реакторные блоки, ничтожна по сравнению с территорией АЭС. А использовать высокоточные боеприпасы вроде ракет для РСЗО HIMARS артиллеристам ВСУ не позволяют американские кураторы.
Дело в том, что энергосистема, к которой подключена АЭС, не только гонит в нее свою энергию. Через нее АЭС еще и получает энергоснабжение извне — например, для автономной работы систем охлаждения. Этот процесс по соображениям безопасности не должен в штатном режиме осуществляться за счет электричества, генерируемого самой станцией.
Если ЗАЭС будет отключена от энергосистемы Украины, ее, скорее всего, придется аварийно останавливать. Или в пожарном порядке подключать к российским сетям. Сколько времени на это потребуется, бог весть.
Губит людей вода Но вернемся к обстрелам украинскими «Ураганами». Каждая 220-мм ракета этой РСЗО содержит от 30 (в кассетном снаряжении) до 50 (в фугасном) килограммов взрывчатки. Реакторный блок поразить вряд ли удастся, но на территории АЭС есть и более уязвимые объекты. Например, хранилище ОЯТ, или радиоактивная вода, которую используют в системе охлаждения станции.
Отработанное топливо радиоактивно. Если оно от взрыва ракеты разлетится по территории станции, для сбора придется привлекать специальных роботов, а персонал эвакуировать. С радиоактивной водой — не лучше. Если она попадет в Каховское водохранилище, на берегу которого стоит станция, мало не покажется никому, кто живет ниже по течению. А Днепр, напомним, впадает в Черное море, которое омывает и российскую, и украинскую территории.
Подводя итоги: второй Чернобыль мы в Запорожье вряд ли получим, а вот вторую Фукусиму — теоретически можем.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.