Гитлер был в ярости. В январе 1943 года он собрал заседание командного состава Кригсмарине — военно морского флота фашистской Германии. И на нем, словно детей, отчитывал немецких адмиралов. Он говорил, или точнее сказать кричал в своём фирменном стиле, примерно следующее:
— Ваш флот беспомощен и бесполезен! На корабли были потрачены огромные ресурсы! Их следует распилить на металолом и переработать, а орудиями укрепить линию береговой обороны! Забегая вперед, видимо в данной ситуации Гитлер был прав, но об этом чуть позже... Причиной таких громких заявлений стали серьёзные неудачи немецких боевых надводных кораблей и, как ни странно, относительные "удачи" подводного флота.
Тем не менее, немцы проигрывали войну в Атлантике. И получая грандиозные новости, как подводная "волчья стая" отправила на дно очередной конвой Союзников, в то же время Гитлер получал новости о очередном уничтоженном немецком линкоре, крейсере или эсминце... В результате дошло до того, что 6 января 1943 года он приказал гросс адмиралу Эриху Редеру полностью расформировать надводный флот. Редер, возможно единственный человек, который мог позволить себе вступать в словесные перепалки с фюрером, немедленно подал в отставку, и его место занял Карл Дёниц, до этого назначения командующий подводным флотом.
Дёниц всё же сохранил корабли. Он сумел убедить Гитлера отправить линкоры "Шарнхорст" и "Тирпиц" в помощь подлодкам в арктическую Норвегию для преследования конвоев, идущих в СССР.
Но тут, страшные кошмары фюрера вновь начали сбываться... В сентябре 1943 года, британцы провели блистательную операцию по выводу из строя "Тирпица". Две карликовые подлодки заложили под немецкий корабль, стоящий у причала, четыре 2-х тонные мины. Взрыв, хоть и не уничтожил линкор, тем не менее нанес ему серьёзные повреждения. "Тирпиц" на довольно продолжительное время стал клиентом сухого ремонтного дока, оставив "Шарнхорст" действовать лишь с эсминцами сопровождения.
Начало конца "Шарнхорста"
"Шарнхорст" — был предметом национальной гордости в Германии. Его необычные "современные формы" притягивали восторгающиеся взгляды людей. А высокая максимальная скорость хода, для корабля данного класса в 31 - 32 узла, заставляла восторгаться им даже опытных военных моряков. Благодаря высокой скорости и маневренности, линкор, так же можно отнести к классу "линейный крейсер". Фото "Шарнхорст" 1939 год.
Перед Рождеством Адмирал Дениц обратился к экипажу "Шарнхорста": "Противник пытается усугубить трудности наших восточных сухопутных войск в их героической борьбе, посылая русским важный конвой с провизией и оружием. Мы должны помочь".
""Шарнхорст" поднял паруса", не подозревая, что идёт в тщательно сконструированную ловушку Королевского флота...
Дело в том, что англичане сильно опасались появления немецких рейдеров на северных морских коммуникациях. Они следили за этими самыми кораблями посредствам агентурных сетей (шпионов и наблюдателей из сопротивления), а так же путем воздушной разведки. К тому же, британским криптографам удалось взломать шифр "Энигмы" — немецкой шифровальной машины, и теперь они без проблем слушали и читали переговоры немецких военных.
Последний бой
Англичане использовали в виде приманки два транспортных конвоя. "Шарнхорст" и несколько эсминцев под командованием контр-адмирала Эриха Бея. Утром 26 декабря 1943 года они находились в непосредственной близости от одного из конвоев, но из-за плохой погоды не сумели его обнаружить. Бей отправил все эсминцы чуть южнее, на поиски конвоев, тем самым оставив линкор в одиночестве.
Англичане сразу же поспешили воспользоваться отличной возможностью.
8:36 час. Британские корабли эскорта конвоя крейсеры "Белфаст", "Норфолк" и "Шеффилд" установили радиолокационный контакт с "Шарнхорстом".
Картина иллюстрирующая "сражение при Нордкапе"
9:29 час. Начало боя. Прикрывая конвой, тяжёлый крейсер «Норфолк» первым начинает обстрел "Шарнхорста" из своих 203-мм орудий. Немецкий корабль делает ответный залп и меняет курс, пытаясь избежать боестолкновения с эскортом. В течении 20-ти минутной перестрелки в "Шарнхорста" попадает три крупнокалиберных снаряда. Один из-этих снарядов разрушает бортовой радар, что скорее всего и привело к тяжелым последствиям чуть позже.
К 10:00 "Шарнхорст" временно выходит из боя и немного отрывается от британских кораблей.
К 12:00 "Шарнхорст" предпринимает вторую попытку прорыва к грузовым кораблям конвоя, но британские корабли эскорта вновь преграждают путь. Начинается перестрелка. И в этот раз немецкий линкор наносит повреждения эскортным кораблям. Один из снарядов угодил в кормовую башню "Норфолка", которая вышла из строя. Второе попадание пришлось в среднюю часть "Норфолка" и вывело из строя практически всё его радиолокационное оборудование.
Примерно в то же время залп с "Шарнхорста" накрыл крейсер "Шеффилд". Огромные осколки 280 мм снарядов обрушились на палубу. Крейсер получил незначительные повреждения.
После этой перестрелки "Шарнхорст" развернулся и вновь, пользуясь преимуществом в скорости, вышел из боя.
У адмирала Бея был приказ Деница отступить, "если силы противника окажутся слишком большими", да и вообще вступать в бой с военными кораблями было крайне нежелательно. Поэтому он решил отойти к Норвегии и использовать в полной мере свое скоростное преимущество в пять узлов. Планировалось, что британским кораблям останется только лишь следовать за ним на все увеличивающихся расстояниях. Чтобы сохранить преимущество в скорости, Бей отпустил более медленный эскорт эсминцев, они должны были самостоятельно вернуться в Норвегию.
Но всё оказалось намного печальней для немцев...
Бей скорее всего не догадывался, что "Шарнхорст" был практически окружён военными кораблями англичан.
В 16:47 вторая группа британских кораблей неожиданно атаковала слепой, лишённый радара "Шарнхорст". Британский линкор "Герцог Йоркский" и крейсер "Ямайка" встретили его шквалом огня. Немецкий корабль в этот момент получил фатальные повреждения. Из строя вышли котельные отделения, скорость "Шарнхорста" упала до 8 узлов.
"Фюреру. Мы будем сражаться до последнего снаряда", — последняя отправленная с немецкого линкора радиограмма. "Дюк оф Йорк", крейсер "Ямайка" и несколько других кораблей продолжали вести перестрелку с "Шарнхорстом", пока к месту боя подтягивались другие британские корабли.
Четыре эсминца: "Сомарез", "Сэвидж", "Скорпион" и норвежский "Сторд" - получили по меньшей мере три попадания, но не были повреждены серьёзно.
К 18:30 "Шарнхорст" окружало около 13 британских кораблей. Ответный огонь с немецкого линкора практически прекратился, и британцы, подойдя ближе, начали торпедную атаку. Из 55 торпед, примерно 11 поразили свою цель. Всё было кончено.
Как ни странно, никто из британских моряков не видел затопления "Шарнхорста". Всё находилось в орудийном дыму и дыму пожаров на кораблях. Он просто пропал из виду... Лишь к 19.48 крейсер "Белфаст" обнаружил обломки и нефтяные пятна на месте гибели немецкого корабля.
Началось спасение выживших немецких моряков. Из экипажа практически в две тысячи человек спаслись только 36 матросов и ни одного офицера.
Затем Сэр Брюс Фрэзер, командующий Флотом Метрополии, дал радиограмму штабу флота: "Шарнхорст потоплен".
— Грандиозно. Молодец!— ответило Адмиралтейство.
Обнаружение
В 2000 году, спустя 10 лет тщетных поисков, останки линейного корабля "Шарнхорст" всё же были были обнаружены и исследованы. Судно, лежащее килем вверх на глубине почти трехсот метров, расколото на несколько частей. Основной причиной столь быстрого затопления корабля стал взрыв носового погреба с боеприпасами, так как носовая часть корабля оторвана (разрыв в районе капитанского мостика) и лежит рядом под углом с корпусом корабля. Так же на корпусе отчетливо видны следы попаданий снарядов крупного калибра и торпед.
Гибель линкора стала очередным, довольно большим и болезненным ударом для фюрера и Германской общественности. И, что самое главное, Германия фактически лишилась последней полноценной эскадры в Атлантике. Англичане же, в очередной раз, праздновали новую победу своих Военно Морских Сил.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.