В научной, популярной и художественной литературе рассматривается несколько видов парадоксов, которые стоит обсудить.
1. Парадокс предопределения
Некто
совершает путешествие во времени, пытаясь предотвратить неблагоприятное
событие в прошлом. Его действия приводят к тому, что он непроизвольно
вызывает то самое событие, которое хотел устранить. Всё предопределено,
то, что произошло, должно было произойти.
Примером
может служить сюжет фильма «Машина времени» режиссёра Саймона Уэллса,
поставленный в 2002 году. На глазах у главного героя убивают его
невесту. Он создаёт машину времени, чтобы вернуться в прошлое и изменить
его. Но все попытки приводят к тому, что он снова и снова становится
свидетелем гибели девушки.
2. Парадокс «убить Гитлера»
Если
вернуться в прошлое и убить Гитлера, то не будет основания для
путешествия во времени. Гитлер исчез, нет второй мировой войны,
концлагерей и прочего, значит, нет побудительной причины для путешествия
во времени с целью убийства диктатора.
3. Парадокс бутстрапа
Бутстрап — повторяющийся самоподдерживающийся процесс, происходящий сам по себе за счет внутренних причин.
Следующая
история может быть примером парадокса бутстрапа: молодой человек 20-ти
лет отправляется в прошлое на 21 год назад. Там он встречает женщину, с
которой вступает в связь, а через три месяца возвращается в настоящее,
не зная, что она беременна от него. Её ребёнок вырастает и в 20-летнем
возрасте отправляется на 21 год назад, где встречает женщину…
Уравнения Эйнштейна допускают возможность существования замкнутых временных петель.
4. Парадокс убитого дедушки
Никто
не может отправиться в прошлое, если не родился в настоящем, а именно
это и произойдёт, если убить собственного дедушку. О моральной стороне
вопроса речи нет. Дедушка мог быть жестоким деспотом или родить
диктатора типа Гитлера, так что лучше бы его вовсе не существовало. С
этим решением Некто отправляется в прошлое с пистолетом и запасом пуль.
Дедушку надо убить до того, как он познакомится с бабушкой. Тогда
проблема спасения человечества будет решена.
Парадокс дедушки имеет две линии развития:
- Гипотеза неизменности линии времени
При
попытке застрелить дедушку пистолет всё время даёт осечку. Раздаётся
серия щелчков, но смертельных выстрелов не получается. В сторону можно
стрелять сколько угодно, но не в того, кого надо убить. Если прибегнуть к
ножу или яду, результат получается таким же.
- Гипотеза нескольких Вселенных
Некто
отправляется в прошлое, подходит к дедушке, направляет пистолет ему в
голову, нажимает на курок и стреляет! Задача выполнена, Некто
возвращается в настоящее, но его самого там нет. Всё стёрто: семья,
друзья, дом, имущество, банковский счёт. Некто попал в другую вселенную с
временной шкалой, где его никогда не было.
Иллюстрацией этого является фильм Роберта Земекиса «Назад в будущее».
5. Парадокс Полчинского
По
сценарию, шар попадает в червоточину в пространственно-временном
континууме и встречается сам с собой, но более молодым, после чего
движение останавливается. Для разрешения этого противоречия Полчинский
ввёл принцип сбалансированности Новикова, который запрещает парадоксы. В
рассматриваемом случае шар войдёт во временной тоннель, но его курс
изменится, и он не столкнётся с самим собой.
Выводы:
- Путешествие во времени невозможно из-за парадокса, который оно же и создаёт.
- Изменение событий в прошлом вызывает другой набор событий, в результате чего настоящее не изменяется.
- Параллельная Вселенная и временная шкала создаются каждый раз заново при изменении события в прошлом.
- Человек, посещающий прошлое, будет существовать на новой временной шкале, но его собственная будет уничтожена.