Новый закон Украины "об образовании" должен сделать за несколько лет то, чего Латвия не смогла добиться за четверть века.
Построить мононациональное государство можно только на основе моноязычия. Сделать это в стране многонациональной, тем более в той, где не являющийся языком "нации-доминанта" язык является родным примерно для половины, а свободно владеют им практически все, тем более если это язык, по определению властей, "страны-агрессора", можно лишь одним способом — насильственным.
В принципе, этот путь прошли все республики бывшего СССР, для которых собственный "нацбилдинг" на 90 процентов осуществлялся на отрицании всего русского, и соответственно — на вытеснении русского языка из всех сфер жизни: сначала из политико-административной, потом из культурно-общественной, из СМИ и, как апофеоз, из системы образования. Разница между бывшими республиками лишь в скорости этого процесса. Где-то он шел стремительно, причем зачастую рука об руку с реальной сегрегацией, апартеидом и даже изгнанием и геноцидом русскоязычных. А где-то медленно и подспудно. Так что многие этого процесса просто и не замечали: ни те, кто выступали за сохранение связей с Россией и считали себя русскими, ни даже те, кто выступал за построение мононационального государства, являясь при этом русскоязычными.
Последний случай — это про Украину. Открытая и стремительная украинизация здесь началась, как и везде — сразу после обретения независимости, однако ввиду особых исторических связей с Россией, переплетения судеб миллионов граждан и того, что мы, по сути, всегда были одним искусственно разделенным народом, этот процесс просто не мог осуществляться так же быстро, как в Прибалтике, в Средней Азии или на Кавказе. Он бы просто сразу натолкнулся на колоссальное сопротивление.
Он и наталкивался. Просто до Майдана попытки полного вытеснения русского языка были совершенно невозможны. Однако Майдан, будучи глубоко русофобским явлением и, собственно, задумывавшийся его сценаристами во многом как удар по России, создал новую реальность, которая позволила осуществить то, о чем ни бандеровцы времен Второй мировой, ни их последователи из числа радикалов 90-х и мечтать не могли.
В четверг вступил в силу принятый Радой в начале месяца скандальный закон "Об образовании", который устанавливает жесткие ограничения на использование языков национальных меньшинств на Украине, а в перспективе и вовсе призван выдавить эти языки из системы образования целиком и полностью.
Согласно документу, с 2018 года отменяется преподавание предметов на языках национальных меньшинств с пятого класса. С 2020-го обучение на языках национальных меньшинств будет ликвидировано и в младших классах.
Комментируя подписанный им закон, президент Украины Петр Порошенко заявил, что украинизация образования необходима вовсе не для борьбы с языками нацменьшинств, а для усиления роли украинского языка.
"Конечно, мы не могли не усилить роль украинского языка в образовании. О чем здесь дискутировать? Человек, который заканчивает украинскую школу, должен уметь говорить на украинском языке. На переменах, в воспитательном процессе", — заявил он на встрече с педагогами накануне вступления закона в силу.
Большой вопрос: к кому направлено это обращение? К родителям детей в стране, где больше половины населения, включая упертых "патриотов", общается между собой пока что не на рiдной мове, а как раз на языке "меньшинства"? Или к странам Запада, которые культивируют свободу и равноправие и базовые принципы которых нарушает новый украинский закон? Например, есть Европейская хартия региональных языков, которой принятая норма напрямую противоречит. Как с этим идти в Европу-то?
Разумеется, Порошенко поспешил заверить, что никакого противоречия тут нет и что Украина всегда будет соблюдать взятые на себя обязательства по защите нацменьшинств. А чтобы заверения выглядели более убедительно, власти Украины намерены направить на экспертизу в Совет Европы спорную статью, которая касается языка обучения нацменьшинств. При этом, по словам Порошенко, Киев может учесть замечания европейских партнеров и выводы комиссии Совета Европы.
Накануне изменения в законе допустила и министр образования и науки Украины Лилия Гриневич. В частности, по ее словам, могут быть внесены изменения не в сам закон об образовании, а в другие подзаконные акты, а также специальный закон относительно языкового образования.
При этом, обещая учесть замечания партнеров в законе об образовании, Порошенко особо подчеркнул, что не будет учитывать замечания РФ.
"Но нужно приложить немало усилий, чтобы разъяснить нашу позицию европейским партнерам, в первую очередь соседям, доказать им и всем европейским структурам, что языковая статья украинского образовательного закона полностью соответствует европейским практикам. И очень важно, чтобы в этой дискуссии мы слышали друг друга: мы их слышали, но и они обязательно должны слышать нас. Новый закон об образовании не должен отдалить нас от Европы, а наоборот — должен приблизить!" — заявил Порошенко.
Полагаю, что только лицемер или идиот всерьез поверит в то, что закон призван исключительно укрепить украинский язык. Совершенно очевидно, что целью его является вытеснение из Украины русского языка, и цель вполне себе конкретная и однозначная.
Возникает вопрос: но почему не могут два языка существовать параллельно? Как в той же Канаде или Европе, в которую так стремятся украинские власти протащить свою страну, в той же Бельгии?
Ответ на этот вопрос давно дала бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга: "Там это иноязычное население веками жило. А что у нас в Латвии? Нелегальная, жестокая, тоталитарная иностранная оккупация. Поэтому этот пример не подходит".
Если в 90-е, да и в нулевые, такой ответ был возможен из уст прибалтийских политиков, то на Украине он бы вызвал шок. А сегодня эта форма русофобии, которой в самой Прибалтике уже стесняются, стала единственной политической реальностью на Украине. Реальностью жесткой, откровенной и неприкрытой.
Если опасения насчет судьбы латышского в фактически двуязычной Латвии были скорее предметом политической спекуляции, чем реальными научными прогнозами, то на Украине ситуация для украинского языка действительно была намного более угрожающей. Нет, опять же, повторю, вымирание ему не грозило, однако стать доминирующим он мог бы только при условии вытеснения из основных сфер жизни своего главного конкурента — русского. Поступить по-иному строители этнократического украинского государства просто не могли.
Украинскому языку в СССР действительно ничего не угрожало, ибо он всегда присутствовал в системе образования. Кроме того, язык массовой культуры также не может просто так взять и исчезнуть. И хотя сторонники украинизации возразят мне, что в советское время украинский язык стал языком колхозов и фильмов про колхозников, что в городах стеснялись общаться на нем, опасаясь того, что их примут за провинциалов, тем не менее язык и развивался именно благодаря тому, что на нем развивалась значительная часть массовой культуры, пусть и "деревенской".
Сегодня на Украине русский язык хотят лишить даже этого статуса — возможности сохраняться и развиваться в ранге языка массовой культуры и образования. Для начала они переводят фильмы на украинский язык (правда, пока еще с русскими титрами). Тогда, когда это произошло, думаю, многие смеялись, глядя старые добрые советские фильмы, переозвученные на украинском, зато с русскими титрами. Однако теперь, думаю, ни у кого нет повода для смеха.
Дальше больше: вытеснение и запрет российских каналов, запрет демонстрировать фильмы, якобы прославляющие "страну-агрессора" (при желании под это определение можно подвести все что угодно, включая украинскую же классику), потом вообще полный запрет российского кино, потом ограничения на трансляцию передач на ТВ и музыки на радио на русском языке, потом ограничения на ввоз и опять же запрет на ввоз российских книг.
Вот вам и вытеснение из сферы массовой культуры, которая оказывает сильнейшее влияние на формирование и дальнейшее развитие общества.
Наконец, третий удар — самый главный — вытеснение языка из сферы образования. Сначала высшего. Потом среднего. А потом и начального. Если первые два этапа еще допускают сохранение русскоязычного общества, которое, впрочем, получив основные знания в жизни на русском, остается как минимум двуязычным (ибо, повторю, в моноязычной и мононациональной стране невозможно без знания госязыка), то последний этап призван полностью искоренить русский язык. Ведь если ребенок с раннего детства учится на украинском, пусть даже в его семье говорят на русском, в итоге он станет украиноязычным. Думаете, это не работает?
Мы все, помнится, потешались над русскоязычными украинскими националистами, которые, не зная почти ни слова по-украински, столкнулись после Майдана с определенными трудностями (мол, за что боролись — на то и напоролись). Но ведь это то, чего они хотели. Да, им будет тяжело, зато их дети будут стопроцентно щирими и свидомими. Ради этого "истинные патриоты" потерпят.
Действительно ли подобная политика приведет в будущем к тотальной украинизации? Да, приведет. В сочетании с преподаванием альтернативной истории, с русофобской пропагандой "из каждого утюга", приведет. Вопрос только в сроках. Сейчас, как мы видим, процессы ускорились. Если сразу после победы Майдана" они не решились принять гибельный "мовный закон" в полном объеме (одни только разговоры об этом фактически привели к отколу Крыма и шествию "русской весны" по Юго-Востоку Украины, приведшим к непрекращающейся гражданской войне), то в итоге они решили действовать постепенно, поэтапно. Впрочем, на фоне предыдущей истории незалежности и это выглядит просто-таки рывком.
Почему сейчас они торопятся? Да просто потому, что страна стремительно летит в тартарары, ее собственная экономика, социальная сфера, политические институты — все полностью разрушено и превращено в инструмент осуществления колониальной политики Запада. На фоне стремительного сокращения населения и обнищания оставшегося необходим раскол общества, который не позволил бы объединиться против общего врага. Чем глубже кризис, тем радикальнее меры.
Вопрос заключается в том, кому от этого будет лучше или хуже?
Можно опять сравнить с той же Латвией. Однако у Латвии есть преимущество: она, в отличие от стремящейся в ЕС и НАТО Украины, уже член этих объединений. Да, страны Прибалтики вынуждены были добровольно уничтожить собственные экономики, однако в обмен на это они получили статус "окраины империи" со всеми соответствующими преференциями. А Украине придется довольствоваться исключительно статусом колонии cо всем соответствующим отсутствием преференций. И то, не стоит забывать, что Прибалтика, и Латвия в частности, переживает страшный демографический кризис: с момента вступления в ЕС, а особенно после начала экономического кризиса в конце нулевых, страну покинуло значительное число населения. Кстати, интересно, что сегодня сохраняется высокий интерес к обучению русскому языку и в латышских школах. Дело в том, что в Латвии без знания русского у человека практически нет карьерных перспектив во многих сферах жизни.
Повторюсь, проблема Украины в том, что для нее никаких преференций нет и не будет. Ее никто не будет вытягивать, содержать и т. д. Именно поэтому все реверансы Киева в сторону Европы имеют не более чем пропагандистский характер. Порошенко и Ко прекрасно понимают, что их там никто не ждет. Тем не менее видимость политеса надо соблюсти. И закон, напрямую нарушающий ряд европейских положений, стыдливо прикрыть заверениями в готовности прислушиваться к мнению партнеров и вносить изменения едва ли не по первому их требованию. Вопрос в том, последуют ли они?
Надо отметить, что языковая дискриминация и фактический режим апартеида в странах Прибалтики также не очень вяжется с базовыми принципами ЕС. Однако страны Прибалтики для Европы — это "хоть и сукин сын, но наш сукин сын". Это не отменяет того, что Брюссель может и рявкнуть на своих подопечных, если увидит предпосылки для возникновения серьезного конфликта. Впрочем, и подопечные еще не настолько потеряли связь с реальностью, как их украинские коллеги.
Украина своей не была и не будет. Конечно, она нужна США и Европе (подчеркну, некоторым ее странам, в ЕС все не так однородно, как кажется) в качестве антироссийской "моськи", постоянно лающей и кусающей слона за пятки. Но опять же в разумных пределах. До тех пор, пока "моська" не перегнет палку, и "слону" это не надоест, и он не накажет потерявшую берега собачку.
Это мы и увидели на примере Украины. Санкции санкциями, давление давлением, а воевать с Россией за Украину никто не собирается. Есть большие сомнения, что Запад и за Прибалтику воевать будет в случае чего, однако тут уже больше гадания: есть пятая статья НАТО, которая обязывает их это делать. В случае с Украиной и близко ничего похожего нет.
Однако вторая проблема для Европы заключается в том, что "моська" начинает потихонечку злить не только Россию. Но и некоторые европейские страны.
Украинский закон "об образовании" уже вызвал шквал критики в соседней с ней странах – Венгрии и Румынии. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто публично заявил, что Киев может забыть о европейском будущем (прозвучало почти как то, что легче "верблюду пройти через игольное ушко"). Он пообещал также, что Будапешт будет блокировать все инициативы, которые будут выгодны Украине во всех международных организациях, особенно в ЕС. Последствия принятия закона об украинизации, по его словам, будут для Киева. Ранее глава аппарата правительства Венгрии Янош Лазар предупредил, что в случае подписания украинским президентом закона об украинизации образования Киев потеряет Будапешт как друга, назвав также документ "постыдным и неприемлемым".
А еще на днях на Украину не пустили посещавшего Донбасс депутата Европарламента от венгерской партии "Йоббик" Кристину Морваи. Это можно считать мелочью, если бы не происходило на фоне разгорающегося скандала между Украиной и Венгрией.
Брюссель пока не вмешивается в происходящее. В ЕС заявили, что "приняли к сведению" новый закон об образовании на Украине. При этом, впрочем, подчеркнули, что национальное законодательство Украины должно соответствовать международным обязательствам Киева.
Однако ключевое слово тут "пока". "Пока" — это до тех пор, пока конфликт не выходит из-под контроля. Так же "пока" и не вмешивались в ситуацию на Украине после госпереворота страны-соседи, которые могли бы в перспективе в случае развала Украины иметь к ней территориальные претензии и чьи соотечественники становятся жертвами борьбы Киева против России и всего русского, — Польша, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия. Не вмешивались до тех пор, пока поведение Украины не было критичным и пока их сдерживала "европейская солидарность". Сомневаюсь, что эта пресловутая "солидарность" в нынешних условиях разногласий в ЕС сможет долго противостоять растущей украинской политической русофобской шизофрении, от приступов которой страдают далеко не только русскоязычные.
Поведение украинской власти все больше начинает напоминать поведение исступленного фанатика, который в религиозном экстазе наносит себе одну рану за другой. Проблема в том, что не себе, то есть не власти, которая, скорее всего, давно наметила пути отступления, а Украине и ее населению. Впрочем, насколько целесообразно говорить о существовании государства Украина после всего, что произошло за последние 3 года, и того, что еще предстоит, если политика властей не изменится, тоже очень большой вопрос.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.