Зачем нам «хорошие новости», когда вокруг всё плохо? Вот зачем
Наше недавнее открытое письмо на ТВ с призывом поменять редакционную политику в хорошем смысле «бахнуло». Благодаря вашей поддержке оно получило большой охват, его опубликовали СМИ и оно, как мне стало сегодня известно, дошло до телевизионного начальства. Это вовсе не гарантирует нам успех, но наша инициатива может стать той струёй, которая рано или поздно подточит камень. Однако есть моменты, которые требуют пояснения.
В бытность моего хождения по ТВ-студиям, однажды у меня состоялся разговор с одним из тех людей, кто определяет редакционную политику. Я прямо спросил почему в телевизор не хотят пускать программу типа нашей «Время – вперёд!», чтобы если даже не вытеснить из эфира доминирующую там бестолковщину, то хотя бы разбавить её чем-то позитивным и духоподъёмным. Дать людям выбор что смотреть, а не накачивать их через клистирную трубку грязным бельём знаменитостей. Ответ был такой:
«Конечно, мы думали о такой программе и обсуждали даже прямо перенос вашего формата. Но потом решили, что если зритель будет от нас слышать про то, как в стране всё хорошо, а потом выходить во двор и видеть, что там всё плохо, то он обвинит нас во лжи и уйдёт с канала».
Я, признаться, в тот момент так опешил, что не стал отвечать, а погрузился в собственные мысли. Но теперь я хочу ответить и ему и всем остальным начальникам публично и вот как.
Я понимаю опасения телевизионщиков, и они несколько глубже, чем произносится вслух. Позитивная пропаганда (давайте называть это так) на самом деле искусство тонкое и при неумелом подходе, действительно, может принести больше вреда, чем пользы. Примеров – полно. Практически каждое крупное СМИ в определённый момент начинает делать рубрику «Хорошие новости», которая неизменно проваливается из-за отсутствия интереса читателя. Но ни у кого из редакторов не хватило терпения проанализировать причины таких провалов, а они на поверхности, ведь все ошибки повторяются из проекта в проект. Я обозначу некоторые из них:
- Актуальность новости. На самом деле людям не нужны просто хорошие новости. Им нужны хорошие новости, которые отвечают на их боль. Поэтому новость о том, что в Мадриде прошёл праздник апельсинов – это пустая новость, а новость про то, что в соседнем селе открылся ФАП – это нужная новость. Новость про коалу в зоопарке – пустая новость для тех людей, которые хотят знать как развивается дорожное строительство в их регионе. И так далее. Откройте любую рубрику «хороших новостей» и вы там увидите на 95% новости про апельсины и коалу. Поэтому их и не читают.
- Пояснение новости. Хорошая новость хороша тогда, когда зритель понимает её значение лично для себя и своего окружения. С этим у нас полная беда, связанная с провалом в обществознании. Человек ещё может понять ПРОСТУЮ цепочку ценности (как в примере с дорожным строительством в регионе, ведь по этим дорогам он будет сам ездить), но пользу для себя от строительства мегазавода на другом конце страны он уже самостоятельно осознать не способен (хотя всё на поверхности – строится завод, который на этапе стройки уже поддерживает экономику страны через создание рабочих мест, закупку оборудования и материалов, а после ввода в эксплуатацию через налоги, вытеснение с рынка иностранных конкурентов и т.д. Всё это капли, которые наполняют чашу бюджета страны и потом перераспределяются в пользу других регионов. Тем больше капель, тем лучше всем). Без подробного объяснения пользы конкретной новости для общества, она не воспринимается. По крайней мере, до тех пор, пока такое понимание не станет всеобщим.
- Душа. Это, пожалуй, самое важное. Если вся редакция – от сценариста и оператора до режиссёра монтажа (очень важный кадр!) и ведущего не верит в то, что говорит, то не поверит и зритель. У нас получается так, что хорошие новости делают из-под палки с фигой в кармане. Стоит в команду затесаться тому самому оппозиционному к её идее режиссёру монтажа, и она обречена на провал – фига будет сквозить из каждого сюжета.
Это три из десяти причин почему ни у кого толком не получилось создать популярный проект в жанре позитивной пропаганды. Но это момент технический, а есть идеологический и он архиважный.
«Если зритель будет от нас слышать про то, как в стране всё хорошо, а потом выходить во двор и видеть, что там всё плохо, то он обвинит нас во лжи и уйдёт с канала» - сказал мой собеседник. Подразумевая, что он как простой труженик информационного фронта не может отвечать за реальные преобразования двора зрителя и потому не хочет, чтобы на него ложились косяки исполнительной власти. Но фишка в том, что именно он как труженик инфофронта способен оказывать колоссальное воздействие на изменение реальной среды. Это чистая правда, и я сужу по семилетнему опыту нашего проекта хороших новостей и по огромной обратной связи от людей, которые благодарят нас за то, что после просмотра они:
- узнали об открытии завода в другом регионе (а иногда и прямо у себя под носом), устроились туда на работу и счастливы (соответствует президентским задачам по увеличению мобильности населения, борьбе с безработицей);
- узнали о строящемся предприятии, подались на тендер и выиграли поставку своей продукции для него (поддержка малого и среднего бизнеса);
- узнали о проведении конкурса технических инициатив, подались туда со своим рацпредложением, победили (развитие технического творчества, увеличение производительности труда);
- узнали о существовании волонтёрской организации в своём городе и вступили в неё/получили от неё помощь (развитие волонтёрства);
- узнали о существовании в России сети бесплатных детских технопарков – отдали туда ребёнка, через 2 года он победил в технической Олимпиаде, определился с профессией и потом поступил в вуз (подготовка технических кадров);
- узнали о региональной программе поддержки села, получили субсидию и льготный кредит, построили дом, родили ещё одного ребёнка (развитие села, демография);
- и так далее. Всё это примеры из нашей реальной практики.
Теперь представьте, какой колоссальный позитивный вклад в развитие страны могут внести федеральные телеканалы, если начнут заниматься позитивной пропагандой всерьёз вместо полоскания грязного белья? Конечно, поначалу многие зрители будут упираться (многих приучили к белью, увы), но потом один из них выйдет в собственный двор прибраться, потом второй, третий. А потом разница между красивой телевизионной картинкой и реальностью просто исчезнет.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
По телевизору и в СМИ все так плохо, что люди перестали замечать позитивных изменений у себя под носом, ну появилась новая дорога у нас, а вон в сибирском селе плохая дорога, а в Самаре губернатор, а в Краснодаре прокурор и т.д. т.п. и что, что у нас детский сад построили, мелочь какая , зато в Салехарде, пока на масло икру намазывал у дяденьки печка развалилась, куда президент смотрит. Недостатки конечно высвечивать надо, но и объективность должна быть, в СССР только достижения показывали, чем это кончилось известно, теперь в другую крайность ударились, прекрасно зная что это должно привести к тому же результату. Если показываешь плохой пример потрудись показать и позитивный в том же выпуске, и не забудь напомнить , что все от самих людей зависит, под лежачий камень вода не натечет.
Стоим в очереди. Разговариваем. с женщиной. Она:"Как всё плохо, дороги плохие, работы нет, денег нет." Я:" Дороги у нас классные, межгород вообще идеальные, с белой разметочкой, вдоль дорог каждое дерево побелено. В самом городе дороги хорошие. Есть конечно, которые надо подремонтировать, но их мало. Работы у нас полно, вся местная газета кучу вакансий предлагает. Денег мало? ПРи капитализме живём, сколько заработали все твои".
Сегодня опять наткнулась на "путинвсеукрал". Бродячий полутруп пенсионного возраста - у нее Путин все украл. Я вот думаю, что это поколение скулящих пенсионеров-бездельников уже будет последним. Мы никогда не будем получать таких пенсий как у них и будем работать до последнего вздоха - поэтому будет некогда бродить по рынкам, шариться по магазинам и сливать свой яд. Макнуть бы их снова в 90-е - чтобы по-настоящему у них украли пенсии. В мир пустых прилавков, безработицы, криминального беспредела и годовых задержек зарплаты. Нет, слишком спокойно и сыто жить - это весьма вредно для умаянных праздностью.
Ну, некоторые у нас, видимо, всосали страх голода вместе с детсадовской кашей - иначе откуда у них представление о нормальной жизни измеряется количеством усвоенных килокалорий. Но логика своеобразно занимательная: выходит, что если "всепрекрасно" орут те, кто потребляет пустые щи в своей дыре, то соответственно, "всепропало!" орут те, кто жрет от пуза и живет припеваючи. Если низкооплачиваемые граждане могут позволить себе жизненный оптимизм, то эти просто утопают в отчаянии, глядя на такое.
Кстати, пустые щи - это все равно слишком много заморочек: готовить их надо, да и получается всегда слишком много. Я вот давно уже задумалась над более простым способом питания - из готовых ингредиентов. В качестве наполнителя приглядела "сибирскую клетчатку" - она сейчас продается прямо в Магните. И что-то простое во что засыпать. Йогурт, к сожалению, слишком сладкий, да и крахмал в нем. Простокваша идеально подходит, но часто отсутствует на полках. Правда, мне нравятся такие пустые щи: немного цветной капусты с брокколи, болгарский перец, сметана - все залить водой и варить три минуты. Со свежим укропчиком - так вкусно. Можно заранее подготовить в морозилке смесь. В самом деле все прекрасно. Есть же идиоты, что не могут жить без колбасы.
А как я люблю пустые щи! Это такой запах, мы с дочерью их теперь всегда без мяса готовим. ммммм, а я еще капусту не квасила, некогда все, а тут суставы воспалились все.