Самолет МиГ-23, оставшийся без управления, долетел до середины Европы
Этот трагический полет начался в 11 часов 20 минут 4 июля 1989 года. В тот день с аэродрома, принадлежавшего Северной группе советских войск, ушел в небо для выполнения тренировочного полета многоцелевой истребитель, пилотируемый полковником Скуридиным. Выполнив учебные задания, он должен был скоро вернуться. Но случился неожиданный поворот...
Аэродром располагался вблизи польского городка Колобжег рядом с балтийским берегом. МиГ-23, пилотируемый Скуридиным, был одним из массовых самолетов советских ВВС. За 16 лет было построено более 3600 подобных машин, многие из которых были экспортированы в 27 стран мира.
Надежная машина
МиГ-23, разработанный по последнему слову техники второй половины XX века, имел крыло с изменяемой в полете стреловидностью (от 18 до 75 градусов). Это обеспечивало ему отличные взлетно-посадочные характеристики. У него на борту имелась автоматическая пушка, а также ракеты и бомбы на внешней подвеске. Самолет был укомплектован новейшими системами автоматики и в целом был добротной и надежной машиной, проверенной не только многочисленными испытаниями, но и в боевых условиях - повоевать ему пришлось не раз (в основном в ближневосточных конфликтах). Однажды сирийский пилот угнал МиГ-23 в Израиль. Там советский истребитель прошел сравнительные испытания, выиграв по ряду параметров у американского F-16. Так что полет Скуридина не предвещал никаких особых сложностей. На его самолет не были установлены ракеты, бомбы и дополнительные топливные баки, был лишь полный боекомплект для бортовой пушки. Предстоял самый заурядный полет, рутинная работа пилота. Но на этот раз все сложилось иначе.
Уже на 40-й секунде полета, когда самолет еще не набрал заданные скорость и высоту, начались сбои в работе двигателя, резко упала его тяга. Самолет перешел в произвольное снижение. Понимая, что в такой ситуации до аэродрома не до- тянуть, Скуридин смог лишь развернуть машину в сторону от населенного пункта, после чего катапультировался и благополучно приземлился на парашюте.
Международный конфликт
На поиск не подающего признаков жизни самолета поднялись 2 истребителя, но не обнаружив его ни в небе, ни на земле, доложили на базу, что МиГ, вероятно, упал в море. К 12 часам об этом было сообщено в штаб ВВС в Москве. А тем временем события в небе над Польшей развивались совсем по иному сценарию. Как показало последующее расследование и изучение бортовых самописцев, через б секунд после оставления машины пилотом двигатель вышел на нормальный режим работы, и самолет, управляемый автоматикой, стал набирать высоту. Поднявшись до заданных 12 км, он продолжил полет в западном направлении. Ведущий полет наземный оператор, ничего еще не знающий о катапультировании, доложил начальству, что самолет пересек границу Польши. Ему не поверили. Потом, пока не объявился Скуридин, возникла версия, не побег ли это за рубеж (из памяти многих еще не стерся перелет в Японию старшего лейтенанта Беленко на самолете МиГ-25).
А полет «беспилотника» продолжался. Вскоре позади осталась ГДР, и уже в 11:40 МиГ засекли радары ПВО ФРГ. Немедленно на перехват нарушителя была поднята пара истребителей F-15. Они без труда догнали летящий на дозвуковой скорости МиГ и приблизились к нему вплотную, намереваясь вынудить советского пилота идти на посадку. Каково же было удивление немецких летчиков, когда они обнаружили, что кабина МиГа пуста! Сбить нарушителя ничего не стоило, но под ним лежала густонаселенная немецкая земля, а чем мог быть начинен советский самолет, было неизвестно. Поэтому F-15 продолжали его сопровождение. Так проскочили Голландию и летели тройкой дальше, пока в баках советского самолета не закончился керосин. С заглохшим двигателем он сначала спланировал, потеряв несколько километров высоты, а затем, лишившись необходимой для планирования скорости, в 12:37 рухнул на землю. Произошло это уже на бельгийской территории, у самой границы с Францией.
За 1 час 17 минут неуправляемый самолет преодолел около 1000 км. К несчастью, он упал на жилое строение фермы. При этом погиб находившийся в доме 19-летний сын фермера. Разразился международный скандал. Советское правительство принесло извинения, соболезнования семье погибшего юноши и выплатило компенсацию. Была создана комиссия для выяснения причин происшествия. К самолету были допущены советские специалисты, позже его вывезли в Советский Союз. Неисправностей двигателя найдено не было. Решили, что принятое летчиком за отказ двигателя явление было всего лишь помпажем (неустойчивой работой двигателя, сопровождаемой хлопками в воздухозаборнике). К пилоту претензий не было - катапультировавшись, он действовал по инструкции. А Скуридин был опытным летчиком: общий налет 1700 часов, в том числе - более 500 часов на МиГ-23. В Союзе никакой огласки случившегося не допустили. В Европе тоже постарались побыстрее замять дело - ведь именно в день этого уникального полета начинался визит во Францию Михаила Горбачева.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.