Куда и почему исчезли рациональные основы личного выбора? Почему человек принимал (и принимает, как показал опыт Украины) судьбоносные решения, связанные с его жизнью и смертью (а также жизнью и смертью его детей, близких) – с лёгкостью игрового азарта, не думая о последствиях, как это бывает в ничего не значащей игре условными значками?
Игру «в пиратов» в любой момент можно закрыть и забыть. Поиграли – и вышли из игры. Жизнь закрыть можно только одним способом: своей погибелью.
Нельзя в жизни делать ходы – и надеяться, что они останутся без последствий. В игре – можно. Играя в настольную «Монополию» я могу быть кем угодно – и это никак не скажется на моей жизни после окончания игры. Играя в компьютерные «стрелялки», я могу настрелять несколько десятков «условных противников» - но ни один суд в мире не предъявит мне обвинения в убийстве. Выключив игру, встав из-за стола, я снова стану законопослушным гражданином…
Недобросовестные политики постоянно делают человека жертвой обмана. А сам себя он делает глупой жертвой самообмана. Порой и обман и самообман ему стоит жизни. Порой – он остаётся живым, но становится калекой со сломанной судьбой. Когда мальчишки идут в бой за выдуманную «Швамбранию» – они дерутся подушками, и после драки расстаются друзьями. Это мило и весело. И безобидно.
Когда здоровенные детины, великовозрастные болваны – идут в бой за выдуманную «Украину» - они дерутся уже не подушками и не деревянными шпагами. Не по воробьям бьют пушками – по живым людям. За вымысел, за игровую ситуацию, за условную фишку в настольном лото!!!
Нужно отличить игру от жизни. Как это сделать?!
+++
Для того, чтобы отличать игру от жизни, нужно отличать вопросы вкуса (и вкусовщины) от вопросов выживания.
О вкусах не спорят. Мало ли что из декоративного кому нравится? Лично я считаю, что флаг США – более всего подошёл бы цирку: яркие цвета, звёздочки, полоски, как у клоуна штаны! Мне трудно видеть в такой убогой цирковой эстетике флаг великой державы. Но это – лишь мой вкус. Допустим, кто-то обожает эстетику американского флага и готов обвешать им всё своё жизненное пространство, от входа до сортира…
На здоровье! При одном условии: это жизненное пространство должно у человека быть. Понимаете?
Совершенно аксиоматично: нет жизненного пространства, не в чем и любимые флажки развешивать. В игре могут нравится любые цвета, фишки, роли, статусы. Но если мы говорим о РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ – статус должен соотносится с вопросами выживания личности, он не должен приобретать для неё летального характера. Проще говоря – безумно служение тем силам, которые отказывают тебе в праве на существование…
Можно утонуть в пафосе, браваде, позёрстве и кривляниях, как активисты «перестройки», продолжающейся в украинских «майданах». Но при любом позёрстве никто не отменял для человека необходимости защиты своих личных источников средств к существованию.
Эта необходимость не обсуждается на дискуссиях и она не снимается никаким пафосом. Это от рождения вменено человеку, неразрывно связанному со своей биологической составляющей.
+++
Советская власть на поздних этапах растлевала человека большой и малой халявой. Она внушала ему навязчивую мысль «жить лучше» - и снимала естественный вопрос: а почему я вообще живу? Советскому олуху жизнь казалась чем-то само собой разумеющимся. Он не рассматривал системы защиты и обеспечения. Он хотел жрать всё слаще и слаще, не особенно думая – а кому, собственно (кроме него самого) его жизнь нужна?
Между тем, аксиома: не всякий, желающий жить, живёт. Скажем, заяц очень хочет жить – а волк взял и перекусил его пополам.
В советских мультиках такого не показывали, там заяц был, как неопалимая купина – вечно живым и вечно возрождающимся, даже из пепла. Но в жизни то ясно, что совсем не так. Волк перекусил – и всё кончилось. Можно, теоретически, написать на волка жалобу в Страсбургский суд или Гаагский трибунал… Но когда пополам перекушен – писать на практике уже не получается…
Не всякий, желающий жить, живёт. Не по своей воле шагнули в пламя евреи гитлеровской Германии, армяне османской Турции, сербы фашистской Хорватии… Не писали заявлений «прошу снять с меня скальп по собственному желанию» индейцы США…
Вот бомж кушает из помойки: а вы из окна квартиры смотрите на это… Можно, конечно, утешаться фашистским бредом – что вы сверхчеловек, и потому у вас жильё тёплое, а бомж – недочеловек, унтерменш, и потому питается на помойке и спит в мороз на лавочке…
Но человек, который не совсем свихнулся, прекрасно понимает, что дело вовсе не в личных качествах, ваших или бомжа (в народе говорят – от тюрьмы да от сумы не зарекайся).
Просто действующая модель общественных отношений вам предоставила средства к существованию, а ему – нет. Почему она так сделала – большой вопрос, который лежит в основе РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ЛИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
То есть у вашей жизни есть некое основание, материальное и правовое, которое могут отнять в любой момент. Кто? Да самые разные силы! И слева, и справа! Вот у бомжа на помойке уже отняли, а у вас ещё нет. Это навсегда? Нет, это текущая ситуация…
Жизнь – это сложная система продуктопроводов, питающих индивида. Тянутся продуктопроводы порой на тысячи километров, а перекуси их в одном месте – и хана человеку! То, что я сейчас скажу, можно сказать о любом продукте вашего пользования. Но, для примера и наглядности, возьмём центральное отопление.
Ваша личная батарея подключена к трубе. Труба к централи. Централь к котельной. Котельная – подключена к подвозу угля. Уголь добывается Бог знает в какой дали: может, на Кузбассе… Его там добывают незнакомые вам люди, грузят в вагоны, вагоны в вашем городе разгружают, доставляют к топке, топка накаляет воду, насосы гонят воду по трубам – в итоге у вас тёплая батарея…
То есть: с какого личного мизера мы начали, и к какой грандиозной системе жизнеобеспечения в итоге пришли. Найдите ошибку, если можете: я не вижу тут логических сбоев…
Допустим, «реформы» восторжествовали и вашу батарею отключили. Вы сварили себе из бочки «буржуйку» и стали обогреваться личной печкой. Но и в этом случае на вашей квартире ничего не замкнуто! Для печки нужны дрова, дрова в лесу, лес должен быть и вас туда должны пускать… Я что-то неправильное или нелепое говорю?!
Даже для печного отопления нужна сложная связь индивида с пространством, которое должно иметься и быть ему разрешенным к доступу. Или нет?!
+++
СЛС – система личного снабжения – не беспокоит только сумасшедшего. Всякий человек с зачатками разума – необходимо вынужден думать о своей СЛС, основе своего существования на Земле. Ведь если разрушится СЛС (система личного снабжения) – то просто сдохнешь, и какое тогда тебе дело до цвета флагов и конфигурации гербов над тобой?!
Но – по любому продукту в личном пользовании можно легко доказать его связь с макро-системами типа советской державы, Российской империи, властью или низвержением КПСС, Госплана и т.п. Тот, кто не понимает связей личного снабжения с макро-системами – несчастный, достойный жалости, идиот.
Как думает идиот, не видящий за своей личной биологией гигантских законов социальности? Ну, к примеру, молдавский виноградарь; скажет, я на земле работаю, виноград ращу, мне плевать на распад СССР. Я не секретарь обкома, не генерал КГБ, я занят тяжёлым и низкооплачиваемым трудом. Для этой империи я всегда был не сыном, а пасынком, она снабжала меня по остаточному принципу… Зачем я буду за неё ратовать?
И вдруг, через недолгое время выясняется, что виноград-то (или уголь шахтеров, или намолот хлебороба, или тарные ящики с завода тары) был нужен только ТАМ, в рамках определённых хозяйственных макро-отношений! Ты думал, что тебя на земле (или в шахте) они не касаются, но когда они исчезли – ты вдруг стал совершенно не нужен никому со своим вином, фруктами, ягодами, морковками и помидорами!
А человек, у которого биологическая природа вытеснила социальную сознательность – не понимает этого. Его растлили советской большой и малой халявой. Он думает, что раз трудится на рядовой должности, говночистом – то нужен константно: сам по себе.
А нужен-то он только в определённых системах, и нигде больше. Не нужен волку живой заяц, и если заяц думает, что вся природа создана защищать зайца, то он наивный кретин!
Человек работает в районной газете, и думает: я нищий, обделённый, гори оно всё синим пламенем! Он не понимает, что – каким бы жалким не был куш районной газеты, он константой не является. Сеть газет в каждом районе была частью мегалитической советской пропаганды, колоссального идеологического аппарата. Рынку районные газеты не нужны. Вообще никак. Была зарплата мизерной, а стала нулевой.
Примеров можно много приводить, но главное вот в чём: гигантские геополитические реалии – неразрывно и роковым образом связаны с вашим обеденным столом. Даже если он скудный. Кстати говоря, для бедняка потерять последнее – страшнее, чем для богача потерять излишнее.
Мизерные потери маленьких людей оказываются для них часто летальными. Как пуля в лоб. Спросите об этом в той молдавской деревне, где все мужчины вынуждены были продать по почке, чтобы выжить ещё какое-то время…
+++
Когда украинствующие идиоты орали на площадях, что хотят европейских зарплат и пенсий – они были (и остаются) далеки от вменяемости. Что спросит человек, обладающий хотя бы зачатками рационального мышления?
Он спросит – КТО мне будет платить эту завидную европейскую зарплату или пенсию? За этим вопросом последует и другой, вытекающий с логической неизбежностью: а ЗАЧЕМ этот кто-то будет тратить на меня такие большие средства? Какие я имею перед ним заслуги, или чем я ему так сильно нужен – что он не поскупиться мне выдавать европейского уровня получку?!
Только в воспалённых и влажных фантазиях идиотов живут мифические «инвесторы», которые подобно Чипу и Дейлу – ВСЕГДА приезжают, и почему-то ВСЕХ по приезде благами одаряют. Где основание для этой схемы?! Ну, должен же человек, если он не дегенерат, задать простые вопросы:
-А если они не приедут?
-Или приедут – но вместо моих вопросов станут свои решать?!
Я что, некие запредельные формулы высшей математики излагаю? По-моему, даже в школе необязательно учится, чтобы понять: чужой дядька приедет издалека скорее всего, чтобы у тебя взять, а не отдать. Скорее всего (пусть и бывают исключения) – он приедет не благотворительностью заниматься, а прибыль драть в три шкуры с туземцев…
Это такие обыденные истины простейшего житейского опыта, что я постеснялся бы и говорить о них – если бы не мириады феерических идиотов, с завидной регулярностью скачущих на майданах, и убеждённых, что:
1. Старый аппарат жизнеобеспечения нужно сломать.
2. Новый, может быть, появится. И, может быть, будет лучше, сытнее прежнего…
Ну, в итоге, конечно, всё кончается на первом пункте. Человек крушит и рвёт все подключённые к нему продуктопроводы. А потом, перед смертью или бродяжничеством с протянутой рукой нищего, изумлённо НЕ ВИДИТ новых продуктопроводов… Которых он так хотел… И которые кто-то должен был проложить… Но не проложил, пся крев… Предательство, зрада!
+++
В своё время боливарианское движение в Южной Америке, под знамёнами Кастро и Чавеса восстало против одного пункта в конституциях латиноамериканских республик. Все они писаны под копирку, и знаете, какой там прописан основной закон? На уровне конституции Бразилии, Колумбии, Венесуэлы и других был прописан абсолютный приоритет внешнего долга над любыми другими платежами. С этим Чавес и начал борьбу. С этим продолжает борьбу Мадуро.
Ты можешь голодать, ты можешь бедствовать, хоронить истощённых детей – но прежде всего отдай должок дяде Сэму! Он, Сэм, сам напишет, сколько ты ему должен, и под какой процент… Твои бананы или кофе может быть, ещё и всходов не дали – но они уже заранее отписана по констиуции (!) в пользу кредитора США…
Я, наивный человек, раньше не понимал, как может быть голод в Бразилии? Там же вечное лето, абсолютное плодородие почв! Как можно в таком климате голодать? Оказывается, запросто: весь урожай заранее объявляется принадлежащим США, а бразильцы сверх того, ещё и проценты должны… Вот и голодают. В райском климате…
Ну, давайте, такие «инвесторы» придут к вам – только у вас не вечное лето и не райский климат. И жить в картонных коробках у вас не получится. А в остальном – всё как в Бразилии…
Вы вообще понимаете, что об СЛС нужно думать, ежедневно заботиться, чинить продуктопроводы при поломках, защищать от покушений с любой стороны?
Вы хоть понимаете, что вопросы вашего личного снабжения – это для вас лично вопросы жизни и смерти?!
И при чём тут, скажите, магазины, пустые или полные прилавки? Снабжение магазина – это головная боль хозяина магазина. Это его проблема, которую вы (гайдаровцы) совершенно напрасно берёте на себя. А ваша головная боль, ваша проблема – это ваше личное снабжение, которое может прерваться в любой момент.
Вы скажете – как?! Я объясню: вот у вас из крана течёт вода. А вы для эксперимента трубу этажом ниже перекройте… Там же есть шаровые переключатели, уверен! Перекройте и посмотрите на кран: вода вдруг, в один момент перестала литься…
Это что, фокус уровня Копперфильда? Или этот «трюк» может сделать любой желающий, чтобы убедиться: я сижу на трубе, и трубу эту могут перекрыть или перерезать в любой момент. Труба, питающая меня, тянется тысячи и тысячи километров. Молдованин делал вино под Кишинёвом, а пили это вино в Ухте и Новосибирске… Оттуда шли средства существования для винодела…
Теперь молдованина отрезали. Вместо северных рынков России открыли ему южные рынки Европы… Где и сицилийские вина, и французские, и испанские, а мало – ещё и чилийские подвезут… Веселись, мужичина! Вариантов три:
1. Отрезанный от необходимых источников средств существования молдаванин станет сам пить всё своё вино, и умрёт от алкогольной интоксикации.
2. Он не станет пить своё вино – и, не продав его, умрёт от голода.
3. Он вернётся в Россию – если, конечно, возьмут, если там не успели на чилийские вина подсесть. И тем выживет.
Вот это – жизнь. Жизнь, как она есть. Жизнь, в которой есть труба, по трубе насосы гонят воду – и подают её в твой личный кран. И вопросы жизни и смерти – это чтобы вода была, чтобы трубу не перерезали, чтобы насосы работали…
А флаги, суверенитеты, речёвки, лозунги, собственные президенты, их авиалайнеры, ковровые дорожки им под ноги в иностранных столицах, дворцы их резиденций и прочая мишура – это игра.
Человек обречён жить только там, где его считают нужным, его заслуги оценивают, а его труды признают полезными. В других местах он жить не может. Тут не вопрос вкуса, не вопрос «хотелок», не воспалённая абстрактная мечта идиотов.
У человека либо есть место. Либо его нет. Всякое улучшение личного положения разумный человек начинает с первого правила Гиппократа – «НЕ НАВРЕДИ». Нужно всё и всегда делать так, чтобы не потерять имеющихся источников к существованию. Будут ли новые или не будут – бабушка надвое сказала. Будут – хорошо, присовокупим к имеющимся. Не будут – не беда, не помрём…
+++
Это трепетное отношение к источникам своих средств к существованию, пусть порой жалким и скудным – растлённый советской халявой человек начисто утратил к 1989 году. А ведь как дрожали бедняки прежних веков над кривобокой коровушкой, над кособрюхим мерином, над козой, над жалкой полоской земли! Ну, откройте классиков-то, почитайте!
Понимали люди, что никому, кроме себя, не нужны. Понимали, что «это» – бедность, а без «этого» – смерть. Чем беднее и обиженнее властью была семья – тем более ценились в ней источники к существованию, над которыми тряслись, как над зеницей ока, и даже более фанатично!
Потом советская власть, неожиданно для себя, породила растленного халявщика, решившего, будто мир создан для него, любимого! Создан обслуживать его. Мол, инвесторы в США и Европе сидят и ждут – как бы нам этого кретина золотом осыпать, вот только «злочинная влада» их на встречу со мной не пускает!
Я скажу вам, чего ждут инвесторы. Они ждут возможности забрать у вас последнюю копейку и доложить к своим миллиардам. Потому что вы им ни сват, ни брат, а копеечка рубль бережёт. Никогда такой поговорки не слышали? Рупь с копейкой больше рубля без копейки. И не удивляйтесь, когда владелец рубля отнимает у вас последнюю копейку! Не задавайте дурацких вопросов – зачем ему копейка, когда у него полный рубль! Он, в отличие от вас, с ума не сходил и считать умеет…
+++
В основе рационального выбора для политического поведения лежит забота о питающих человека продуктопроводах.
Бедному особенно нужна такая политическая сила, которая не покушается на его последнюю копейку, не отнимает синицу из руки, суля журавля в небе. Выбор безумца – непредсказуем. Просто потому, что он – безумец…
Безумец охотно голосует за те силы, и даже с оружием в руках берётся их отстаивать – которые откровенно и длительное время сживают его со свету. Как украинская армия, убивающая и умирающая за миллиарды вора Порошенко и английское поместье генерала Гелетея. Перед носом этой армии мародёров и самоубийц болтается морковка по имени «а вдруг, разоряя всех, эти воры со мной лично поделятся?» И армия мародёров бежит за морковкой километр за километром, так и не вкусив её.
Не будем заноситься над украинцами: мы сами от них по части психической вменяемости недалеко ушли, погрязнув в люмпенизированном сознании алчных и алогичных халявщиков.
Виктор ЕВЛОГИН, обозреватель "ЭиМ".; 3 августа 2017