ЭРИХ ФРОММ: НЕСЧАСТНАЯ СУДЬБА ЛЮДЕЙ - СЛЕДСТВИЕ НЕСДЕЛАННОГО ИМИ ВЫБОРА
30 актуальных на все времена цитат всемирно известного психоаналитика Эриха Фромма, с даты рождения которого прошло уже 117 лет.
1. Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.
2. Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли», то есть оправдали. Пускай судят по вашим поступкам, и по ним — о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе — своему уму и сознанию — и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.
3. Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.
4. Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, - а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.
5. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
6. Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл – сама жизнь.
7. Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.
8. Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.
9. Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.
10. Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть – неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.
11. Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.
12. Понятие «быть живым» - это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.
13. Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.
14. Я уверен, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.
15. Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой – превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я.
16. Если детская любовь исходит из принципа: «Я люблю, потому что любим», то зрелая любовь исходит из принципа: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь вопит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе!». Зрелая любовь рассуждает: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».
17. Самозабвенное помешательство друг на друге — не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.
18. Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.
19. Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение — установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».
20. Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.
21. Если человек способен полноценно любить, то он любит и себя; если он способен любить только других, он не может любить вообще.
22. Принято считать, что влюбленность — это уже вершина любви, в то время как на самом деле — это начало и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким дело, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.
23. Человек, который не может создавать, хочет разрушать.
24. Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.
25. Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.
26. В любимом человек надо находить себя, а не терять себя в нём.
27. Если бы вещи могли разговаривать, то на вопрос «Кто ты?» пишущая машинка ответила бы: «Я — пишущая машинка», автомобиль сказал бы: «Я — автомобиль» или более конкретно: Я — «форд» либо «бьюик», либо «кадиллак». Если же вы спрашиваете человека, кто он, он отвечает: «Я — фабрикант», «Я — служащий», «Я — доктор» или «Я — женатый человек» или «Я — отец двоих детей», и его ответ будет означать почти то же самое, что означал бы ответ говорящей вещи.
28. Если другие люди не понимают нашего поведения — так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой.
29. Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе.
30. Человек есть центр и цель своей жизни. Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
БОГАТЫЙ молодой начальник был человеком порядочным, законопослушным и глубоко верующим. Подойдя к Иисусу, он опустился на колени и спросил: «Добрый Учитель, что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Иисус сказал, что для того, чтобы получить жизнь, тот человек должен соблюдать Божьи заповеди. На вопрос какие, Иисус ответил: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать и люби своего ближнего, как самого себя». Это были основополагающие заповеди Моисеева закона. В ответ молодой начальник сказал: «Все это я соблюдаю. Чего еще мне не хватает?» (Матфея 19:16—20). Иисус, «проникшись к нему любовью», сказал: «Одного тебе недостает: пойди, продай, что у тебя есть, и раздай деньги бедным, и у тебя будет сокровище на небе, а потом приходи и следуй за мной» (Марка 10:17—21). Внезапно молодой начальник оказался перед нелегким выбором. Как он поступит? Откажется ли от своего богатства и станет последователем Иисуса или же будет держаться того, что имеет? К чему он будет стремиться: к сокровищам земным или небесным? Несомненно, ему было трудно определиться. По всему видно, что духовное было для него важным, ведь он соблюдал Закон и спрашивал, что еще сделать, чтобы получить Божье одобрение. Что же он решил? Он «ушел опечаленный, потому что владел большим имуществом» (Марка 10:22). Молодой начальник поступил немудро. Став верным последователем Иисуса, он мог бы получить то, что искал,— вечную жизнь. В Библии не сообщается, как сложилась жизнь того молодого человека. Однако мы знаем, что спустя примерно сорок лет римские войска опустошили Иерусалим и значительную часть Иудеи. Многие из тех, кто там жил, потеряли не только свое богатство, но и жизнь. В отличие от молодого начальника апостол Петр и другие ученики Христа сделали правильный выбор. Они «оставили все» и последовали за Иисусом. Их решение принесло им большие благословения. Иисус сказал, что они получат во много раз больше, чем оставили, и, более того, унаследуют вечную жизнь. Об этом решении им жалеть не пришлось (Матфея 19:27—29). Всем нам приходится принимать решения, важные и не очень. Что о принятии решений говорил Иисус? Будете ли вы внимать его советам? Если да, то вас ждет великая награда. Как можно следовать за Иисусом и как его слова могут послужить нам на благо? РАНЬШЕ у людей никогда не было таких широких возможностей выбирать что-либо по собственному усмотрению. Например, что носить, что есть, где работать и где жить — часто вопрос нашего выбора. Во многих странах мира также принято самостоятельно выбирать спутника жизни. Однако Слово Бога предлагает выбор, который важнее всех остальных и который может сделать каждый человек.
Библия говорит: «Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей» (Притчи 11:19). А Иисус Христос сказал: «Вечная жизнь в том, чтобы познавали тебя, единственного истинного Бога, и посланного тобой Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Наш Создатель дает нам возможность избрать путь, ведущий в жизнь вечную! Как же ее достичь? Согласно Библии, «пути правды — жизнь» (Притчи 12:28). Мы можем быть в числе праведных, идущих путем вечной жизни. Что для этого нужно делать? Жить в согласии с волей Бога и его заповедями (Матфея 7:13, 14). Сделаем же правильный выбор, чтобы получить от Бога дар вечной жизни! (Римлянам 6:23).
30. Человек есть центр и цель своей жизни. Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей.
Тому, кто Духовно нищает, Кому Жизни суть не видна, Слова, что сказал Верещагин – Не значат уже ни хрена.
Давно в государстве не видно, Радеющих впрямь за Народ – Кому ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО, Кто МЗДЫ никогда НЕ БЕРЁТ…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]