О чём думала, о чём заботилась Советская власть в том далёком и тяжком 1943 году, 75 лет назад? Чем занят был товарищ Сталин?
Освобождены были Ростов-на Дону и Воронеж. Но ещё сражался в блокаде героический Ленинград. Тяжелейшие бои шли под Харьковом – фашисты снова заняли наш город. Под сапогом фашистов оставались Орёл и Курск, Киев и Одесса. Страна напрягала все силы, добывая руду и уголь, выплавляя сталь и чугун, создавая оружие Победы. Продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно – шла война…
А 26 марта 1943 года в Колонном заде Дома Союзов собрались дети – в первый день весенних каникул отмечались «Книжкины именины», литературный праздник, который придумал замечательный советский детский писатель – в то время фронтовой корреспондент – Лев Кассиль. На празднике была директор издательства «Детгиз» Л.В. Дубровина, Агния Барто, Сергей Михалков, Михаил Пришвин, Самуил Маршак – цвет советской детской литературы.
Забота о детях, об их культурном, нравственном и умственном развитии, была одной из главных забот даже в те труднейшие годы.
Наши «демократы» очень любят врать, что Сталин не берёг молодёжь, не заботился о ней – и завуалировано, намёками и экивоками, противопоставляют ему Гитлера, который, якобы, о молодёжи заботился. Но в СССР за всю войну никогда не понижался призывной возраст – а в Германии под конец войны призывали в Вермахт детей с 14 лет.
Тот день стал особенным в истории советской детской литературы – с него началась летопись ежегодно проводимых в СССР «Недель детской книги».
Вспомним и сравним: что дала нам советская детская литература, «находящаяся под гнётом цензуры» – и что дала литература буржуйская, бесцензурная и нецезурная?
Доктор Айболит, Крокодил, Муха-Цокотуха, Тимур и его команда, Незнайка, Буратино, Кондуит и Швамбрания, Вратарь Республики, Рассеянный с улицы Бассейной, Зайка, брошенный хозяйкой, Дама, сдающая багаж, Дядя Стёпа, Чебурашка – это крошечная часть драгоценных россыпей, созданных советскими писателями. Это читали нам, это читали мы, читали детям и внукам, и внуки будут читать своим внукам.
А что могут предъявить те бездари, которые театрально «страдали» из-за «гнёта цензуры»? Ни-че-го! Цензуру отменили – где ваши шедевры, граждане пописыватели? Где хоть что-то сравнимое с творчеством Гайдара и Шварца, Осеевой и Катаева, Ларри и Губарева? Почему не достаёте из дальних ящиков письменных столов, куда прятали от цензуры? Или нечего доставать? Или – неужели? – совесть заговорила, и постыдились доставать свою халтурную писанину?
А в дни великой войны проводились не только праздники книги – проводились конкурсы на лучшее произведение для детей! В 1944 году лауреатом такого конкурса стал Владимир Иванович Немцов – человек удивительной судьбы.
Ровесник С.П. Королёва, он начинал учёбу на рабфаке, учился на литературном отделении этнологического факультета МГУ – но любовь к радиотехнике взяла верх, он ушёл работать в Центральный институт труда, потом – в Военный НИИ связи, где разрабатывал портативные военные радиостанции.
В 1943 году, когда в Москве проходили «Книжкины именины», он в блокадном Ленинграде обеспечивал выпуск своих радиоаппаратов для Ленинградского фронта. Более двух десятков авторских свидетельств на изобретения на его счету – но он успевал при этом писать книги для детей и юношества, рассказывая простым и понятным языком о таком удивительном явлении, как радио, описывая фундаментальные законы природы, на которых оно основано, о своей работе радиоконструктора и инженера, о задачах и перспективах радиоэлектроники.
Его называли «фантастом ближнего прицела» – он описывал приборы, которых ещё не было, но которые вот-вот должны были появиться. И описывал так, что миллионы мальчишек зачитывались его книгами, брались за паяльники и кусачки, собирая простейшие приёмники – и проводя эксперименты с ними. Ведь главное, о чём писал Немцов, было увлечение исследовательской работой и радость открытий.
И многие, многие, многие «заболевали» радиоэлектроникой на всю жизнь, становились радиоинженерами, работали, подражая героям книг Немцова. И сами создавали те чудесные приборы, которые считались ещё фантастикой.
Мобильная связь, возможности СВЧ-приборов, геолокация, космические полёты, новые материалы, электротранспорт – то, что сейчас привычно и обыденно, делали те, кого Немцов увлёк своими идеями и показал цель и путь к ней.
Это был «советский Жюль Верн», с тем преимуществом, что не кабинетным теоретиком и фантазёром он был, а практиком, производственником, прочно опирающимся на достижения науки – лауреат конкурса 1944 года на лучшее произведение для детей.
Сегодня мало кто помнит о В.И. Немцове. Но это естественно – он, словно первая ступень ракеты, взлетел в блеске и пламени, при всеобщем внимании – и, выгорев, выполнив свою работу, остался забытым… Но он выполнил главную задачу – вывел на орбиту науки и техники поколение новых творцов, инженеров и учёных…
Кстати – а многие ли сегодня читают Жюль Верна? И что читают – из его огромного, пятидесятитомного! – собрания сочинений?
Воспитание нового поколения – задача государственная. И один из инструментов воспитания – детская литература. Упадок и деградация детской литературы времён «демократии», неспособность бесцензурно-нецезурных «творцов» к творчеству – совершенно очевидны. Ничего из «спрятанного в стол от цензуры», ничего из написанного в годы бесцензурья, они предъявить не могут. Так не пора ли государству начать выполнять свои естественные обязанности по отношению к своим маленьким гражданам?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.