Подоплёка «прозрения»: почему ЕС стал требовать снятия санкций с России
Как расчёт потерь от антироссийских мер привёл Европу к «отрезвлению»
На текущий период торговые и финансовые рестрикции стран Запада против России действуют уже более пяти лет, однако лишь к 2019 году вопрос отношения к ним со стороны стран ЕС начал претерпевать показательные изменения.
Еще недавно введение, поддержка и расширение «санкций» легко осуществлялось при популизме проамериканских политиков, искусственной накачке ситуации со стороны СМИ, пропаганде, периодических инсинуациях, постановочных скандалах, финансовой и дипломатической возгонке, а также череды политических афер. Теперь же, по истечение времени поводы оттесняющие сущностные для Европы вопросы постепенно исчезли, а аудит показал неприемлемый уровень потерь.
В частности, европейские специалисты с удивлением обнаружили, что в первые годы санкционной войны всесторонняя оценка воздействия санкций и, что не менее важно — контрсанкций со стороны России никем не проводилась. Причем особенно этот факт удивил экспертную среду в ФРГ, страны, имеющей наибольший экономический вес в Еврозоне.
Официальные работы из-под пера научной службы Бундестага в данной области сводились к популистскому выводу о том, что потери Германии в торговле с Россией связаны с падением покупательной способности самой нашей страны, а не с бездумным выполнением Берлином американских требований.
В 2016 году, реагируя на усиление России и ослабление позиций США, Берлин впервые решился на попытку аудита. Речь идет о масштабном 60-ти страничном совместном исследовании университета Линнань в Гонконге и ведущего научного центра Германии — Института мировой экономики в Киле.
Для описания нынешней ситуации этот источник актуален до сих пор, особенно потому, что в нем сравнивались не только прибыли и убытки, но и тенденции, к которым долгое время апеллировала Москва — масштабы упущенной сторонами прибыли.
Вначале исследователи вывели базовую шкалу, то есть график, показывающий как развивалась бы торговля Европы и прочих государств мира с Россией без подчинения «рекомендациям» США. Затем вычли из получившейся цифры «несанкционные факторы», то есть развитие конъюнктуры, падение цен на нефть и прочее, что с 2013 года влияло на взаимные торговые отношения. В результате был получен искомый результат.
Перед рассмотрением стоит напомнить, что экономическая агрессия против России, а это именно агрессия, поскольку Вашингтон не обладает полномочиями «судить» или тем более единолично вводить глобальные санкции в обход ООН, была начата в марте 2014 года. Первыми рестрикции ввели США, Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада. Позже список расширился до 37 стран-участниц, не исключая азиатские столицы — Токио и Сеул.
Вскоре под давлением США и предлогом солидарности Европарламент начал принимать решения убыточные для стран ЕС, но выгодные Вашингтону. В частности, «рекомендательную» резолюцию с призывом отказаться от строительства конкурентного газопровода «Южный поток», запрета на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, эмбарго на технологии для глубоководной добычи на шельфе, а также в сланцевых пластах.
Позже в список давления были включены нефте- и газодобывающие компании, составляющие конкуренцию корпорациям из США, организован запрет на выдачу «длинных» займов для топливно-энергетических отраслей, инициирован прессинг крупнейших банков России, а затем и самой развитой области нашей страны — отечественной оборонки.
Тем не менее, несмотря на всю на прозрачность целей американских шагов, Европа не спешила выходить из пула русофобов. Предыдущая американская администрация попросту гарантировала Брюсселю компенсацию от понесенных потерь, поэтому меняться ситуация начала лишь по мере укрепления Москвы и прихода к власти в США Дональда Трампа.
Шаги нового американского президента оказались для ЕС большим сюрпризом, поскольку тот сообщив, что теперь «Америка прежде всего», заодно отказался и от обещаний предшественников. С тех пор и в особенности в текущем году, нервозность Европы и попытки найти возможности для выхода из ловушки санкций стали проявляться все сильнее. А цифры, лежащие в основе вышеописанного исследования, прекрасно объясняют срочность подобных мер.
Согласно цифрам, с 2013 по 2016 год из общего объема торговли России и стран участвующих в санкционной агрессии, оба лагеря теряли 4 млрд долларов ежемесячно. Причем вопреки западной пропаганде, Москва в этом объеме занимала чуть больше половины (55%), все остальное оказалось убытками самих западных стран.
Экстраполяция данного графика на сегодняшний день, если проводить ее линейно, покажет, что страны Европы удерживающие санкции против нашей страны теряли по 60 млн долларов ежедневно, то есть $1,8 млрд в месяц, 21,6 млрд долларов в год или более чем $108 млрд за пять лет «воздействия». Если же учесть, что 92% убытков с 2013 по 2016 год согласно отчету пришлось на Европу, а в ней 38% на Германию, неудивительно что именно немецкие политики и консерваторы в прочих европейских странах все активнее выступают за отмену действующих мер.
24 октября 2019 года член комитета бундестага ФРГ по международным делам Вальдемар Гердт открыто призвал пересмотреть политику ограничений в отношении Москвы до конца этого года, а заодно показал, что издержки Европы оказались даже больше, нежели ожидалось. Вместо $108 млрд для всего ЕС, одни только потери Германии превысили $100 млрд.
То есть Берлин, помимо откровенного шантажа со стороны действующей американской администрации, угроз немецким компаниям и помехам в строительстве Северного потока – 2, терял по оценкам института Киля 667 млн долларов каждый месяц, либо $1,7 млрд (56 млн долларов в день) если судить по заявлениям депутатов Бундестага.
При этом рестрикции из-под пера Вашингтона давно выродись в демпинговый инструмент, в то время как создаваемая ими неопределенность в отношении финансовых контактов с Россией, провоцировала ЕС все сильнее игнорировать санкционный режим.
Тот факт, что тенденция не ослабнет, а лишь усилится доказывает то, что компании экспорт которых в Россию сократился, за пять лет так и не сумели компенсировать даже минимальную часть потерь. Иными словами, реальному сектору ЕС также нужна отмена санкций.
ФРГ — это не только европейский «локомотив» экономики, но и индикатор настроений в ЕС, а потому растущее непринятие рядовыми немцами санкций против нашей страны, также выглядит показательно. В частности, опрос, проведенный YouGov в августе 2019 года, наглядно показал, что уже более половины респондентов, выступают за немедленную отмену санкций (21%) или постепенное снятие ограничений (32%). Учитывая, что 24% воздержались от ответа, получается, что лишь один из пяти немцев призывает их сохранить.
В восточной части Германии за нынешнее положение и вовсе выступает 8% опрошенных, при том, что 69% не чувствуют никакой угрозы со стороны Москвы. Кроме того, опрос показал, что в целом по Германии президент России считается заслуживающим большего доверия, нежели президент США. Почти треть (27%) высказались за Владимира Путина и лишь 6% за Дональда Трампа.
При этом важно понимать, что взвешенный подход восточной части Германии и смена курса ФРГ в целом, продуцируется не столько народным выбором, сколько цифрами падения товарооборота. Так, согласно отчету Восточного комитета немецкого бизнеса, объем торговли в регионе Саксония за пять лет упал на 72,5 процента, что и отвечает на вопрос, почему глава именно этой Федеральной земли активнее всех в Германии настаивает на отмене ограничений.
В среднем по ФРГ падение составило 28,7 процента, в то время как в ее западной части спад составил менее 17,0%. Эти градации полностью отражают и разницу в отношении, а также демонстрирует основу, которая определяет антироссийский фон. Проще говоря ключевую роль в нынешнем потеплении, играет то, что в начале ведения санкционной агрессии значительная часть ущерба приходилась на нашу страну, однако за пять лет баланс резко изменился и теперь наибольшую долю потерь стали нести страны ЕС.
Во время «Прямой линии» в июне 2019 года Владимир Путин оценил общие цифры так: «Россия недополучила порядка 50 млрд долларов с 2014 по 2019 годы, Евросоюз потерял 240 млрд долларов, Япония — 27 млрд долларов, США — $17 млрд и так далее…»
Последний пункт особо возмущает Брюссель. Двусторонний товарооборот Москвы и Вашингтона в одном только 2018 году увеличился на 13% положительная же динамика сохраняется до сих пор и это при росте европейских издержек.
Как раз на этой почве для раскола и стоит акцентироваться нашей стране. По мере сужения кормовой базы Запада, шагов США и укрепления российской международной роли, призывы к прекращению санкций будут становиться громче без всякого внешнего вмешательства.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.