Социолог Екатерина Добренькова поддерживает обязательную «отработку» по специальности, но с некоторыми «но» …
Как сообщалось, депутат Госдумы Сергей Вострецов («Единая Россия») внес в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий внедрить механизм, который позволит «решать вопросы по трудоустройству выпускников вузов». Как пишет «Коммерсант», парламентарий предлагает ввести обязательную «отработку» для всех выпускников-бюджетников в государственных организациях или органах власти не менее четырех лет. Если трудоустраиваться в госструктуры бывший студент не намерен, он «будет обязан возместить в полном объеме государству расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и обучения».
В ходе дискуссии о законопроекте превалировали три точки зрения.
Первая. Человек кузнец своего счастья (либеральная).Как сообщалось, депутат Госдумы Сергей Вострецов («Единая Россия») внес в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий внедрить механизм, который позволит «решать вопросы по трудоустройству выпускников вузов». Как пишет «Коммерсант», парламентарий предлагает ввести обязательную «отработку» для всех выпускников-бюджетников в государственных организациях или органах власти не менее четырех лет. Если трудоустраиваться в госструктуры бывший студент не намерен, он «будет обязан возместить в полном объеме государству расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и обучения».
В ходе дискуссии о законопроекте превалировали три точки зрения.
Вторая. Надо обязать государство заниматься распределением вакансий для выпускников вузов при желании самих соискателей работы (средняя).
Третья. Государство обязано заниматься распределением вакансий, а выпускники бюджетных факультетов не имеют права отказываться от государственного распределения (жесткая).
Законодательную инициативу депутата прокомментировала в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Я склоняюсь к третьей точки зрения, однако есть много «но». Деньги, потраченные государством на обучение студента, должны быть отработаны на пользу страны. Иначе мы сталкиваемся с неравномерной ситуацией. Одни, окончив вуз, работают по специальности, а остальные учащиеся уезжают за рубеж или работают не по профессии. Неправильно, когда государство тратит деньги впустую, особенно это касается гуманитарных специальностей, юристов, экономистов. Студенты благополучно оканчивают вуз, но не работают по профессии. Зачем государство тратит деньги, если выпускники не работают по полученной специальности?!
Выпускники технических специальностей: физики, химики, айтишники, биологи, микробиологи востребованы на рынке труда. Но большая часть из них покидает страну. Неправильно и возмутительно, когда государство на деньги налогоплательщиков готовит востребованных специалистов для заграницы. Подобная тенденция красноречиво свидетельствует о неразумном подходе государства к системе образования. Никто не заботиться, для чего мы тратим деньги, кого мы готовим?
Но возникает еще одна проблема: куда распределять выпускников? Всем очевидно, что неправильно, когда студенты не работают по специальности или уезжают за границу, но остро встает вопрос: куда распределять? В Советском Союзе была развита система промышленности, производства, науки, образования, медицины, поэтому не было проблемы при распределении выпускников в сельскую местность и города. А куда теперь распределять инженеров, физиков, химиков? У нас отстает высокоточное научное производство. Кроме Академии наук у нас очень скудное научное производство. К тому же зарплаты несоизмеримы с предложением иностранных компаний. Если государство стремится к подготовке высококлассных специалистов, нужно создать все условия для выпускников, предложить им достойную зарплату, сопоставимую с иностранными заработками. Российскому айтишнику платят в десять раз меньше, чем за рубежом.
Есть еще один путь: государство может определить взаимовыгодное сотрудничество с частными компаниями, где также присутствует дефицит определенных специалистов. В этом случае частная компания могла бы компенсировать государству обучение студента. В нашей действительности этот вариант был бы ближе к истине.
Министерство образования должно подписывать соглашения с базовыми предприятиями в рамках ведомств. Если каждый вуз самостоятельно будет искать место распределения для своих выпускников, то не факт, что будут найдены рабочие места. Вуз может только договариваться, но не может обязать работодателя принимать к себе на работу бывших студентов. Государство должно выбрать приоритетные направления, куда выпускник имеет право идти без подписания договора с вузом. Мы подготавливаем агрономов, зоотехников, ветеринаров, но куда они идут? В действующих сельхозпредприятиях работает только 2-3% выпускников специализированных учебных учреждений. Где остальные? Выпускники идут в частные, как правило, иностранные компании, торгующие удобрениями, химикатами или же лечат собачек-кошечек в ветклиниках, а не коров-овец на сельхозпредприятиях. Нужно определить, куда можно, а куда нельзя идти выпускнику вуза. Государство должно обозначить приоритетные направления для развития различных сфер.
В медицине творится безобразие. Мы выпускаем множество врачей, но в регионах сложилась катастрофическая ситуация. В провинции жизненно необходимо перераспределение выпускников. Государство тратит почти десять лет на подготовку высококвалифицированного медицинского персонала, а затем выпускники медвузов оказываются неизвестно где! Людей некому лечить. Нужно срочно решать проблему региональных кадров. Региональная медицина пребывает в катастрофическом состоянии - скоро люди начнут умирать, если уже не умирают от не имения квалифицированных кадров. Кто из врачей поедет работать в село за 10-15 тысяч рублей? Необходимо создавать адекватные условия для врачей. Человек должен быть готов отработать затраченные на него деньги государством. Отработал? Иди в частную клинику. Или верни государству деньги и иди, куда хочешь.