Советский писатель Всеволод Кочетов в 1969 году написал роман «Чего же ты хочешь?», который вызвал неоднозначную реакцию в обществе, поскольку фактически в романе он признал, что советское общество разлагается.
Писатель утверждал, что современные на тот момент пропагандисты просто приспособленцы, которые обслуживали бы любую власть, а общество всё в большей мере подвергается пропаганде западной, что на тот момент с каждым годом усиливалось в плане тенденции. Кочетов слишком рано понял, к чему всё идет. И художественными образами в принципе предсказал, что может произойти дальше. К сожалению, его прогноз был довольно точным, что страна и ощутила впоследствии в полной мере. Кочетов, стоит отметить, был противником десталинизации и был, несомненно, искренним коммунистом. О том, как это предсказал писатель и как это мы ощущаем сегодня, в нашей статье. В 2017 году исполнилось 105 лет со дня рождения известного советского литератора Всеволода Анисимовича Кочетова (04.02.1912 — 04.11.1973). Юбилей прошёл незаметно. А ведь в 1969 году, когда в литературном журнале «Октябрь» был напечатан его новый роман, ажиотаж и ожесточённые споры вокруг него были необычайны. В киосках за ним выстраивались очереди, весь тираж был мгновенно раскуплен. Читали по ночам, передавали из рук в руки. «Вся интеллигенция больна повально: только и делится, что его романом» — констатировал безымянный автор тогдашнего «Самиздата».
Сегодняшнему читателю надо напомнить, что в те годы литературные журналы выходили миллионными тиражами и опубликованные в них вещи обсуждались по всей стране. Краткая биография. Кочетов Всеволод АнисимовичРусский советский прозаик. Занимал консервативно-просоветские позиции. Родился Всеволод Кочетов в городе Новгород (сейчас Великий Новгород) 4 февраля 1912 года в большой семье. В Новгороде прошло его детство, здесь он учился до 15 лет. Воспоминания о том времени, картины и эпизоды новгородского периода жизни навсегда запечатлены в его произведениях «Начало песни», «Молодость с нами», «Угол падения», «Секретарь обкома», «Чего же ты хочешь?», «Молнии бьют по вершинам» — в этих книгах он возвращался в страну своего детства. В 1927 году Всеволод Кочетов вынужден был уехать из Новгорода в Ленинград к старшему брату. В 1931 году в Ленинграде Кочетов окончил сельскохозяйственный техникум, несколько лет работал в деревне агроном. Также работал на судостроительной верфи. С 1938 года началась его журналистская работа. Как корреспондент «Ленинградской правды» он побывал в Старой Руссе, Поддорье, Молвотицах, Лычкове, Демянске. На страницах газеты публиковались его очерки. В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов сотрудник газет Ленинградского фронта. Официальное признание к Кочетову пришло после публикации в 1952 году романа «Журбины». Более 20-ти раз роман переиздавался огромными тиражами. Всеволод Кочетов — видный представитель так называемой «секретарской» литературы. Член Центральной Ревизионной комиссии КПСС. В 1953—1955 годах — секретарь Ленинградского Союза писателей. В 1955 —1959 годах — главный редактор «Литературной газеты». С 1961 года — редактор журнала «Октябрь». Боролся с «Новым миром» Твардовского. В 1975 году решением Новгородского облисполкома одна из улиц города названа именем В.А. Кочетова. В 1977 году в Новгороде прошли первые Кочетовские чтения. С тех пор лишь в Великом Новгороде они проводятся один раз в пять лет — в день рождения писателя. В 1984 году в Новгороде воздвигнут гранитный бюст В.А. Кочетова работы скульптора Б.В. Едунова. Ушёл из жизни 4 ноября 1973 года. Краткое содержание романа «Чего же ты хочешь?», реакция на него и его отражение в наше времяО забытых книгах принято говорить в режиме сожаления: мол, sic transit gloria mundi (с лат. — «Так проходит мирская слава» — выражение, представляющее собой незначительную переделку текста из книги немецкого философа — мистика Фомы Кемпийского (XV в.) «О подражании Христу» (I, 3, 6): «О как скоро проходит мирская слава», лат. O quam cito transit gloria mundi). На самом деле, забвение иной книги может рассказать об окружающем мире не меньше, чем её былая популярность. Что и характерно в отношении романа «Чего же ты хочешь?» Итак, кто же они — главные герои романа? Едет по Советской России хитрый автофургон с четырьмя иностранными людьми. Все они негодяи, все они не те, за кого себя выдают. Во-первых, это итальянец Умберто Карадонна, бывший русский аристократ и бывший эсэсовец, а ныне владелец пансиона в Италии. Во-вторых, Уве Клауберг, ещё один бывший эсэсовец, а ныне уважаемый профессор загадочных наук. В-третьих, голубоглазая американка Порция Браун, потомственная проститутка русского происхождения, агент ЦРУ и специалист по русской литературе. В-четвёртых, Юджин Росс, ещё один американец русского происхождения, то ли Зелёный Берет, то ли фотограф. По официальной версии весёлый квартет должен собирать материалы для альбома по русскому искусству. Но в реальности — это ударный отряд Холодной войны. Они приехали растлевать, развращать, спаивать советскую молодежь. Враг, разбитый на полях сражений, приготовился нанести коварный удар с тыла.
В романе автор, изобразив самого себя под именем писателя Булатова, резко выступил против «разложения советского общества западной псевдокультурой и пропагандой». Особенно яростно ополчилась на новую книгу так называемая «новая московская интеллигенция». Принялись строчить кляузы на автора, и даже коллективные письма в ЦК КПСС с требованием запретить переиздание. Появилось сразу две ернические пародии: Зиновия Паперного «Чего же он кочет?» и «Чего же ты хохочешь» Сергея Смирнова. Роман был замечен за океаном. Рецензия в газете «Нью-Йорк таймс» отмечала: «Всеволод А. Кочетов, редактор главного консервативного журнала в Советском Союзе, написал новый роман, в котором герои с любовью смотрят назад, в сталинское время, а злодеи — это советские либералы, которые совращены западными идеями и товарами и являются антисталинистами».
Романом Кочетова возмущался один из тогдашних кумиров «творческой интеллигенции» редактор «Нового мира», поэт Александр Твардовский, автор знаменитого «Василия Теркина»: «Отчётливый призыв к смелым и решительным действиям по выявлению и искоренению «отдельных», то есть людей из интеллигенции, которые смеют чего-то там размышлять, мечтать о демократии и пр. <…> Это уже никакая не литература, даже не плохая, — это общедоступная примитивно-беллетристическая форма пропаганды подлейших настроений и «идей» с ведома и одобрения».
Диссидент Рой Медведев назвал роман Кочетова «доносом» и писал, что он вызвал «возмущение среди большинства московской интеллигенции и среди многих коммунистов Запада».
А 20 представителей интеллигенции (в частности, академики Роальд Сагдеев, Лев Арцимович и Аркадий Мигдал) подписали письмо Брежневу с протестом против публикации, как они выразились, «мракобесного романа». Однако за Кочетова вступился Михаил Шолохов: «Мне кажется, что не надо ударять по Кочетову. Он попытался сделать важное и нужное дело, приёмом памфлета разоблачая проникновение в наше общество идеологических диверсантов».
Поразительно, но если на ковре-самолёте мгновенно перенестись из 60-х годов в 90-е, то нетрудно заметить, что именно Кочетов, чуть ли не единственный в те времена, предвидел и своим романом предупреждал, чем обернётся для страны заигрывание с либералами с их пустословием насчёт «общечеловеческих ценностей». Ведь именно эти иллюзии, воплотившись потом в горбачевскую «катастройку», и привели в итоге к развалу СССР. На страницах романа бывший офицер СС Клауберг, переквалифицировавший после войны в «искусствоведа», и собравшийся в СССР вместе с потомком русских эмигрантов Сабуровым, говорит: «В сорок первом году, как оказалось, немцы плохо знали русских, их коммунистическую систему. Сейчас против них объединились лучшие силы этого мира. Весь опыт прошлого изучается, слагается воедино, и то, что было невозможным четверть века назад, должно, обязано быть осуществлено ныне, в не слишком отдалённые годы».
Читаем далее: «Клауберг, — пишет Кочетов, — ещё не совсем знает программу своих действий: её кто-то где-то разрабатывает. Но он убеждён, что она будет умной программой, он и Сабуров, и ещё кто-то третий, а может быть, и четвёртый пойдут в Россию не с топорами, не с виселицами, а под хоругвями идей добра, братства народов…».
А что, разве не это произошло с нами в 1991 году? И кто-то ведь действительно «умную программу разработал». Когда нам улыбались, обещая дружить под лозунгами «демократии» и «общечеловеческих ценностей», а на самом деле под прикрытием этих улыбок НАТО окружало и продолжает окружать Россию со всех сторон. Или вот ещё эпизод из книги, когда к присланному из Лондона Карадонне-Сабурову, итальянцу русского происхождения, тайно сочувствующему России, пришёл Генка Зародов, уже обработанный Клаубергом: — Ты хочешь, — не замечая его протеста, продолжал Сабуров, — чтобы началась новая война, чтобы вы потерпели в ней поражение и к вам наводить порядки ворвались бы какие-нибудь неоэсэсовцы, неогитлеровцы — неважно, какой национальности — снова ли немцы или кто другой. — Я вас не понимаю, господин Карадонна! — Генка тоже встал. — Ты хочешь новых Майданеков и Освенцимов, Равенсбрюков и Бухенвальдов? Ты хочешь, чтобы русских и всех других, из кого состоит советский народ, превратили в пыль для удобрения европейских или американских полей?..» Содержание «Чего же ты хочешь?» вообще незамысловато. Группа зарубежных агентов влияния отправляется в СССР формально для составления альбома по русскому искусству, а фактически — для ведения подрывной деятельности. Там они сталкиваются как с советскими патриотами, так и различными диссидентами, вольно или невольно содействующими агентам Запада. В итоге добро, конечно, побеждает, и негодяев с позором изгоняют из Советского Союза. Но так происходит в романе, а в реальной жизни, как мы знаем, произошло совсем иначе. К предупреждениям автора книги в своё время не прислушались, стали их высмеивать, а самого автора травить. Хотя он с ужасом и тревогой предупреждал о роковых последствиях того, к чему призывали, по выражению Шолохова, «идеологические диверсанты». Да и «диверсанты», или агенты влияния, увы, оказались позднее вовсе не только в кругу либеральных журналистов Коротичей, а и, как потом стало известно, на самом верху — даже в лице главного идеолога КПСС Александра Яковлева. Всеволод Кочетов про СССР, Сталина и «сталинизм»Стоит обратить на интересные выдержки из романа писателя В.А.Кочетова «Чего же ты хочешь?», в которых заостряется внимание на тактику борьбы против коммунистов и СССР, которую Кочетов прозорливо вложил в речи героев-антисоветчиков романа, чтобы предупредить. С позиции нынешнего времени мы можем судить о прозорливости писателя. «…Прошу вас внимательно выслушать меня. Это будет несколько утомительно, может быть, но необходимо. Возможность атомных и водородных ударов по коммунизму, с которыми носятся генералы, с каждым годом становится всё проблематичней.
На свой удар мы получим такой же, а может быть, и более мощный удар, и в ядерной войне победителей не будет, будут одни покойники. Точнее, пепел от них. Новых, более мощных, разрушительных средств для ведения войны на уничтожение коммунизма, и в первую очередь Советского Союза, мы пока не имеем. Да, кстати, их, может статься, никогда и не будет. Но независимо, будут они или не будут, а покончить с коммунизмом мы обязаны. Мы обязаны его уничтожить. Иначе уничтожит нас он. Вы, немцы, чего только не делали, чтобы победить Россию, Клауберг. И массовое истребление людей, и тактика выжженной земли, и беспощадный террор, и танки «тигр», и орудия «фердинанд». И всё же не русские, а вы были разбиты. А почему? Да потому, что предварительно не расшатали советскую систему. Вы не придали этому никакого значения. Вы ударились о монолит, о прочные каменные стены. Может быть, вы надеялись на стихийное восстание кулаков, как русские называли своих богатых крестьян? Но кулаков коммунисты успели раскулачить, и вам достались одни обломки — на должности сельских старост, полицаев и иных подсобных сил. Вы надеялись на старую интеллигенцию? Она уже не имела никакого влияния. Она растворилась в новой рабоче-крестьянской интеллигенции да и сама давно переменила свои взгляды, поскольку коммунисты создали ей все условия для жизни и работы. Вы надеялись на политических противников большевизма — троцкистов, меньшевиков и прочих? Большевики своевременно их разгромили, рассеяли. Да, собственно, что я рассуждаю за вас! Вы ни о чём этом и не думали. Ваши секретные документы свидетельствуют об одном: уничтожай и уничтожай. Довольно тупая, топорная программа. Одного уничтожишь, а десять оставшихся-то, видя это, будут ещё отчаяннее сопротивляться. Уничтожите миллион, десять миллионов станут драться против вас с утроенным ожесточением. Неверный метод. Лучшие умы Запада работают сегодня над проблемами предварительного демонтирования коммунизма, и, в первую очередь, современного советского общества». Далее: «…Работа идёт со всех направлений и всем направлениям. Они, коммунисты, были всегда необычайно сильны идеологически, брали над нами верх незыблемостью своих убеждений чувством правоты буквально во всём. Их сплочению способствовало сознание того, что они находятся в капиталистическом окружении.
Это их мобилизовывало, держало в напряжении, в готовности ко всему. Тут уж ни к чему не прицепишься, никак не подберёшься. Сейчас кое-что обнадеживает. Мы исключительно умело использовали развенчание Сталина. Вместе с ниспровержением Сталина нам удалось… Но это потребовало, господа, работы сотен радиостанций, тысяч печатных изданий, тысяч и тысяч пропагандистов, миллионов и миллионов, сотен миллионов долларов. Да, так вместе с падением Сталина, продолжаю, нам удалось в некоторых умах поколебать и веру в то дело, которое делалось тридцать лет под руководством этого человека. Один великий мудрец нашего времени — прошу прощения за то, что не назову вам его имени,— сказал однажды: «Развенчанный Сталин — это точка опоры для того, чтобы мы смогли перевернуть коммунистический мир». А также: «…Россия ещё полна фанатиков. Это и старые, и средние, к сожалению, и молодые. Они ничего не уступят. Ни религией, ни накопительством, ничем этим их не взять. Возможно одно: компрометация таких в глазах широкого народа. Со многими удалось покончить тем, что их объявили сталинистами, взяв для этого термин, остроумно придуманный в своё время господином Троцким.
— А на самом-то деле они сталинисты или нет? И что это такое? И в чём тут криминал — быть сталинистом? Разве сам Сталин не был марксистом, революционером, большевиком? Во всей писанине по этому поводу я толком так и не разобрался. — Какое это имеет значение, синьор Карадонна! Сталинист — не сталинист! Важно, что с помощью этого термина он скомпрометирован. — Нет, нет, мне важно понять, мисс Браун. Вы специалист, кремленолог, вы должны знать. Что, у сталинистов своя, особая программа? Она противоречит общей программе большевиков? — Чудак вы, честное слово. Это мы, мы их так назвали. Точнее, повторяю, господин Троцкий. И дело совсем не в сущности слова, а в возможности — в возможности бить их этим словом…» Фактически Кочетов проводит мысль, что среди большевиков не всё были большевиками. Почему Кочетов понимал, что после ухода Сталина жизнь Союза прекратится? Кочетов будучи, в первую очередь, мыслителем, понимал к чему ведёт действующая политика власти. Художественным образом он мог представить дальнейшую судьбу советской жизни, и все его подозрения оказались точными. Кочетов был одним из тех верных коммунистов, которые даже под прицелом могли отстоять свою точку зрения.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|