Несколько лет назад столичный культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлове» взял да и отметил День рождения Матрёшки. Намекая при этом, что данное событие - «первое за 200 лет подобного рода празднование». Именинницу чествовали, как положено, в традиционном русско-московском стиле: с пирогами и блинами, сбитнями и квасом, конкурсом на самую оригинальную раскраску матрёшек и прочими забавами. Но касательно возраста повод для дискуссии всё же находится.
Дочь Фукуруму
Вообще-то археологи находили куклы, подобные матрёшкам, на раскопках различных цивилизаций практически по всему миру. И, право же, недаром одна из версий происхождения слова «матрёшка» связана с именем индуистской богини-матери Матри. Но вот прародительницей нашей, современной русской матрёшки совершенно точно стали японские куколки-вкладыши кокэси.
Одну из таких оригинальных куколок, выполненных в виде набора фигурок-вкладышей буддийского мудреца Фукуруму с лукавым и в то же время симпатично-добродушным лицом, кто-то из путешествующих привез в Москву с острова Хонсю. Куколка очень приглянулась Елизавете Григорьевне Мамонтовой, супруге известнейшего промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Тут надо сказать, что в конце XIX в. в России наблюдался огромный подъём интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам, народным промыслам. На гребне этой волны Мамонтовой пришла в голову гениальная идея «русифицировать» японскую игрушку. Вот она и заказала мастерам Абрамцевской мастерской столяров и резчиков серию деревянных кукол, которые бы вкладывались одна в другую.
Так что создатель первой русской матрёшки - круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и русском народном платье, с петухом в руках - совершенно конкретный токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. А эскиз для её росписи выполнил художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и разукрасивший. Первая матрёшка оказалась «восьмизарядной»: внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запелёнутого младенца.
Несмотря на то, что матрёшка родилась в стенах мастерской с вывеской «Детское воспитание», артистичная штучность работы предопределила совсем недетскую стоимость игрушки: в основном её покупали взрослые ценители искусства. Однако за стенами Абрамцева кукла стремительно «опростилась»: получила широчайшую известность и горячую народную любовь. И начали матрёшку резать-красить-украшать все, кому не лень. И стала матрёшка настоящей Машей, Маней, Матрёной, подлинно народной, русской куклой. Такая популярность японскому прототипу и не снилась!
Русский вариант кокэси не менее быстро заслужил международное признание: уже в 1900 г. он получил медаль Парижской Всемирной выставки. И Звёздочкин, и Малютин позднее работали на фабрике игрушек в Сергиевом Посаде, в советское время переименованном в Загорск.
Главная техническая особенность загорской росписи - нанесена она гуашью, а не анилиновыми красками, как у других. На одном из «матрёшечных» сайтов в Интернете ей даётся такая характеристика: «Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают её по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу - и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрёшки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской - остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, используя приём тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится ещё ярче и нарядней».
Загорская матрёшка и в дореволюционные, и в советские времена продолжала брать первые премии на крупных международных выставках игрушек: в Брюсселе и Лондоне, в Торонто и Монреале. Наибольшую известность снискала продукция матрёшечных мастерских Ивановых, Богоявленских, а также артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После Великой Отечественной войны загорская матрёшка начала терять индивидуальность: поставленная на поток, она перестала быть штучным товаром, её точение и роспись во всё большей степени выполнялись автоматизировано. Другие мастера, другие регионы подхватили этот народный промысел, не дали ему превратиться в скучный ряд одинаковых форм и лиц.
Семеновская стать
Загорская матрёшка была первопроходцем, честь ей и хвала. В сегодняшней России именно она считается наиболее традиционной и характерной. Ей, кстати, в нынешнем году исполняется 90 лет. А появилась она на нижегородской земле, в лесных староверских местах случайно, прописавшись для начала в старинном заволжском селе Мериново.
В былые времена имело это село славу разбойничью и раскольничью. Недаром здесь неоднократно зимовал и пиры на весь мир закатывал лихой Стенька Разин со своими удальцами. Клады разинские много лет потом в окрестностях Мериново искали, кто только на поиски не приезжал. Но никто ничего так и не нашёл. А благосостояние мериновским мужикам принесли не призрачные сокровища, а забавная русская игрушка.
Собственно, в Мериново и до появления там матрёшки в 1922 г. традиционно занимались ремесленным производством игрушек, более сотни мастеров их делали и продавали потом по базарам да ярмаркам. С одной из таких ярмарок кто-то и привёз новинку -симпатичную загорскую матрёшку. Очень она мериновцам понравилась, и постепенно стали они резать похожих куколок, но на свой манер.
Взять того же Аверьяна Вагина: честно хотел загорский стиль копировать, и так к нему прилаживался, и эдак, но вот только рука проказничала: то вместо девушки в сарафане получался хитрый, плешивый мужик со здоровенными усищами, то дородный купчина в щёгольской шляпе, то добрый молодец с копьём и окладистой бородищей.
Арсений Майоров женский пол матрёшечный не менял, но вот дочери его принялись вовсю экспериментировать. Старшая Люба взяла как-то да и вывела на кукле рисунок тонким гусиным пером, а потом расписала анилиновыми красками. Очень нарядная куколка получилась, в кокошнике, ярко-алом переднике, а центре передника -ромашка полевая. Младшей дочери Зинаиде очень эта матрёшка понравилась, и она ей кое-что от себя пририсовала.
Арсений сначала на «баловство» дочерей сердился, но тут один заезжий художник дал ему дельный совет: «Хорошо пишут кукол твои дочери! Не копируй загорский стиль, делай своих, мериновских сельских красавиц. Народ с руками их оторвёт!»
Внял Арсений Майоров совету, а за ним и остальные мастера потянулись. С тех пор семёновская матрешка обрела свой собственный образ и с загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрёшка - городская, сдержанная, более строга в одежде. Семёновская - радостная, непосредственная, яркая, словно её только что из хоровода девичьего вырвали. Такой румянец на щеках - клюква обзавидуется. Ой, и прав заезжий художник оказался! Очень нравилась покупателям именно эта нарядная девушка, которую вслед за мериновцами стали резать жители и других деревень. А поскольку тяготели эти сёла к городку Семёнову, то и игрушка в итоге получила имя - семёновская.
Современная семёновская матрёшка одета в красный сарафан, в белый фартук, на голове - жёлтый платок с цветочной каймой, в руках - пышный букет. На щеках горит яркий румянец. В 1970 г. сотворили семёновские мастера подлинное чудо: метровой высоты 72-местную матрёшку. Это только кажется, что метр - это много, а в диаметре, кстати, она вдвое меньше получилась. Работа искуснейшая, стенки каждой куклы просвечивали, да и то сказать - толщина их не превышала полмиллиметра! Двух одинаковых нет: у каждой - своё лицо, свой наряд, своя стать. Сначала эта удивительная матрёшка привлекла всеобщее внимание на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А потом отправилась в Японию на ЭКСПО-72, можно сказать - в гости к своему родителю, мудрецу Фукуруму. Японцев трудно чем-либо удивить, но семёновская матрёшка сразила их наповал. Категорически отказались обратно её в Россию опускать, выкупили за приличные деньги. Где она сейчас хранится - сказать трудно. Ей бы сейчас на своё законное место попасть - в музей «Золотой хохломы» города Семёнова.
Большая семья
У семёновской матрёшки немало достойных родственников. Нарядную куколку делают в нижегородских сёлах Полховский Майдан и Крутец, в Твери и Вятке, Липецке, Воронеже и Кирове, в Башкирии, Мордовии и Республике Мари Эл.
Полховские матрёшки более стройные, хотя с Барби тоже не соревнуются. Раньше, с конца 1920-х гг. блистала продукция фабрики «Красная заря», которая применяла собственные, очень разнообразные художественно-декоративные наработки в оформлении матрешек, выгодно отличаясь этим от конкурентов: росписи «цветы с наводкой», «цветы без наводки», «рисунок под масло», «пестрение», матрёшки вытянутые (долговязые), растянутые (пузанки), «фигуристые», примитивные - каких только форм не изобретали! Теперь же в основном процветает частный семейный подряд: муж стоит за токарным станком, жена и старшие дети - на росписи сочными анилиновыми красками.
Грунтуют полховскую матрёшку, как и семёновскую, картофельным клейстером. Втирают его в поры дерева, чтобы краски не растекались по деревянным волокнам. «Наводка» чёрной тушью по высохшей загрунтованной поверхности тоже выполняется по-семёновски: такой же овал лица, глаза, нос, губки. А вот дальше идут отличия: и сарафан более пёстрый, весь усыпанный крупными красными, белыми и жёлтыми цветами, и многие другие детали выполнены в иной, отличной от семёновской, манере.
Вятская матрёшка инкрустирована ржаной соломкой. Её выращивают на специальных делянках и срезают вручную серпом. Одну часть соломы проваривают в растворе соды дозолотистого цвета, другую оставляют белой. Потом солому разрезают, разглаживают, особым инструментом - штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. На завершающем этапе расписанную анилиновыми красками и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка - самая северная, вот и выглядит соответствующе: голубоглазая, светловолосая, с мягкой застенчивой улыбкой.
Воронежская матрёшка тоже взяла и отличилась: лет эдак 40 назад стала всё чаще и чаще обретать форму куриного яйца. Законодательницей этой моды выступила главный художник творческого центра «Воронежский сувенир» Елена Матвеева, чьи авторские работы брали первые премии на многих международных выставках. Другая характерная черта воронежской матрёшки - красный платок с синими цветами. Именно такие платки выпускала в прошлом веке мануфактура фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии. Эти платки, отличаясь высоким качеством, были вполне доступны простым людям и поэтому успешно конкурировали даже с прославленными павловопосадскими изделиями.
Тверская матрешка отличается склонностью к историческим и сказочным персонажам, у неё в героинях ходят не простые, озорные крестьянские девушки, а всё больше Снегурочки, царевны Несмеяны, Василисы Прекрасные и прочие «важные особы». Наряды и головные уборы этих матрёшек, на радость коллекционерам, очень разнообразны.
Мордовская матрёшка-эрзяночка одета в характерный национальный костюм с высоким головным убором и целым иконостасом бус вокруг стройной шеи. В сёлах Мордовии последние годы особенно процветает индустрия матрёшечного полуфабриката. Взять хотя бы сельцо Теньгушево, в котором петухи на три области поют: до границы с Нижегородской областью - три километра, с Рязанской - десять. Летом возле многих домов громоздятся ошкуренные липовые жерди и чурбаки. Древесину сушат, а потом делают из неё «голыши» - белые корпуса матрешек без росписи. Промысел идёт с советских времён, когда в селе поставили деревообрабатывающий комбинат и открыли спеццех от Ельниковской фабрики сувениров. Работа спорилась, теньгушевская матрёшка даже на экспорт пошла. В годы перестройки цех сгорел, предприятие развалилось. Обанкротилось государство - засучили рукава сами мужики: поставили дома токарные станки и принялись делать то, что раньше делали в казённом доме за ту же зарплату. И, собственно, не прогадали: бизнес оказался прибыльным, село живёт неплохо.
Расписывают «голыши» в других местах, поэтому, что в конечном итоге получается - трудно сказать. Большие партии забирают перекупщики из Москвы, так что многие матрёшечного типа ленины-сталины вполне могут оказаться с мордовскими корнями.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.