Google создал целое поколение людей, которые не так умны, как им кажется, предупреждают исследователи.
«Интернет — это невероятно мощная среда, где вы можете ввести в поисковую форму любой запрос и где у вас есть доступ к знаниям всего мира, — сказал ведущий исследователь Мэтью Фишер из Йельского университета, — в результате можно очень легко перепутать собственные знания с данными из внешнего источника».
В серии экспериментов, результаты которых были опубликованы Американской ассоциацией психологов, испытуемые, искавшие информацию в сети, искренне считали, что они более осведомлены по сравнению с контрольной группой, не связанной с поиском.
Результаты удивили исследователей: испытуемые имели сильно завышенное чувство осведомлённости даже в тех случаях, когда их поиск нужной информации в сети ни к чему не приводил. Кроме того, после поиска в сети испытуемые считали, что их мозг работает намного активнее, чем у представителей контрольной группы.
Всего экспериментов было 9, число участников варьировалось от 152 до 302, всех их набирали через интернет, и в каждом эксперименте участники были разными.
В одном из экспериментов интернет-группа использовала поиск для того, чтобы ответить на четыре вопроса (к примеру, «как работает застёжка-молния»?) и представить ссылку на сайт с лучшим ответом. А контрольной группе просто дали текст с самыми исчерпывающими ответами на четыре вопроса, скопированными с лучших сайтов.
Потом была проверена способность представителей обеих групп отвечать на вопросы, не связанные с поиском в интернете (к примеру, «почему облачные ночи теплее»?).
Во всех случаях представители интернет-группы считали себя более осведомлёнными. Даже если им не удавалось добраться до нужной информации из-за фильтров Google или из-за высокой сложности вопросов (к примеру, «почему история древних кушитов была более мирной, чем греческая»?), это никак не влияло на их самооценку.
«Когнитивные эффекты от „пребывания в режиме поиска“ могут быть настолько сильны, что люди чувствуют себя умнее даже тогда, когда не сумели найти в сети того, что им нужно», — сказал соавтор исследования Фрэнк Кейл, профессор психологии из Йельского университета.
В другом эксперименте испытуемые, занимавшиеся поиском, думали, что их мозг работает активнее по сравнению с контрольной группой: когда им показывали картинки с результатами томографии головного мозга, «своей» они всегда считали ту картинку, на которой различные области мозга «светились» наиболее интенсивно.
«В ходе исследований людям стоит активнее читать книги или обращаться за помощью к экспертам, вместо того чтобы искать информацию в сети. Тогда, если вы не знаете ответа на какой-либо вопрос, это будет для вас совершенно очевидно, и, чтобы найти ответ, нужно будет приложить определённые усилия. С появлением интернета грань между тем, что вы знаете, и тем, что вы думаете, что знаете, стала очень размытой», — сказал Фишер.
«Повсеместное использование смартфонов может серьёзно усугубить эту проблему, поскольку интернет-поиск всегда под рукой, и негативный эффект будет проявляться всё сильнее по мере того, как дети, не выпускающие смартфоны из рук с самого раннего возраста, будут взрослеть», — говорит Кейл.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.