Лев - громовержец. Как Толстой стал «величайшим религиозным явлением»
190 лет назад, 9 сентября 1828 года, в одной русской аристократической семье родился четвёртый ребёнок. Дело было под Тулой, в наследственном имении матери — Ясной поляне.
В принципе одного этого названия достаточно, чтобы понять, о ком идёт речь. Потому что существует только один человек, которого называли «яснополянский исполин», — Лев Николаевич Толстой.
Банальные слова энциклопедий (что отечественных: «Лев Толстой — великий русский писатель», что зарубежных: «Leo Tolstoy — один из величайших романистов мира») особых эмоций уже не вызывают. И напрасно! Величие Толстого не та вещь, от которой можно просто отмахнуться, что признавали литераторы немаленького калибра.
Солнце против правил
Скажем, Владимир Набоков, который ставил себя чрезвычайно высоко, о Толстом говорил с почтительным придыханием. А на своих лекциях он устраивал целое действо. Задёргивал шторы и зажигал дальнюю лампу: «Это Пушкин на небосводе русской словесности». Зажигал лампу поярче: «Это Гоголь». Ещё ярче: «Чехов». А потом распахивал шторы и под ослепительное солнце возглашал: «А это Толстой!»
Боксёр Эрнест Хемингуэй мыслил в других категориях: «Я начал очень скромно и побил господина Тургенева. С господином Стендалем у меня дважды была ничья... Но ничто не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого».
Заметим, что это всё о покойном уже классике. Ивану Бунину довелось встретиться с живым и полным сил писателем. Вот что говорил будущий нобелевский лауреат: «Быстрый, страшный, со своими страшными, серыми, глубоко запавшими глазами... Я даже чуть не...» Далее следовали слова не для печати — мол, при одном только виде Толстого с ним случился приступ медвежьей болезни.
Это физически ощутимое, подавляющее, вгоняющее в ужас и трепет величие идёт вразрез с привычным образом седобородого мудрого старца. Впрочем, вразрез с этим образом идёт многое. Толстой всегда шёл против всех и всяческих правил, ломал их нещадно и выстраивал свои.
Давай деньги!
Так, ему удалось окончательно превратить литературу в профессию, которая может прокормить и писателя, и его семью. Разумеется, кое-какие выплаты доставались авторам и до Толстого. Но только он поставил дело на постоянную основу.
1852 год, никому не известный молодой человек, скрывающийся под инициалами Л. Н. Т., посылает рукопись «Детство» в журнал «Современник», которым руководит поэт Николай Некрасов, знаменитый среди коллег прозвищем Кровопивец за феерическую жадность в гонорарной политике. Рукопись принимается с восторгом, однако при этом сообщается, что денег дебютантам не положено.
Автор в это время служит на Кавказе артиллеристом. Теоретически всё его время должна занимать война, что отчасти подтверждается им самим: «По мере сил моих буду способствовать с помощью пушки к истреблению хищников и непокорных азиатов». Но даже в условиях чеченских набегов он успевает дать в письмах Некрасову такую взбучку, что тот сдаётся и платит дебютанту 50 рублей за авторский лист.
Дебютант же любил английского писателя Сэмюэля Джонсона, говорившего: «Все, кроме завзятых болванов, всегда писали только из-за денег». И усиливает давление на Кровопивца. В результате молодому Толстому удаётся повысить свой журнальный гонорар до 100, а потом до 250 рублей за лист, а немного погодя — добиться процента с выручки. Для сравнения: вечный соперник Толстого Фёдор Достоевский в среднем получал 100-150 рублей. Неподъёмную глыбу «Войны и мира» Толстой продал по 500 рублей за лист, а последний свой роман, «Воскресение», — за 1000.
Ударом на удар
Напор и величие Льва Николаевича были настолько сильны, что капитулировали не только издатели — Толстой был первым, кто сумел выиграть в безнадёжном, казалось бы, противостоянии «писатель против государства».
Начал, впрочем, не он. Издательская фирма «Посредник», проект Толстого, выпускала недорогие книги для народного просвещения. Одно это уже казалось подозрительным. Цензор Климент Воронич прямо писал: «Впервые в литературе такой гениальный талант посвящён сермяжному народу». Ознакомление с содержанием книг «Посредника» возмущало уже до глубины души: «Духовная пища, предлагаемая народу в форме художественно изложенного мировоззрения графа Толстого, есть чистейший разлагающий яд». Под «ядом» понимали, например, отрывок из романа Фёдора Достоевского: «Рассказ старца Зосимы» как несогласный с духом учения православной веры следует запретить к печати«. Книгу «Пословицы на каждый день» отклонили, поскольку там не было «ни перечня святых, ни генеалогической таблицы царствующего дома». И в довершение потребовали полного исключения из книжек девиза: «Не в силе Бог, а в правде».
Толстой же отвечает ударом на удар — и делает это настолько мощно, что всем становится ясно, кто тут победитель. Вот что записывает в своём дневнике литератор Алексей Суворин: «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии. Его проклинают, отлучают от Церкви. Толстой отвечает, ответ расходится в рукописи и в заграничных газетах. Попробуй кто тронуть Толстого. Весь мир закричит, и наша администрация поджимает хвост».
И даже этого мало. В финале своей жизни Толстой перестаёт быть писателем, но взамен достигает каких-то совсем уже невозможных высот. Лучше прочих об этом сказал православный философ Василий Розанов: «Толстой, при полной наличности заблуждений, ошибок и дерзких слов, есть огромное религиозное явление, может быть, величайший феномен русской религиозной истории за 19 веков».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Здравомыслящий и осознанный человек не остановится в богоискании на иудейском христианстве. Что и подтверждается столь повышенным интересом Льва Николаевича к Ведам. Это радует. Неожиданная сторона Л.Н. Толстого...
Лев Толстой был отлучен от церкви. Но это была не анафема! Дословно Послание Священного Синода звучало так:
«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной».
Что именно было противно мертвому Христу не обсуждаем. Это было противно, разумеется ЧЕЛОВЕКАМ, попам. За что живые тогда попы ополчились на Льва Толстого?
Лев Толстой действительно в течение длительного времени проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением. Он отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам.
Короче, русский человек отказался верить в то, что еврей - это бог для русского. Скажем так, мой прадед был человеком немаленьким, мягко говоря, в то время; о чем он говорил рассказала бабушка. Правда, Толстого понесло на Кришну, он не понял что хрен редьки не слаще, но это его выбор.
Толстой всей душой и сердцем верил в Бога и следовал заповедям Христа, а не догматам церкви. За что и был отлучен. Прочтите его короткий рассказ "В чем моя вера." За что Л. Н. Толстого отлучили от церкви http://www.proza.ru/2010/01/28/1447 Агония Русской православной Церкви. https://infopedia.su/15x1158e.html
В своё время мой круг общения был значительно религиозный, христианский. Но выйдя из него, в последствии я встречал многих "отпадших" и удивлялся их речам: их Бог, по прошествии времени, значительно отличался от прежнего, навязанного догмой и традицией,- это был уже не библейский, а как бы выросший из личного внутреннего общения вне т.н. церкви. И они прежде всего говорили о любви и внутренней работе, полном нежелании возвращаться назад, как и о каком-либо объединении в систему. Тенденция, однако.
А ты у "бога", христианского или нет, не спрашивал, зачем он войны устраивает? Интересно даже не столько зачем, сколько, можно ли называть богом того, кто устраивает войны или попустительствует им. По-русски такое существо архидемоном назазывается...
Вы видите в моём вопросе предвзятость. У фанатиков всегда так. Ответить на вопрос не смогут, все что под силу фанатикам - это анафема или то, что сделали с Толстым.
А ведь Толстой рассуждал точно так, как и я. Что, Христос - бог? Русские ему молятся. Русские любят свою родину, а получают... об этом Толстой тоже писал.
Опомнитесь и поймите, что враги ваши не буры, не англичане, не французы, не немцы, не чехи, не финляндцы, не русские, а враги ваши, одни враги - вы сами, поддерживающие своим патриотизмом угнетающие вас и делающие ваши несчастия правительства.
Они взялись защищать вас от опасности и довели это мнимое положение защиты до того, что ВЫ ВСЕ СТАЛИ СОЛДАТАМИ, РАБАМИ, все разорены, всё более и более разоряетесь и всякую минуту можете и должны ожидать, что натянутая струна лопнет, НАЧНЕТСЯ СТРАШНОЕ ИЗБИЕНИЕ ВАС И ВАШИХ ДЕТЕЙ. И как бы велико ни было избиение и чем бы оно ни кончилось, положение останется то же. Так же и еще с большей напряженностью правительства будут вооружать и разорять, и развращать вас и детей ваших, и остановить, предупредить это никто не поможет вам, если вы сами не поможете себе.
Помощь же только в одном - в уничтожении того страшного сцепления конуса насилия, при котором тот или те, кому удастся взобраться на вершину этого конуса, властвуют над всем народом и тем вернее властвуют, чем более они жестоки и бесчеловечны, как это мы знаем по Наполеонам, Николаям I, Бисмаркам, Чемберленам, Родсам и нашим диктаторам, правящим народами от имени царя.
Для уничтожения же этого сцепления ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО СРЕДСТВО - ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ ГИПНОЗА ПАТРИОТИЗМА.
Пирогово, 10 мая 1900 г.
Вот за что Толстого подвергли гонениям, не за Христушку! Церковь и государство - два сапога пара. Вот царь и дал команду "ату, взять его!" церкви.
Впрочем, это царю не помогло. Семью, правда, не расстреляли, но трона он лишился.