«В первую очередь этот ленд-лиз был выгоден самим американцам. Типично масонское хитрожопие. Развитие своего производства, сбыт продукта за золото, сохранение благостного имиджа борца с Гитлером и тп. Куда ни ткнись - везде выгода. И к раздаче поспели вовремя. На самом деле ценное самое было в поставках - тушенка и грузовики, это да. Хавчик и механизация. Боевую технику никто не хвалит ни из историков, ни из мемуаристов.»
Знакомому с историей читателю известно, что Гитлеровская Германия и Сталинский СССР, беззастенчиво развязавшие Вторую Мировую войну в Европе, действовали по взаимному сговору. В 1939 году 33% экспорта из СССР направлялось в Германию, а вся советская пресса кричала о небывалой дружбе двух социалистических стран, плюющих на отжившие буржуазные демократии Запада. В апреле 1941 года СССР подписал Договор О Нейтралитете с Японией, планировавшей откусить здоровенный кус Юго-Восточной Азии. Этот договор был необходим Японии в качестве страховки в том, что СССР не вмешается в планируемый ими конфликт с Соединёнными Штатами.
Предупреждения о грядущей гитлеровской операции «Барбаросса» – о нападении на СССР – поступали к Сталину из разнообразных источников, но так велика была вера Мудрейшего Вождя Народов в его друга Гитлера, что он отказывался им верить. 11 марта 1941 года Президент Рузвельт вручил советскому послу в Вашингтоне копию плана «Барбаросса», с риском для жизни выкраденную американскими агентами в Берлине. 10 июня англичане передали советским аналогичную информацию. Всё было напрасно: мудрейший из мудрых, кремлёвский усач отказывался верить, что кореш-пахан всадит и ему нож в спину - как водится среди преступников... В течение первых месяцев войны, после нападения Германии, в Кремле царили полнейшая паника и растерянность. В эти месяцы Советский Союз потерял:
72% всех своих танков, 34% военных самолётов, 56% мелкого стрелкового оружия, 69% противотанковых орудий, 59% артиллерийских орудий и миномётов.
На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 года, проживало до войны около 40% населения страны, там добывалось 63% угля, там выплавлялось 58% довоенной стали и 60% алюминия. С этой земли до войны собирали 38% урожая зерновых, на ней производилось 84% сахара, поголовье скота составляло 38%, свиней - 60% от общесоюзного поголовья, на этой территории находились 41% всех автодорог страны. Без помощи из-за рубежа Советскому Союзу было не продержаться.
После того, как германские войска пересекли советскую границу, Сталин обратился к Черчиллю и Рузвельту с просьбой о немедленной военной помощи.
Англия сразу же пообещала помощь. США, хотя и не находились формально в состоянии войны с Германией, тоже согласились помочь. Первые конвои с необходимыми для ведения войны материалами были отправлены Советскому Союзу ещё до подписания соглашения о лендлизе. Протоколы, определяющие поставку товаров лендлиза, были подписаны позже. Советский Союз согласился на выплату ленд-лизовских долгов после войны наличными или бондами, оговоренными условиями договора. Разговоры о выплате долгов ленд-лиза за счёт золотого запаса – ложь.
Организация доставки огромного количества товаров, затребованных Советским Союзом, оказалась очень непростым делом.
В 1941 году и союзники не были готовы к подобным операциям, и Советский Союз не был готов к приёму товаров. К примеру, в августе 1941 года самый тяжёлый портовый кран в Мурманске мог подымать всего лишь 11-тонный груз. Англичанам пришлось в первую очередь поставить русским более мощный кран, без которого разгрузка судов была невозможной. Британскому Королевскому Воздушному Флоту пришлось также взять на себя миссию защиты Мурманского порта с воздуха от самолётов Люфтваффе. 151-я эскадрилья истребителей совершила перелёт из Англии в Мурманск и была расквартирована в Ваенге, в 20 милях от Мурманска в августе 1941 года. В её составе было 24 Hurricanes (15 дополнительных истребителей были присланы в разобранном виде морским путём и собраны на английской военно-воздушной базе в Ваенге).
Поставки Америки Советскому Союзу можно разделить на следующие периоды: 1."Пре-лендлиз" - с 22 июня 1941 года до 30 сентября 1941 года. Эти поставки не входили в лендлиз; прямые закупки внезапно затребованного СССР оборудования осуществлялись, как и любые другие срочные международные закупки, за золото.
2. "Первый период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 1 октября 1941 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 октября 1941 года по 30 июня 1942 года.
3. "Второй период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 6 октября 1942 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943 года.
4. "Третий период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 19 октября 1943 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля 1943 года по 30 июня 1944 года.
5. "Четвёртый период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 17 апреля 1945 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля - формально до 12 мая 1945 года, но поставки продолжались во время войны с Японией (в которую СССР вступил 8 августа 1945 года) по условиям Соглашения "Milepost" вплоть до капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. С 20 сентября 1945 года все операции лендлиза были внезапно прекращены по требованию СССР, и Америке пришлось оставить уже переброшенные материалы в Англии.
В приводимом ниже кратком списке перечисляются основные материалы, затребованные СССР в военное время и поставленные ему союзной Америкой согласно программе лендлиза с самого начала и до конца сентября 1945 года:
Самолётов - 14,795 Радарных установок - 2,626 Танков - 7,056 Джипов - 51,503 Грузовиков - 375,883 Мотоциклов - 35,170 Тракторов - 8,071 Пушек - 8,218 Пулемётов - 131,633 Взрывчатых веществ - 345,633 тонны Стройоборудования - на сумму $10,910,000 Железнодорожных вагонов - 11,155 Локомотивов - 1981 Грузовых судов - 90 Судов - охотников за подводными лодками - 140 Торпедных катеров – 197 Фрегатов – 28 Подводных лодок – 105 Корабельных двигателей - 7,784 Продовольствия (консервов) - 4,478,000 тонн Машиностроительного оборудования - на сумму $1,078,965,000 Стали – 2,3 миллионов тонн (этого количества стали достаточно для изготовления 70,000 танков Т-34) Цветных металлов - 802,000 тонн, Нефтепродуктов - 2,670,000 тонн, Химических веществ - 842,000 тонн, Хлопчатобумажных изделий - 106,893,000 кв.ярдов, Кожи - 49, 860 тонн, Автомобильных шин - 3,786,000 Полевых телефонов - 245,000 (всего телефонов – 423,000) Армейских сапог - 15,417,000 пар.
Общая стоимость товаров американского ленд-лиза составила 11.3 миллиарда долларов (в ценах времён Второй Мировой войны!) Кроме Америки, в программе ленд-лиза участвовала также Великобритания и страны содружества.
Напишу несколько подробнее о поставках вооружения.
Военные самолёты
Военные самолёты потребовались СССР прежде всего: без воздушного прикрытия наземные войска находились в полной власти противника. По ленд-лизу Советскому Союзу было поставлено 18% всего самолётного состава. Здесь важно иметь в виду, что значительная часть этиз поставок была осуществлена в самом начале войны, в критическое для выживания страны время. В целом, 20% всех советских бомбардировщиков были получены по ленд-лизу. Истребителей – 16%. Самолётов морской авиации – 29%. Некоторые модели были особенно популярными среди советских лётчиков: истребители P-39 Aircobra, бомбардировщики A-20 Boston и B-25 Mitchell, транспортные самолёты С-47, а также английские Kittihawks. В Россию было отправлено:
Истребителей P-39 Aircobra – 4719, Истребителей P-40 – 2397, P-47 – 195, Истребителей Hurricane – 2952, Истребителей Spitfire – 1331, Двухмоторных бомбардировщиков A-20 – 2908, Бомбардировщиков среднего радиуса действия B-25 – 862. (У меня нет точных данных о числе истребителей Kittihawk).
Снимок – разгрузка американских самолётов в Мурманском порту:
Многие советские пилоты стали Героями Советского Союза, летая именно на ленд-лизовских самолётах. Советская правительственная историография в течение долгого времени старалась скрыть или свести к минимуму важность полученных по ленд-лизу истребителей. Ещё в 1980-х годах правдивая информация об этом была полностью недоступна советскому читателю, которому рассказывали, что на американских и английских самолётах летали только «иностранцы». На снимке ниже – краснозвёздный Tomahawk II AH965.
Только сравнительно недавно некоторые из пост-советских историков нехотя начали признавать, что русские пилоты летали на ленд-лизовских самолётах, и летали весьма успешно. Напомню, к примеру, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, пилотировавшего P-39 Airacobra. На этом же самолёте летал дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка. Дважды герой Ворожейкин летал на истребителе Kittihawk. Вот ещё один асс – подполковник Матвеев, запечатлённый рядом со своим Kittihawk-ом в 1942 году в Плеханово:
Лётчик Л.С.Кулаков на своём Спитфайре (он также летал на Киттихоуке и Кобре):
Этим и многим другим пилотам посвящена книга Джорджа Меллинга Soviet Lend-Lease Fighter Aces of World War 2:
Артиллерия.
Самыми необходимыми для СССР в начальной стадии войны были зенитные установки и противотанковые орудия. Срочные поставки этих вооружений включали:
37-мм противотанковых орудий – 35, 57-мм противотанковых орудий – 375, 37-мм зенитных орудий – 340, 40-мм зенитных орудий – 5400, 90-мм зенитных орудий – 240.
Танки и Транспортные средства
Первоначально поставлявшиеся в СССР танки были существенно хуже немецких. Тем не менее, они позволили хоть как-то заткнуть дыру в провалившихся фронтах. Позже Америка начала поставлять модели, которые были более совершенны, чем русские танки того времени – M4 Sherman/76, например. Эти танки надёжнее, обладали устройствами стабилизации пушек и новейшими радиосистемами. Союзники поставили по лендлизу 15% всех танков, использовавшихся бронетанковыми силами СССР, и что важнее всего – бОльшая часть этих танков пришлась на самое трудные первые годы войны. Было поставлено танков и транспортных средств:
Что касается американских грузовиков – во время войны говорили, что двигаться по украинской грязюке в направлении Германии могут только широко-колейные Т34 и американские грузовики фирмы Студебеккер. К концу войны из 665,000 автомобилей советского автопарка 427,000 составляли грузовики и джипы западного производства. Пусть читатель попробует представить себе, мог ли Советский Союз выиграть войну хотя бы без этих автомобилей, не говоря уже обо всём остальном!
Аммуниция и Взрывчатка
Союзниками было поставлено в СССР 317 тысяч тонн взрывчатки, в том числе 22 миллиона снарядов – это составляло более половины произведенной советской промышленностью взрывчатки (приблизительно 600 тысяч тонн)!
В дополнение к этому союзники доставили по ленд-лизу 103 тысячи тонн toluene – сырья, необходимого для производства взрывчатки и снарядов. Для ускорения налаживания производства снарядов Советскому Союзу было поставлено также 991 миллион разнообразных гильз для снарядов.
Пути доставки
Доставка осуществлялась Арктическими конвоями, а также через Персидский Коридор и Тихоокеанский Путь.
Тихоокеанским Путём была доставлена почти половина товаров по лендлизу: кораблями с западного побережья США до Владивостока и оттуда по Транс-Сибирской ЖД. После вступления Америки в войну для доставки товаров этим путём использовались главным образом советские суда или суда под советским государственным флагом. Всё равно, Япония пыталась препятствовать доставке товаров по Тихоокеанскому Пути. Для доставки пассажиров и оборудования по воздуху использовался также воздушный мост Аляска-Сибирь, известный как Alsib.
Америка поставила СССР львиную долю программы лендлиза, но помощь союзнику оказывали также Англия и Канада. Англия поставила Советскому Союзу 5,800 самолётов, 4,292 танка и 12 минных тральщиков. Канада - 1,188 танков, 842 бронетранспортёра, около миллиона снарядов и 208,000 тонн пшеницы и муки. Эти поставки сыграли существенную роль в ходе войны с гитлеровской Германией. После войны СССР делал всё возможное, чтобы стереть из памяти народа помощь, оказанную ему союзниками во время войны. Мало кто знает, что поставленные по лендлизу товары составили около 15% от общего количества, использованного СССР в военные годы. В особенности полезными оказались американские грузовики: Красная Армия двигалась вперёд по российской грязи ширококолейными танками Т-34 и американскими студебеккерами. 427 тысяч грузовиков и джипов из общего числа 665,000 советских подвижных средств во время WWII были поставлены Америкой.
За время войны западные союзники отправили в СССР 811 судов с товарами. Немцы потопили 58 из этих кораблей. 33 корабля вынуждены были возвратиться в порт отправки после повреждений, полученных вследствие немецких атак.
Наиболее горячими разгрузочными точками были порты Мурманска и Владивостока. Тихоокеанский путь был безопасней, но доставка товаров к европейскому театру военных действий занимала долгое время. После 1943 года союзники начали использовать главным образом Персидский Коридор, доставляя товары через Иран.
Что представляли собой конвои с товарами, отправляемыми в СССР по лендлизу? Первый из них прибыл в Советский Союз с драгоценным грузом благополучно, без всяких приключений. Но после этого немцы отправили подлодки и самолёты на перехват грузовых транспортов, направлявшихся в советские порты. Первые потери пришлись на конвой PQ-13 в марте 1942 года - немцам удалось потопить 5 судов. Тяжёлые потери понесли также PQ-14 и PQ-15. Чтобы уменьшить потери, Черчилль хотел увеличить время между отправкой конвоев. Королевский Флот предлагал приостановить все операции лендлиза на время летних месяцев 1942-го: летом солнце светит почти круглые сутки в северных широтах, что делало британские суда лёгкой добычей для немецких охотников. По политическим причинам Англия не могла остановиться ни на одном из этих планов, и грузовые суда продолжали движение по заранее согласованному с советскими расписанию. Конвою PQ-16 были приданы военные корабли сопровождения, и количество грузовых судов было увеличено до 35. Немцам удалось потопить семь из них и сильно повредить ещё одно судно. Выход PQ-17 пришлось несколько задержать, потому что военнморскому флоту необходимо было сопрвождать конвои, отправляемые на Мальту - у англичан просто нехватало кораблей для эскортирования. Американский флот тоже не мог помочь, поскольку американские военные корабли эскортировали грузовые суда вблизи берегов Америки. PQ отправился в июне 1942 года, с недостаточной охраной, и его постигла трагедия: немцам удалось потопить 32 из 36 судов с лендлизом. PQ-18, вышедший из порта 2 сентября 1942 года, потерял 13 из 40 судов.
Сколько груза могло быть перевезено одним конвоем PQ?
В январе 1944 года американский конвой с товарами лендлиза для Советского Союза вышел из Сиэттла во Владивосток (чтобы избежать нападения японцев, суда шли не под американскими, а под советскими флагами), команды судов были на всякий случай также укомплектованы русскими. Шесть из 46 судов были нагружены снарядами и пехотным оружием, четыре судна - пищевыми продуктами, два судна - грузовиками, одно судно везло коммуникационные устройства фирмы Вестингауз.
Всего один этот конвой доставил в Россию:
* 22000 тонн стали (provided by U.S. Steel). * 3000 шасси для грузовиков, поставленные заводами Форда (русские к тому времени могли уже сами собирать американские грузовики из поставляемых запчастей) * 3000 дифференциалов для грузовых трансмиссий (Thornton Tandem Co.) * 2000 тракторов для военного использования и для гражданских нужд (Allis Chalmers Co.) * 1500 батарей для автомобилей (Price Battery Corp.) * 1000 самолётов от North American Aviation Co. * 612 грузовых самолётов от Douglas Aircraft Co. * 600 сверхмощных грузовиков от Mack. * 500 самолётных двигателей от Allison. * 500 полугрузовиков от Minneapolis Moline Co. * 400 самолётов от Bell Aircraft. * 400 электромоторов от Wagner Electric Co. * 400 шасси для грузовиков General Motors. * 300 тонн шарико-подшипников от Fafnir Company. * 200 военных самолётов от U.S. Navy. * 200 самолётных двигателей от Aeromarine. * 100 грузовых трейлеров от General Motors. * 70 двигателей для истребителей (Pratt & Whitney).
К концу войны практически все советские танки были сделаны из высококачественной американской стали. Алюминия, доставленного по ленд-лизу в СССР (229 тысяч тонн), было достаточно для производства всех военных самолётов в течение двух лет войны. Да, не стоит забывать и о поставках продуктов питания в голодающую, разорённую войной страну, лишённую главных сельскохозяйственных районов: 3,8 миллиона тонн консервированной свинины, колбасы, масла, шоколада, яичного порошка и проч....
Хотите узнать, насколько русские благодарны Америке за вовремя пришедшую помощь? Вот Вам цитата из Живого Журнала: "Ну так вот, в 41 г. никакого ленд-лиза не было, а за необходимые товары СССР платил золотом да еще и по завышенным ценам". Или вот ещё - "разбитый харрикейн, на такой рухляди советские летчики отказались летать":
Обе жемчужины взяты в журнале развязного, болтливого пропагандона по имени Иван, neirolog. Его пасквиль назван Ленд-лиз - вклад в Победу или средство наживы?
Хммм... нажива? Ну, что ж, поглядим, как и когда Советский Союз расплатился по ленд-лизовским долгам с пришедшими ему в трудный час на помощь западными союзниками, и сколько навара получили США от этой помощи.
К концу войны СССР выплатил Соединённым Штатам менее одной трети общего долга в 11,3 миллиарда долларов.
Оккупация Сталиным стран восточной Европы после окончания войны ознаменовала начало холодной войны. Тем не менее (согласно статье New York Times от 1947 года), США предложило Советскому Союзу settlement, скостив весь оставшийся долг за исключением 1,3 миллиарда долларов. Советский Союз заявил, что согласен выплатить лишь 170 миллионов. Соглашение не было подписано, и на много лет всё застопорилось. СССР продолжал тянуть резину до 1972 года, когда инфляция доллара сделала все расчёты вполне анекдотичными. В 1972 году обе страны подписали, наконец, Соглашение о том, что СССР выплатит 722 миллиона долларов долга в рассрочку до 1 июля 2001 года. После развала совка долг был унаследован Российской Федерацией и выплаты совершенно обесцененных долларов были закончены к 2002 году. Читателю предоставляется возможность самому поразмыслить на досуге и о «жадных янки, нажившихся на руском горе», и о русском «честном слове»...
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Ну, да... После Великой Депрессии выбиться в мировые гегемоны, это надо очень хорошо заработать и на Германии и на СССР. Не зря американцы пробалтываются, что Вторая Мировая для США, это- очень ХОРОШАЯ война! И потерь всего чуть больше 700 тыс. Причем, ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД. Хотя, ко второму фронту они подключились только в 44 году. Не мешало бы уточнить их потери именно за этот период, а не где-то там в Африке!
У них- военная экономика. Вот почему после распада СССР, по всему миру творится бардак. Они ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ВОЙНАХ!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]